Статья только в электронной версии журнала
Михаил Вольф
Казалось бы, что может быть демократичнее электронной переписки: ни особых сортов бумаги, ни конвертов с вензелями, ни прочих выкрутасов для утех в духе “а вот я какой!” в ней не предусмотрено. Да и принятый в ней специфический стиль общения, одновременно вольный и лапидарный, сложившийся еще в те времена, когда этот вид связи объединял исключительно научные или программистские круги, также не способствует иерархическому ранжированию. Так-то оно так, да не совсем: извечное человеческое стремление к упорядочению нашло отражение и здесь. Причем проявилось оно, казалось бы, в самом абстрактном элементе электронных писем - в адресе.
Преобладающее число корреспондентов получают свои адреса от тех провайдеров, которые предоставляют им выход в Internet. Это может быть мировой гигант типа AOL или какой-нибудь провинциальный провайдер, дальше своего микрорайона никому не известный - роли не играет: в любом случае такой адрес говорит о вашей не то чтобы временности в Сети, но - как бы это помягче выразиться? - непредставительности что ли. Не случайно же пресловутое “коммерческое а” (или, на жаргоне, “собака”, “обезьяна” и т. п.) - иначе говоря, хорошо всем знакомый знак @, переводится с английского как “при”: а при ком вы, собственно, сударь (или сударыня), состоите? В таких примерах и предваряющая часть (то бишь имя конкретного адресата) тоже выглядит довольно произвольно: от разнообразных псевдонимов, больше напоминающих партийные клички, до гарантированно незапоминающегося набора букв и цифр. Впрочем, и тут есть свое исключение из правил: пользователи первого призыва бережно, как раритеты, сохраняют свои адреса вида 100123.456@compuserve.com: как известно, Compuserve начинал в свое время раздачу адресов в нарастающем порядке, отталкиваясь от 100000. А ветераны всегда и везде - даже и в электронном трафике - пользуются всеобщим уважением и почетом.
Совсем иначе смотрится письмо, если по другую сторону “собаки” стоит имя солидной организации: например, мирового банка или транснациональной корпорации, престижного университета или, на худой конец, правящей партии. Е-mail с таким обратным адресом не стыдно посылать при переписке с бизнес-партнерами, при подаче официального заявления во властные инстанции или даже для сердечного признания любимой девушке - никогда ведь не знаешь, какой аргумент может стать в ее глазах решающим. Хорошее отношение в виртуальном сообществе могут также обеспечить вам неприметные двух и трехбуквенные окончания: что-нибудь вроде org или net говорит о вашей работе в благородной некоммерческой организации или занятости в сетевом проекте глобального значения.
Все большее распространение, особенно в мире знаменитостей, получают адреса, базирующиеся на собственных доменах, имя которых производится от фамилии их владельцев. Тут главное - вовремя подсуетиться, успеть, пока дорожку не перебежал однофамилец - адрес-то должен быть уникальным. Так что лучше не дожидаться годами прихода славы, а заблаговременно к ней приготовиться.
Постепенно наличие собственного электронного адреса стало для поддержания коммуникаций императивом - не меньшим, чем когда-то наличие телефона (в опросах пользователи часто признаются, что они все больше отдают предпочтение электронной переписке, а не прямому телефонному контакту: она экономит время, позволяет точнее сформулировать мысли, не отнимает силы на дозвон или поиск собеседника и т. д.). У многих пользователей за прошедшие годы скопилась целая коллекция электронных почтовых ящиков: частных (несколько, так как бывает очень удобно разделить, например, общесемейную и сугубо личную переписку) и офисных (их тоже может быть несколько, но по другим причинам). Такая неразбериха, как и любой беспорядок, ведет в конечном итоге к печальным последствиям: представьте себе ситуацию, когда после переезда меняется провайдер или место работы - необходимость оповестить всех корреспондентов может привести в состояние шока. Эту потребность четко уловили многие провайдеры и предложили на своих доменах бесплатный сервис по ведению единого пожизненного электронного адреса с управляемой клиентом оперативной переадресацией.
Вообще, в этой сфере бизнеса еще довольно много простора для свежих идей. Так, один немецкий провайдер раздает (разумеется, бесплатно) адреса, в которых в качестве стоящего перед “собакой” имени фигурирует автомобильный номер. Автомобили, оснащенные выходом в Internet, уже созданы в прототипах, время их серийного производства не за горами; значит, надо прямо сегодня успеть захватить новый сегмент рынка, кстати, уже существующий для владельцев мобильных устройств. Здесь речь также идет о перенаправлении электронных посланий на некий фиксированный адрес автовладельца; от себя фирма презентует 30-сантиметровую полоску с номером-адресом, наклеиваемую на заднее стекло машины. Так что для клиентов, воспользовавшихся новой услугой, познакомиться на автобане или “технологично” послать “того козла на перекрестке” больше не представляет особой проблемы.