Путешествие в тысячу миль начинается с первого шага          

     и может быть пройдено только шаг за шагом.         

     (Китайская пословица)         

     Раз ромашка, два ромашка...        

(Из мультфильма)       

Игорь Карпачев

Практически все интересующиеся компьютерным бизнесом в России наверняка заметили, что последние два года были ознаменованы активным повышением интереса к компьютерным системам, способным обеспечить эффективное управление предприятием. При этом спрос продолжает расти именно на интегрированные системы управления. Автоматизация отдельной функции, как - то: бухгалтерского учета или сбыта готовой продукции, - считается уже пройденным этапом для многих предприятий.

Хотя рынок интегрированных систем начинает медленно формироваться, в списке участников тендера по выбору системы, к примеру, для среднего промышленного предприятия (которых как в России, так и во всем мире подавляющее большинство) все еще можно встретить одновременно SAP/R3, Platinum, “Парус” и “1С”.

Для разработчиков и распространителей интегрированных систем в США и Западной Европе подобный список - нонсенс. Большинство предприятий хорошо знает основных игроков именно в том сегменте рынка, который максимально соответствует их деятельности. Выбор проводится из двух - четырех систем одного или нескольких близких классов. Остальные - просто не рассматриваются. Такой подход значительно упрощает саму процедуру выбора и снижает временные и денежные затраты предприятия, а в конечном итоге способствует принятию наиболее эффективного решения.

Догадайтесь, кто же выиграет тендер в нашем случае. Ответить на этот вопрос чаще всего не так просто. Скорее всего - никто, потому что при ближайшем рассмотрении захочется взять цену “1С” и функциональные возможности SAP/R3, что в принципе невозможно.

Немного истории

Сегодняшнее состояние рынка компьютерных систем в России обусловлено в первую очередь историей развития отечественных систем и приходом западных разработчиков и партнеров на наш рынок.

Большинство российских систем появились на рубеже 90-х годов, когда, получив больше свободы в ведении бизнеса, предприятия и фирмы стали задумываться о компьютеризации. В силу реалий рыночной экономики первыми смогли выделить необходимые финансовые средства предприятия торговли и сферы услуг. Промышленность значительно отставала из-за более длительного цикла оборачиваемости капитала и по многим другим причинам.

Таким образом, практически все российские системы начали развиваться как учетные бухгалтерские. Многие из них продолжают оставаться чисто учетными, позволяя автоматизировать одну или несколько функций предприятия, но не давая целостной картины для управления.

Таблица 1. Классификация информационных систем, представленных в России

Только единичные разработчики (а их всего более сотни) смогли адекватно предвидеть развитие событий и предпочли эволюционный качественный рост простому увеличению продаж “коробочных” решений, вкладывая средства в развитие систем и научно-исследовательские работы.

Западные системы в России претерпевали сложности другого масштаба. Первые попытки прорваться на, как казалось, “богатый и многообещающий” российский рынок также были предприняты в начале 90-х годов. Сначала открылись небольшие представительства или были подписаны партнерские соглашения с российскими компаниями. Затем экспансия приобрела более массированный характер и на наши фирмы и предприятия обрушилась вся мощь типичной западной рекламной кампании. Незнакомая, пугающая и одновременно заманивающая обещанием полного благополучия при условии вложения одного-двух миллионов долларов, эта кампания имела определенный успех.

Однако попытки внедрения показали, что реклама рекламой, но и работать тоже нужно уметь. И хорошо бы одновременно с западным программным продуктом обзавестись обученным персоналом, провести локализацию и настройку системы на “плачевно динамичные” требования законодательства и бухгалтерского учета. Поэтому первые 2 - 4 года были потрачены западными поставщиками на набивание шишек и приведение систем в соответствие с местными требованиями.

Не претендуя на вынесение какого-либо окончательного решения о готовности той или иной системы ко всем перипетиям российского рынка, скажу, что первый этап адаптации частично или полностью пройден практически всеми серьезными поставщиками, решившими попытать счастья “от Москвы до самых до окраин”.

Одновременно проходит процесс сближения российских и западных систем, которые успешно конкурируют в борьбе за право работать на предприятиях. За исключением курьезов, один из которых описан выше, многие тендеры были заслуженно выиграны российскими системами.

Кто есть кто

Итак, кто есть кто на рынке информационных систем для предприятий? Предлагаемая в табл. 1 классификация, на наш взгляд, поможет сориентироваться во всем многообразии предлагаемых решений, определить, какая именно система нужна конкретному предприятию, и сделать обоснованный выбор.

Эффективность применения систем. Соотношение цена/качество

Все приведенные в таблице системы можно разделить на два больших класса: финансово-управленческие и производственные.

Финансово-управленческие системы

Финансово-управленческие системы включают подклассы локальных и малых интегрированных систем, предназначенных для ведения учета по одному или нескольким направлениям (бухгалтерия, сбыт, склады, учет кадров и т. д.). Продуктами этой группы может воспользоваться практически любое предприятие, которому необходимо управление финансовыми потоками и автоматизация учетных функций.

Такие системы по многим критериям универсальны, хотя зачастую разработчики предлагают решения отраслевых проблем, например особые способы начисления налогов или управление персоналом с учетом специфики регионов. Универсальность приводит к тому, что цикл внедрения подобных систем невелик, иногда можно обратиться к “коробочному” варианту, купив программу и самостоятельно установив ее на персональном компьютере.

Финансово-управленческие системы (особенно российские) значительно более гибки в адаптации к нуждам конкретного предприятия. Часто предлагаются “конструкторы”, с помощью которых можно практически полностью перекроить исходную систему, самостоятельно или с помощью поставщика установив связи между таблицами баз данных либо отдельными модулями.

Хотя их общая конфигурация может быть достаточно сложной, практически все финансово-управленческие системы способны работать на персональных компьютерах в обычных сетях передачи данных Novell NetWare или Windows NT. Они опираются на технологию выделенного файл-сервера (file server), характеризующуюся высокой загрузкой сетевых каналов для передачи данных между сервером и рабочими станциями. Только отдельные системы такого класса из предлагаемых в России были разработаны для промышленных БД (Oracle, Sybase, Progress, Informix, SQL Server). В основном использовались более простые средства разработки - Clipper, FoxPro, dBase, Paradox, которые начинают давать сбои на сложных конфигурациях сети и при увеличении объемов обрабатываемых данных.

Производственные системы

Производственные системы, включающие подклассы средних и крупных интегрированных систем, в первую очередь предназначены для планирования производственного процесса и управления им. Учетные функции, хотя и глубоко проработаны, выполняют вспомогательную роль, и порой невозможно выделить модуль бухгалтерского учета, так как информация в бухгалтерию поступает автоматически из других модулей.

Производственные системы значительно более сложны в установке (цикл внедрения может занимать от 6 - 9 месяцев до полутора лет и даже более). Это обусловлено тем, что они покрывают потребности всего производственного предприятия, требуя значительных совместных усилий сотрудников предприятия и поставщика программного обеспечения.

Эти системы часто ориентированы на одну или несколько отраслей и/или типов производства: серийное сборочное (электроника, машиностроение), малосерийное и опытное (авиация, тяжелое машиностроение), дискретное (металлургия, химия, упаковка), непрерывное (нефте- и газодобыча).

Имеют значение также различные типы организации самого производственного процесса. Например, для дискретного производства возможно: циклическое повторное производство (repetitive manufacturing) - планирование выполняется на определенный срок (квартал, месяц, неделю); производство на заказ (make-to-order) - планирование только при поступлении заказа; разработка на заказ (engineering-to-order) - самостоятельная разработка каждого нового заказа с последующим производством; производство на склад (manufacture-to-stock): смешанное производство (mixed mode manufacturing) - для производства конечного продукта используется несколько типов организации производственного процесса.

Такая специализация отражается как в наборе функций системы, так и в существовании бизнес-моделей данного типа производства. Наличие встроенных моделей для определенных типов производства отличает системы друг от друга, у каждой из них есть как глубоко проработанные направления, так и функции, разработка которых только начинается.

Если поставщик придерживается открытой маркетинговой политики, то при демонстрации систем клиенту объясняют, на какое производство она ориентирована в мире и какие модули были локализованы для России.

Производственные системы по многим параметрам значительно более жесткие, чем финансово-управленческие. Промышленное предприятие должно работать, как хорошо отлаженные часы, основными механизмами в нем должны быть планирование и оптимальное управление производственным процессом, а не учет количества счетов-фактур за некоторый период. Эффект от внедрения производственных систем чувствуется в верхних эшелонах управления, когда видна вся взаимосвязанная картина работы, включающая планирование, закупки, производство, запасы, продажи, финансовые потоки и многие другие аспекты.

При увеличении сложности и широты охвата функций возрастают требования системы к технической инфраструктуре и компьютерной платформе. Все без исключения производственные системы разработаны с помощью промышленных баз данных. В большинстве случаев используется технология клиент-сервер, которая предполагает разделение обработки данных между выделенным сервером и рабочей станцией. Она оправдывает себя при больших объемах информации, так как позволяет оптимизировать интенсивность ее передачи по компьютерной сети.

Экскурс в стандарты

Ядром каждой производственной системы являются воплощенные в ней концепции управления производством. На данный момент существует четыре свода концепций. Они представляют собой описание наиболее общих правил, по которым должно производиться планирование и контроль различных стадий производственного процесса: потребностей в сырье, закупок, загрузки мощностей, распределения ресурсов и пр. Исходным стандартом, появившимся в 70-х годах, был стандарт MRP (Material Requirements Planning), включавший только планирование материалов для производства. Этот стандарт был расширен до MRP-II (Manufacturing Resource Plan Производственные системы, включающие подклассы средних и крупных интегрированных систем, в первую очередь предназначены для планирования производственного процесса и управления им. Учетные функции, хотя и глубоко проработаны, выполняют вспомогательную роль, и порой невозможно выделить модуль бухгалтерского учета, так как информация в бухгалтерию поступает автоматически из других модулей.

Производственные системы значительно более сложны в установке (цикл внедрения может занимать от 6 - 9 месяцев до полутора лет и даже более). Это обусловлено тем, что они покрывают потребности всего производственного предприятия, требуя значительных совместных усилий сотрудников предприятия и поставщика программного обеспечения.

Эти системы часто ориентированы на одну или несколько отраслей и/или типов производства: серийное сборочное (электроника, машиностроение), малосерийное и опытное (авиация, тяжелое машиностроение), дискретное (металлургия, химия, упаковка), непрерывное (нефте- и газодобыча).

Имеют значение также различные типы организации самого производственного процесса. Например, для дискретного производства возможно: циклическое повторное производство (repetitive manufacturing) - планирование выполняется на определенный срок (квартал, месяц, неделю); производство на заказ (make-to-order) - планирование только при поступлении заказа; разработка на заказ (engineering-to-order) - самостоятельная разработка каждого нового заказа с последующим производством; производство на склад (manufacture-to-stock): смешанное производство (mixed mode manufacturing) - для производства конечного продукта используется несколько типов организации производственного процесса.

Такая специализация отражается как в наборе функций системы, так и в существовании бизнес-моделей данного типа производства. Наличие встроенных моделей для определенных типов производства отличает системы друг от друга, у каждой из них есть как глубоко проработанные направления, так и функции, разработка которых только начинается.

Если поставщик придерживается открытой маркетинговой политики, то при демонстрации систем клиенту объясняют, на какое производство она ориентирована в мире и какие модули были локализованы для России.

Производственные системы по многим параметрам значительно более жесткие, чем финансово-управленческие. Промышленное предприятие должно работать, как хорошо отлаженные часы, основными механизмами в нем должны быть планирование и оптимальное управление производственным процессом, а не учет количества счетов-фактур за некоторый период. Эффект от внедрения производственных систем чувствуется в верхних эшелонах управления, когда видна вся взаимосвязанная картина работы, включающая планирование, закупки, производство, запасы, продажи, финансовые потоки и многие другие аспекты.

При увеличении сложности и широты охвата функций возрастают требования системы к технической инфраструктуре и компьютерной платформе. Все без исключения производственные системы разработаны с помощью промышленных баз данных. В большинстве случаев используется технология клиент-сервер, которая предполагает разделение обработки данных между выделенным сервером и рабочей станцией. Она оправдывает себя при больших объемах информации, так как позволяет оптимизировать интенсивность ее передачи по компьютерной сети. ning), который позволил планировать все производственные ресурсы предприятия (сырье, материалы, оборудование и т.п.). Дальнейшим его развитием стал стандарт ERP (Enterprise Resource Planning), позволивший объединить все ресурсы предприятия, добавив управление заказами, финансами и т. д. Сейчас практически все производственные системы отвечают рекомендациям этого стандарта.

Наконец, самый последний по времени появления стандарт - CSRP (Customer Synchronized Resource Planning) - охватывает также и взаимодействие с клиентами: оформление наряда-заказа, техническое задание, поддержку заказчика на местах и пр. Таким образом, если MRP, MRP-II, ERP ориентировались на внутреннюю организацию предприятия, то CSRP “вышел за ворота” отдельного предприятия, включив в себя полный цикл от проектирования будущего изделия с учетом требований заказчика до гарантийного и сервисного обслуживания после продажи.

А по Хуану ли сомбреро?

Хорошо, скажете вы, теперь мы представляем, какие есть системы, но что же делать дальше, как понять, что подходит именно для нашего предприятия? Очевидно, что нет смысла тратить сотни тысяч долларов на покупку системы, если ее возможности будут использоваться всего на 5 - 10% (см. табл. 2).

Таблица 2. Внедрение, соотношение затрат и стоимостные оценки информационных систем

Малым предприятиям, торговым фирмам и компаниям, предоставляющим услуги, по соотношению цена/качество лучше всего подойдут финансово-управленческие системы, так как основные решаемые ими задачи - это бухгалтерский учет, управление складами продукции, управление кадрами. Их можно использовать и на небольших производственных предприятиях, если процесс производства не сложен.

Для малых и средних производственных предприятий с небольшим количеством юридических лиц и взаимосвязей наиболее эффективными будут средние интегрированные системы или простые их конфигурации. Здесь основным критерием является именно управление производством, хотя учетные задачи остаются важными.

Большим холдинговым структурам, финансово-промышленным группам, управляющим компаниям, для которых первостепенное значение имеет управление сложными финансовыми потоками, трансферными ценами, консолидация информации, скорее подойдут крупные интегрированные системы. Эти системы также обладают хорошими возможностями для решения проблем управления производством и могут удовлетворить весь комплекс требований мощного холдинга.

При автоматизации гигантских предприятий в мировой практике часто применяются средние и даже мелкие интегрированные системы в комплексе, когда на уровне управления всей структурой работает, например, SAP/R3, а производственные компании пользуются пакетами среднего класса. Создание электронных интерфейсов упрощает взаимодействие между ними и позволяет избежать двойного ввода данных.

Каждый проект в области автоматизации необходимо рассматривать как стратегическую инвестицию средств, которая окупится за счет улучшения управленческих процессов, повышения эффективности производства, сокращения издержек. В выборе правильного решения должно быть в первую очередь заинтересовано руководство предприятия, причем данный проект должен ставиться на один уровень с приобретением, например, новой производственной линии или строительством цеха.

Прежде всего предприятию следует определить, что же, собственно, ожидается от новой системы: какие функциональные области и какие типы производства она должна охватывать, какую техническую платформу использовать, какие отчеты готовить? Проведение такой работы заканчивается составлением документа “Требования к компьютерной системе”. Этот документ, в котором формализованы и расписаны в соответствии с приоритетами все характеристики новой системы, дает объективные критерии для сравнения систем по заранее определенным параметрам.

О деталях составления требований, процесса выбора и внедрения интегрированных систем сейчас говорить не будем. Каждая из этих тем требует отдельного разговора.

Вместо эпилога

При выборе того или иного продукта необходимо понимать, что автоматизация ради автоматизации не имеет смысла. Всегда во главу угла ставится качество управления. Лучшая в мире компьютерная система не выполнит роли волшебной палочки, магически решающей накопившиеся проблемы.

Любой такой пакет - лишь механизм для повышения эффективности управления, принятия правильных стратегических и тактических решений на основе своевременной и достоверной информации, выдаваемой компьютером.

На одном из семинаров из зала был задан вопрос: “Приходилось ли вам разрабатывать или устанавливать компьютерную систему управления, которая полностью исключила бы людей?”. Оставляем за вами право самостоятельно дать ответ на этот вопрос.

Карпачев Игорь Иванович - главный консультант Департамента управленческого консультирования компании “Делойт и Туш СНГ”. К нему можно обратиться по адресу: ikarpachev@dttus.com.

Версия для печати