Комиссия считает, что для расширения географии предоставления услуг связи, применения средств информационных технологий в образовании и повышения эффективности и расширения международной торговли на основе систем электронной торговли, необходимы согласованные действия коммерческих и государственных организаций как развитых, так и развивающихся стран.

           Из резолюции ежегодного форума  Комиссии по глобальной     

информационной инфраструктуре (GIIC),                                          

11 - 13 октября 1998 г., Токио                                                                

Владимир Дрожжинов, Феликс Широков

Десять лет назад, 11 августа 1988 г., Подкомитет по науке, технологии и космическому пространству Сената Соединенных Штатов проводил слушание о компьютерных сетях и о будущей сети NSFNet (NSF, National Science Foundation - Национальный научный фонд). Председательствовал сенатор Альберт Гор-младший, ставший позднее вице-президентом США. NSFNet была его детищем.

Подкомитет по науке, технологии и космическому пространству - составная часть сенатского Комитета по коммерции, науке и транспорту. Председатель этого комитета - сенатор от штата Южная Каролина Эрнст Ф. Холлингз - держал вступительное слово. Среди прочего он сказал:

“Мы живем в информационном веке; целые отрасли, такие, как страхование и банковское дело, оперируют не физическими товарами, а информацией; обрабатывать ее и управлять ею помогают компьютеры. Сегодня подкомитет... рассмотрит один из аспектов этой компьютерной революции... он углубится в новейшие разработки компьютерных сетей... С того момента, когда менее двадцати лет назад стартовала первая национальная компьютерная сеть, сети превратились из диковинки в миллиардный бизнес... Сеть NSFNet послужит первым шагом на пути к созданию национальной исследовательской сети”*1.

-----

*1. Computer Networks and High-Performance Computing, Hearing, Subcommittee on Science, Technology and Space of the Committee on Commerce, Science and Transportation, Senate 100-2, 08-11-88, Washington, GPO, 1988.

Компьютерная революция состоялась, и теперь США, страны Европейского союза и Большой семерки (G7) реализуют программы построения глобального информационного общества, реальной отдачи от которых можно ожидать лишь в ХХI веке.

Американский путь

Сеть NSFNet, ставшая составной частью глобальной сети Интернет, уже тогда далеко вышла за пределы США.

Альберт Гор-младший выдвинул новую сетевую инициативу NREN (National Research and Education Network - Национальная сеть для исследований и образования). В 1991 г. внесенный им билль стал законом - High Performance Computing Act, 194-м законом Конгресса 102-го созыва (Public Law - 102-194)*2.

-----

*2. С законодательной процедурой в Конгрессе США можно ознакомиться по книге Ф. В. Широкова “Компьютерное право в США”, Москва, Экотрендз, 1991.

Сеть NREN связала суперкомпьютерные центры США и сделала суперкомпьютерную мощь доступной всем ученым, включая преподавателей и студентов небольших колледжей и университетов.

В сентябре 1992 г. Национальный научный фонд выступил в качестве спонсора рабочей конференции по NREN. Участники конференции старались ответить на вопросы, поставленные Конгрессом относительно политики в области NREN. Среди трудов этой конференции*3 были опубликованы 18 работ по научно-технической политике. Их представили организации государственного управления, промышленности и системы образования. Участники конференции пришли к единому мнению, что NREN должна облегчить разработку национальной информационной инфраструктуры (NII, National Information Infrastructure).

-----

*3. Proc. of the NREN workshop, Montrey, California, Sept. 16 - 18, 1992; Sponsor: National Science Foundation, Washington DC., 241 pp.

Это - одно из первых упоминаний о NII.

Позднее в Европе было предложено название “Информационное общество” (IS, Information Society). Информационное общество - это общество с высокоразвитой информационной инфраструктурой (и не только!).

В октябре 1992 г. состоялись выборы Президента и вице-президента США, а 23 февраля 1993 г. исполнительное бюро Президента опубликовало в Вашингтоне Меморандум У. Дж. Клинтона и А. Гора “Технология экономического роста Америки. Новое направление, которое предстоит создать”*4.

-----

*4. Clinton W. J., Gore A. Technology for America’s Economic Growth, a New Direction to Build. Executive Office of the President, Washington, DC., 1993, 39 pp.5 White Paper on growth, competitiveness and employment. - The Challenge and ways forward into 21st century. Белой бумагой называется документ, излагающий основные вопросы политики.

В документе говорилось:

“Инвестиции в технологию - это инвестиции в будущее Америки. Технология США должна двинуться в новом направлении, чтобы увеличить экономическую мощь и подстегнуть экономический рост. Традиционная роль поддержки базовой науки и технологических исследований должна быть расширена с тем, чтобы федеральное правительство играло ключевую роль в деле помощи частным фирмам в развитии инноваций и извлечении из них прибыли.

В ответ на брошенный нам вызов мы должны сосредоточиться на следующих целях:

- Долгосрочный экономический рост, создающий рабочие места и защищающий окружающую среду.

- Более продуктивное и отзывчивое на нужды граждан правительство.

- Мировое лидерство в базовой науке, математике и технике.

Требуется такая налоговая политика, которая поддерживала бы исследования и разработки в системе образования и в промышленности. Чтобы стимулировать экономический рост, технологией надо управлять, для чего следует усилить Бюро научно-технической политики и вновь созданный Национальный экономический совет. Новые инициативы, создающие нашу экономическую мощь, включают в себя расширение налоговых кредитов для исследовательской работы и инвестиций в национальную информационную инфраструктуру и в высокие технологии производства. Требуется ускорить развитие автомобильной промышленности, улучшить технологии образования и обучения, осуществить инвестиции в энергоэффективные технологии и реализовать другие стратегии”.

Меморандум “Технология экономического роста Америки” стал первым документом, официально провозгласившим инициативу NII. И сразу же с характерной для Америки быстротой началось широкое всестороннее обсуждение NII на конференциях, рабочих встречах, в СМИ и т. д.

Особенно поражала грандиозная задача создания высокоскоростных информационных сетей. Стали говорить о “цифровой магистрали” (digital highway) и о супермагистрали (superhighway).

Дискуссия сразу же выплеснулась за пределы США и охватила Старый Свет (Европейский Союз и его организации). В Европе, правда, стали говорить об “информационном обществе”.

Европейский путь

Иногда высказывается мнение, что именно европейцы придали этой инициативе социальное содержание. Будто они “исправили” технологический “перегиб” американцев. Однако все доступные нам американские основополагающие документы свидетельствуют о том, что их авторы (А. Гор и др.) глубоко понимали социальную природу нового движения.

По распоряжению Европейского Совета, Комиссией Европейских сообществ к декабрю 1993 г. была подготовлена Белая бумага, озаглавленная “Рост, конкурентоспособность и занятость - вызов и пути в 21-е столетие”.

Это - предстартовый документ, подобный “Технологии экономического роста...”, но в отличие от него безымянный. Он был рассмотрен на декабрьской сессии Европейского Совета в Брюсселе и Совет выразил ему свою полную политическую поддержку. Совет потребовал, чтобы группой выдающихся лиц (prominent persons) был подготовлен развернутый доклад об информационном обществе, снабженный конкретными рекомендациями. Доклад подлежал рассмотрению на сессии Европейского Совета, которая должна была состояться 24 - 25 июня 1994 г. на острове Корфу. Группа ведущих специалистов подготовила конкретные рекомендации в области информационных инфраструктур, которые должны быть приняты во внимание как самим Европейским Сообществом, так и каждым входящим в него государством.

Соответствующий документ “Рекомендации Европейскому Совету: Европа и глобальное интернациональное сообщество” (Recommendations to the European Council: Europe and the Global Information Society), датированный 26 мая 1994 г., известен как доклад Бангеманна, по фамилии Мартина Бангеманна (Martin Bangemann), возглавившего группу специалистов - авторов доклада.

В докладе содержатся многочисленные требования, касающиеся унификации условий (законодательство, тарифы и т. д.), что характерно для Европы. И подчеркивается необходимость действовать таким образом, чтобы общество не расслоилось на тех, кто “имеет” и тех, кто “не имеет” доступа к новым информационным благам.

В мае 1994 г. группа экспертов под руководством Бангеманна подготовила “План действий” (An Action Plan) для европейского пути к информационному обществу.

В декабре 1994 г. на сессии Европейского Совета в Эссене Комиссия Европейских сообществ представила документ “Информационное общество в Европе - первая оценка после Корару”. В нем оценивались действия, предпринятые для реализации “Плана действий”, и особо подчеркивалось, что инициативу в этой сфере должен взять на себя частный сектор.

В декабре же 1994 г. комиссия создала Бюро по проектам информационного общества (ISPO, Information Society Project Office).

Между Меморандумом Клинтона - Гора (23 февраля 1993 г.) и созданием ISPO (декабрь 1994 г.) прошло почти два года. Если проследить события, связанные с IS, то можно увидеть, что весь громоздкий механизм ЕС работает существенно медленней, чем американский механизм взаимодействия Президента с Конгрессом.

Европейские государства, в том числе и входящие в группу G7 (Германия, Великобритания, Франция и Италия), придерживаются технологической модели с примесью инновации. Технологической - но без броской японской атаки на технологию; с примесью инновации - но без американского тотального охвата инновацией всех сторон жизни общества. Европа, по существу, не знает такой формы финансирования инновации, как венчурный капитал (ставки венчурного капитала на инновационных скачках).

Бюро по проектам информационного общества должно действовать, как one-stop-shop - магазинчик “все для всех”. Оно должно обеспечивать дружественный “интерфейс” между Комиссией Европейских Сообществ и всеми, кто хотел бы участвовать в какой-либо инициативе по IS.

Приведем ключевые функции ISPO:

- “Интерфейс”: дружественность по отношению к пользователю, призванная помочь организациям (а именно малым и средним предприятиям, местным властям, ассоциациям и т. п.) пользоваться службами и инструментами Комиссии.

- “Брокерство”: посредничество в области идей, опыта и экспертизы.

- Продвижение: пропаганда преимуществ и потенциального влияния информационного общества и его новых прикладных задач.

- Демонстрация: обмен опытом и обобщение наилучших практических результатов.

- Международный охват: развитие кооперации путем установления связей между потенциальными участниками из частного сектора и службами Комиссии.

ISPO располагает следующими ресурсами:

- бесплатная телефонная служба;

- электронная почта для быстрого получения и отправки сообщений;

- информационный пакет релевантных документов Комиссии;

- база данных осуществляемых проектов/действий внутри Комиссии, государств-членов и других субъектов, относящихся к каждой зоне приложений;

- база данных заинтересованных сторон.

В настоящее время предложено более 2000 (двух тысяч!) специальных проектов, координируемых Бюро ISPO и образующих в целом эту европейскую программу.

Создан также Центр активности в сфере информационного общества (ISAC, Information Society Activity Center). Его задача - выработать систему измерителей близости к информационному обществу. Одна из них - тройка {t, i, m}, где t - число обычных телефонных линий на 100 человек населения, i - число линий ISDN1 , m - число мобильных телефонных линий.

Таким образом: ISPO - координатор, ISAC - учетчик.

Во “Всемирной паутине” (World Wide Web) имеется более 100 узлов (Websites), связанных с ISPO, т. е. с европейской “ветвью” глобального движения к информационному обществу.

Не утверждаем, что этим числом исчерпываются все узлы, связанные с IS. Они расположены в основном в Европе и США, но также в Канаде, Японии и Океании, Австралии и Новой Зеландии. В Южной Америке, Африке и, разумеется, в Антарктиде их нет. Формально Африка вместе с Ближним Востоком представлена одним узлом - в Израиле.

Приведем число узлов (на конец мая 1998 г.), обслуживающих государства Большой семерки (G7):

- США.................................................15

- Великобритания.............................17

- Франция.............................................5

- Германия............................................7

- Италия................................................8

- Канада................................................6

- Япония...............................................3

Россия как государство в списке отсутствует, зато на узле “Информационная супермагистраль Бонн - Москва”, обслуживающем азиатские государства, представлено Содружество Независимых Государств. Поясняем, что эта “информационная супермагистраль” появилась в результате успешного сотрудничества между Германским национальным исследовательским центром по компьютерным наукам (GMD) и Российской академией наук.

Наряду с СНГ по одному узлу имеют Эстония, Венгрия, Швеция и уже упоминавшийся Израиль.

Подчеркиваем, что здесь речь идет об узлах, связанных именно с ISPO, а не о представленности движения к IS в этих странах.

Кроме того, есть еще 14 специализированных европейских серверов. Например, CORDIS, Community Research and Development Information Service - Информационная Служба сообщества по исследованиям и разработкам. Серверы, входящие в общий список, могут быть высоко специализированными, целиком посвященными проблемам разработки IS, или же общенаучными, такими, как итальянский сервер storia e idee della scienza (“История и идеи науки”).

Бросаются в глаза и некоторые другие особенности списка связей ISPO. В нем нет ни одной страны исламского мира, начиная с Алжира и кончая Индонезией. Нет даже Турции, в которой фундаментализм запрещен законом и которая много лет стучится в двери Европейского Союза.

Из азиатских стран представлено только “направление Японии”: сама Япония, Южная Корея, а также Сингапур.

Отсутствуют страны индийского субконтинента (англоговорящая Индия и др.), не представлены Китай и Вьетнам.

Полностью отсутствуют латиноамериканские страны, в том числе такой промышленный гигант, как Бразилия.

Заметно также, что в глобальный проект IS вовлечены лишь страны, следующие инновационной и технологической моделям развития. “Сырьевые” страны, к которым сейчас приходится относить и Россию, “не нуждаются” в информационном обществе. Деиндустриализация и деинтеллектуализация попросту подрывают саму основу, на которой должна строиться информатизация, хотя потребность в таких компонентах информационного общества, как телемедицина и дистанционное обучение, может быть в этих странах гораздо более острой, чем в “благополучных” странах G7.

Мировой путь

Через полтора года после Меморандума Клинтона - Гора (23 февраля 1993 г.) и через месяц после выхода доклада Бангеманна (26 мая 1994 г.) в июне 1994 г. в Неаполе лидеры стран Большой семерки подчеркнули необходимость разработки всемирных проектов информационного общества. Напомним, что доклад Бангеманна назывался “рекомендации Европейскому совету: Европа и глобальное информационное общество”.

Через полгода, в феврале 1995 г. в Брюсселе состоялась встреча министров, ответственных за развитие проектов IS. Министры определили одиннадцать глобальных пилотных проектов информационного общества. Точнее, одиннадцать проектных зон (Project Areas), каждая из которых может содержать несколько главных проектов и целую “свиту” подпроектов. Ниже перечень этих проектных зон:

- глобальная опись (GIP, Global Inventory Project) - ответственны за нее Европейский Союз и Япония;

- глобальная интероперабельность широкополосных сетей (GIBN, Global Interoperability of Broadband Networks) - Канада и Япония;

- транскультурное обучение и инструктирование (Trans-Cultural Education and Training, Tel & Lingwa) - Франция и Германия;

- электронная универсальная библиотека (Electronic Libraries, Bibliothica Universalis) - Франция и Япония;

- мультимедийный доступ к всемирному культурному наследию (Multimedia Access to World Cultural Heritage) - Италия и Франция;

- управление окружающей средой и природными ресурсами (Environment and Natural Resources Management) - Канада;

- глобальное управление чрезвычайными ситуациями (Global Emergency Management Gemini) - США;

- глобальные прикладные задачи здравоохранения (Global Healthcare Applications) - Европейская комиссия;

- правительство в режиме он-лайн (Government On-line) - Великобритания;

- глобальный рынок для малых и средних предприятий (Global Market place for SMEs) - Европейская комиссия, Япония, США;

- морское информационное общество (MARIS, Maritime Information Society) - Европейская Комиссия, Канада.

Некоторые из этих названий требуют дополнительной расшифровки. Так, например, проект “Глобальная опись” - это единое собрание всей информации о проектах, проработках и т. п., поддерживающих развитие информационного общества. Центральный поисковый механизм хранит индексы примерно 2000 проектов и предоставляет многоязыковой интерфейс к ним.

Проект GIBN содержит 19 основных прикладных проектов. Он помог стимулировать взаимосвязь целого ряда высокоскоростных национальных и региональных исследовательских сетей.

Проект “Универсальная библиотека” является на самом деле развитием проекта “Александрия” Л. Эллисона.

Сказанного достаточно, чтобы понять, какое огромное содержание стоит за этими одиннадцатью глобальными проектными зонами.

Первоначально данные проекты планировалось завершить в 1998 г., но затем срок был отодвинут на начало 1999 г. И хотя Россия получила приглашение принять участие в этих проектах, скорее всего ей придется только созерцать результаты.

Названные проекты различны по своей экономической и социальной направленности. Проекты, связанные с развитием малого и среднего бизнеса (SME, Small and Medium Enterprises), несут с собой повышение уровня жизни значительных слоев населения. Проект доступа к культурному наследию будет влиять на благосостояние общества косвенно, путем повышения “культурного уровня”. Разработкой этого проекта занимаются Франция и Италия, но в конечном итоге доступ будет обеспечен также к культурному наследию Индии, Японии и Китая...

Заключение

Масштабы и направления проектов построения информационного общества в США, Европе и мире будоражат воображение. Приходится только сожалеть, что Россия оказалась на обочине этого движения, несмотря на то что Большую семерку как бы нарастили до Большой восьмерки (G8). Европейский союз даже не удосужился включить Россию в список стран Центральной и Восточной Европы и Средиземноморья для обзора состояния развития в них информационных обществ (подача заявок на участие в тендере на право проведения соответствующих работ закончилась 14 сентября 1998 г.).1 ISDN, Integrated Service Digital Network - цифровая сеть интегрированных услуг.

С авторами можно связаться по адресу: sadroz@cityline.ru.

Список ссылок

- http://cello.asc.cise-nsf.gov/ncri/nsfnet.htm - проект NSFNet;

- http://www.nren.nasa.gov/ - проект Интернета следующего поколения;

- http://nii.nist.gov/ - виртуальная библиотека проекта Национальной информационной инфраструктуры США;

- http://www.gii.org/ - проекты Комиссии по Глобальной информационной инфраструктуре;

- http://www.csis.org/ - Центр стратегических и международных исследований;

- http://nii.nist.gov/g7-links.html - проекты Большой семерки на сервере в США;

- http://www.ispo.cec.be/g7/projidx.html - проекты Большой семерки на сервере в Европе;

- http://www.ispo.cec.be/ - все о построении информационного общества в Европе.

Версия для печати