Когда все, чего требует рынок, - это “достаточно хорошее качество”
ПК в работе
Питер Коффи
Как пишет Дональд Норман, чтобы пройти путь от пластинки для фонографа на 78 оборотов в минуту до звукового компакт-диска, потребовалось сто лет. Персональные компьютеры, по его мнению, находятся на самом раннем этапе аналогичной эволюции. Широко цитируемый автор книги The Design of Everyday Things (“Как устроены обычные вещи”), Норман в своем новом произведении The Invisible Computer (“Незаметный компьютер”, изд-во MIT Press, плановый срок выпуска - октябрь 1998 г.) полностью переключает внимание на информационные приборы. Это уже не просто книга о технологии. В ней автор делится своим видением культуры создания продуктов, поступающих в наше распоряжение, с которой он знаком изнутри, как один из ее носителей.
Питер Коффи
Норман не берется за роль пророка новой цифровой эры. “Здравый смысл здесь исчезает, - пишет он. - Здесь много действия и мало времени на размышления... призы в этой гонке достаются самым проворным и хитрым, а вовсе не самым лучшим”.
Он хотел бы разрушить миф о том, будто “время Internet” меняет прежние правила создания и совершенствования технологий таким образом, что все они сразу же становятся годными к немедленному использованию - и приносят выгоды в повседневном применении: “Internet начался в 1960-х, но большинство домов по-прежнему лишено доступа к этой сети”. Препятствия на пути расширения ее доступности, по мнению Нормана, не являются в своей массе техническими. Те, кто пытается соединить вместе передачу почтовых отправлений, голосовых сообщений и изображений, “вынуждены капитулировать перед мириадами препон и рогаток, расставляемых на их пути обществом”.
Автор отмечает также, что революцию информационных технологий, которую принесли с собой ПК и Internet, нельзя считать первой. Изменения, происходившие в сознании и повседневных привычках людей на заре радиовещания и звукозаписи, были не менее масштабными, и Норман усматривает определенные параллели между этими двумя волнами технологического развития.
Например, в начале XX века в нарождающейся информационной индустрии доминировали великие личности - Эдисон, Белл, Маркони, Вестингауз - подобно тому, как теперь в ней царствуют Гейтс, Джобс, Макнили, Эллисон и им подобные. Магнаты первой волны информационных технологий были блестящими технологами, но и они создавали продукты, которые несмотря на свое превосходство в качестве не сыграли никакой роли в развитии отрасли. Например, фонограф Эдисона, в котором запись осуществлялась на восковой цилиндр, обеспечивал лучшее качество звука, чем первое поколение средств, основанных на использовании дисков, и его можно было использовать для записи в домашних условиях; однако массовое производство цилиндров обходилось дороже и их сложнее было хранить, чем диски, предлагавшиеся компанией Victor Talking Machine. Эти диски, говоря словами Нормана, были “достаточно хороши” по своим техническим параметрам и одержали победу на рынке, стремившемся к установлению единого стандарта.
Производство ПК часто развивалось в том же направлении: достаточно вспомнить битвы Apple против Wintel или Pure Java против машиноспецифического кода.
Норман предлагает и конкретные рекомендации по исправлению ситуации, никак не противоречащие моим собственным наблюдениям над историей тех систем, которые работают, и тех систем, которые (в лучшем случае) остаются невостребованными.
По оценке Нормана, в процессе создания ориентированного на нужды пользователя продукта должны принять участие специалисты шести различных дисциплин. Прежде всего необходимо провести специальные исследования на местах для определения этих самых нужд. Затем разработчики поведенческих моделей должны создать концептуальные модели, которые были бы адекватны на протяжении всего цикла пользовательских операций (вместо того, чтобы поддерживать те или иные изолированные операции).
После этого специалисты по прототипам создают свои модели, обычно включающие и аппаратную, и программную части. Специалисты по тестированию с участием пользователей передают эти модели в руки тех, кому в конечном итоге придется работать с готовым продуктом, и определяют, какие их компоненты работают, а какие - нет. Художники и промышленные дизайнеры делают будущие продукты привлекательными и недорогими в производстве.
И наконец, технические писатели, заключает Норман, должны постараться объяснить технологам, “как следует создавать вещи, для пользования которыми не требуется специального справочного руководства”. Хорошие инструменты говорят сами за себя: нам здесь предстоит еще долгий путь.
А что бы вы предложили, чтобы сделать ПК незаметным? Напишите мне по адресу: peter_coffee@zd.com.