Эдуард Пройдаков

В этом году книг, которые произвели на меня глубокое впечатление, было всего три: “PowerShift” Алвина Тоффлера (Alvin Toffler), “Информационная война” Сергея Расторгуева и недавно выпущенная издательством “Бизнес и компьютер” книга, о которой я здесь хочу рассказать.

Появления ее русского издания я ждал давно. Рецензия на английское издание книги Эстер Дайсон “Жизнь в эпоху Интернета” была опубликована в нашем еженедельнике год назад (см. PC Week/RE, № 48/97, с. 75).

Эту книгу мне интересно было прочитать не только потому, что я лично знаю Эстер уже много лет и глубоко ценю и уважаю ее. При всей простоте языка, книга оказалась на редкость глубокой и даже философской. Не будем забывать и о личности самой Эстер, одной из лучших представительниц совершенно другой культуры, много сделавшей для того, чтобы окрепла тонкая нить понимания, протянутая, между двумя нашими континентами.

Проблема контакта разных культур хорошо вырисовывается, когда звездной ночью где-нибудь за городом представишь себе встречу с гуманоидами. О чем беседовать? Спросить, зачем, мол, вы сюда, ребята, прилетели? Ну, услышишь в ответ что-нибудь типа “наша цель - техническое обслуживание Земли как планеты”. А дальше-то что? Формулы и концепции, для понимания которых не хватает сотни лет развития цивилизации? Нужно огромное мужество при встрече с неизведанным, желание к ведению подобных диалогов и стремление понять друг друга.

По моему мнению, поездки в Россию произвели на Эстер Дайсон впечатление, похожее на то, которое остается на всю жизнь от контактов третьей категории. Однако она не только наблюдала стремительное развитие российского компьютерного рынка, но и оказала на него громадное формирующее влияние. Большинство его нынешних лидеров прошло школу Дайсон. “Рынку не нужно много сложных правил, если действуют два: говори правду и выполняй свои обещания”, - пишет она. Как отметили участники прошедшей в начале октября презентации книги Эстер, “она стала также некоторым олицетворением духа романтизма в компьютерном секторе рынка”.

В своей книге Эстер сделала еще один важный шаг - она попыталась объяснить, какова должна быть культура Сети, чтобы и мы, и наши дети могли ею пользоваться, чтобы избежать возможных проблем в будущем. В научном центре корпорации Digital в Пало-Альто есть группа ученых, которая оценивает, что произойдет, если Сетью станет пользоваться миллиард человек. Какая нужна пропускная способность каналов, где могут возникать проблемы с трафиком, и т. д. Задача на самом деле не из разряда гипотетических. Но мало кто исследует, что произойдет, если в такой Сети сложатся неправильные отношения между пользователями или Сеть попадет под излишний контроль государства. Труд Эстер Дайсон посвящен именно этому.

Конечно, с некоторыми оценками Дайсон можно спорить. Она как аналитик прекрасно знает, как устроен правильный бизнес на Западе, и не очень представляет себе, как была устроена экономика СССР, особенно в оборонных отраслях, где были сосредоточены лучшие силы и достигнуты впечатляющие результаты. Поэтому ее критика социализма, увиденного в момент завершения развала экономики страны, выглядит достаточно наивной.

Хочется отметить высокое качество перевода, основное достоинство которого, на мой взгляд, в том, что он сохранил живой авторский язык и даже свойственные Эстер интонации (возможно, потому, что редакторы перевода Александр Евтюшкин и Юрий Кузьмин также давно лично знают автора книги). Однако встречаются и досадные неточности, так, на странице 36 вместо 1977 года указан 1997-й, что сбивает с толку читателя, так как нарушается хронология событий.

Книга Эстер Дайсон - уникальное явление в нашей культурной жизни, и заголовок данной статьи не случаен. Причем “Жизнь в эпоху Интернета” предназначена не только для тех, кто связал свою жизнь с компьютерами (Эстер утверждает, что даже совсем не для них). Это действительно одна из немногих книг, которые я рекомендую всем прочитать.

Книгой Эстер Дайсон издательство “Бизнес и компьютер” дебютировало в области книгоиздания. Основной профиль издательства, как известно, периодика, посвященная банковским технологиям. Должен отметить, что дебют явно удался. Хотя планка установлена очень высоко, хочется пожелать, чтобы этот уровень в дальнейшем не снижался.

С издательством “Бизнес и компьютер” можно связаться по телефону: (095) 482-4256 или по адресу: subscr@ bizcom.dol.ru.

Версия для печати