Рецензия

Надежда Северьянова

Петров М., Попов С. Illustrator. Серия “Без проблем”. М., Бином, 1998. - 560 с.

Серия “Без проблем!” издательства “Бином” пополнилась руководством пользователя по Adobe Illustrator 7 (авторы М. Петров и С. Попов). Содержание новой книги, по-моему, вполне отвечает названию данной серии и будет полезно любому пользователю, но в особенности, естественно, начинающему.

Книга содержит четыре части, разделенные на 16 глав, и приложение по использованию оперативных (“горячих”) клавиш и графического интерфейса. Наряду с терминами, принятыми в локализованной версии Illustrator, в руководстве приведены названия команд, инструментов, диалоговых окон и опций в них на английском языке, что сильно облегчит жизнь пользователям, по тем или иным причинам работающим с нелокализованными (англоязычными) версиями знаменитой программы. Это тем более важно, если учесть, что англоязычные термины практически не изменяются от версии к версии и существует единообразие в терминологии для программ векторной и растровой графики. Но при локализации графических программ единство терминологии не соблюдается. Фирмам, занимающимся локализацией серьезных графических пакетов, до сих пор не пришло в голову как-то согласовать общую политику в области терминологии; мало того, не редкость даже различные переводы одного и того же термина в рамках одной программы.

Часть I “Подготовка к работе” включает три главы, содержащие максимально полную информацию о подготовительной работе в Windows 95 и в Illustrator. Из этих глав пользователь не только получит сведения о главном окне и основных инструментах программы, справочной системе и возможностях управления файлами - он сможет начать работу, даже если вовсе не знаком с Windows или Illustrator или готовится перейти с Macintosh на IBM PC.

Часть II “Базовый курс” (главы 4 - 9) и в самом деле является базовой. Она охватывает все основные аспекты и приемы работы с программой, содержит необходимые для начинающего советы опытного пользователя, возможные варианты применения основных инструментов и различные способы создания сложных объектов. Особенно полезными мне показались разделы, содержащие примеры и рекомендации по созданию и редактированию криволинейных контуров и работе с опорными точками. В главе “Основы работы с цветом” помимо данных о разнообразных цветовых моделях, палитрах и инструментах авторы проводят своеобразный ликбез по основам компьютерной технологии работы с цветовыми моделями.

Опытный пользователь может сразу обратиться к части III “Использование специальных эффектов и цвета” (главы 10 - 14). Собственно, она для них и предназначена (или для тех, кто вдумчиво потрудился над предшествующими главами). Прочитав ее, они смогут почувствовать разницу между рассматриваемой и ранними версиями Illustrator и расширить собственные художественные возможности (например, при помощи раздела об использовании фильтров программы Adobе Photoshop внутри программы Illustrator).

Наиболее интересной для продвинутого пользователя окажется часть IV “Подготовка документов для Web и печати”. Векторная графика и Web; особенности и ограничения электронных изображений, используемых в Сети; специализированная Web-палитра; создание заголовков Web-страниц; проблемы, возникающие при печати, и пути их преодоления; цветоделение - вот неполный перечень рассмотренных в ней тем.

Всем, кто уже вполне на “ты” с Illustrator, можно порекомендовать эту книгу исключительно ради Приложения, содержащего таблицы оперативных (“горячих”) клавиш команд меню, инструментов, процедур построений. Имея под рукой такую полезную информацию, даже очень опытный юзер сможет существенно увеличить скорость работы.

Единственное, чего не содержит эта во всех отношениях полезная книга, - руководство по взламыванию неработающих exe.-файлов. Дело в том, что к книге бесплатно прилагается дискета с набором заготовок рисунков и результатов работы (“ответов”), с помощью которых пользователь мог бы самостоятельно проделать приведенные в книге упражнения и проконтролировать процесс их выполнения. Это было бы замечательно, спору нет, - если бы файлы не отказались разархивироваться любым доступным обычному пользователю способом и не напомнили о том всем известном месте, где бывает бесплатный сыр. Таким образом, и это руководство пополнило череду посвященных графическим программам книг, не содержащих ни единой цветной иллюстрации.

Версия для печати