“Антикризисные” тарифы пейджинг-операторов

Денис Гудым

Кризисная ситуация, предполагающая снижение затрат компаний, поставила менеджеров по информационным технологиям перед нелегким выбором: сохранить отношения с пейджинг-оператором и платить по новым, возросшим рублевым тарифам, либо вовсе отключиться и тем самым сэкономить на абонентной плате. Второй вариант, однако, подразумевает упущение выгоды за счет утери контакта с мобильными сорудниками компаний. Пока, по состоянию на декабрь 1998 г., различные отраслевые эксперты оценивают уменьшение абонентской массы российских операторов по сравнению с августовской в 35 - 40%, и спад продолжается...

Такая негативная тенденция побудила операторов более интенсивно внедрять в свои технологические системы возможность электронной отправки сообщений. И похоже, что шаги, предпринимаемые сейчас в этой сфере лидерами российского пейджингового рынка, можно считать скорее стратегической тенденцией, нежели тактическим ходом в борьбе за выживание на кризисном рынке. По сути пейджинг - это первый шаг к рынку персональных коммуникаторов, куда относятся различные модификации “компьютеров на ладони” - PDA, Handheld PC, а также сотовые телефоны с браузерами. Впрочем, все это сейчас интегрируется друг с другом: тенденция налицо. Евгений Белянко, генеральный директор компании “Комплексные системы связи”, являющейся одним из российских системных интеграторов в сфере пейджинга, прокомментировал ситуацию так: “В книге "Сделано в Японии" Акио Морита, основателя Sony, дается великолепный ответ на вопрос: зачем Sony стала производить пейджеры и сотовые телефоны? Ответ прост: есть рынки, которые потенциально безумно привлекательны. Так вот, пейджинг неизбежно вырастет в рынок персональных коммуникаторов к 2010 - 2015 году”. Как производители средств связи, так и наиболее дальновидные операторы еще до кризиса осознали эту тенденцию и предложили корпоративной клиентуре новые “антикризисные” тарифные планы. Предложили в качестве компромисса, в расчете на то, чтобы ее удержать. При этом работа над удешевлением сервиса ведется в рамках двух альтернативных концепций развития.

Первая предполагает уменьшение объемов сообщений, а значит, и трафика в целом. Вторая заключается в том, что абонент для отправки посланий использует электронную инфраструктуру пейджинг-оператора, но не вправе отправлять сообщения через “человеческую” операторскую службу. Тем самым из себестоимости услуги исключается оплата работы служащих операторского бюро, которая как раз и является основной ее составляющей. Поэтому абонентная плата, взимаемая за такое электронное обслуживание, в Москве варьируется в ценовом диапазоне 5 - 10 долл. в месяц (без учета НДС). Однако такой вид сервиса подразумевает умение абонента использовать высокотехнологичную инфраструктуру - как свою, так и оператора: технологии Internet, тоновый и модемный набор, голосовую почту, а также наличие в офисе клиента ПК и модема.

Таким образом, обе концепции направлены на то, чтобы сделать пейджинг недорогим и при этом не нанести ущерба качеству услуги. И это очень важно, ибо во время кризиса абонент, не получивший важное сообщение, может понести существенные финансовые потери.

Технология

С помощью каких же технологических средств корпоративный клиент сможет отправлять информацию своим сотрудникам на пейджер? Их пять.

Во-первых, это отправка сообщений в тоновом режиме. Тоновый сервис (DTMF, Dual Tone Multi Frequency) предполагает, что у отправителя сообщения есть телефон с функцией тонового набора. Подойдет и аппарат с пульсовым набором, но в этом случае потребуется бипер - брелочек стоимостью 8 - 10 долл. с миниатюрной клавиатурой и обтюратором, прикладываемый к трубке и издающий звук тоном. Конечно, полученное цифровое послание абоненту малопонятно; как правило, передается телефонный номер, на который ожидается обратный звонок. С другой стороны, в старших моделях пейджеров (например, NEC Maxima и Philips 2310 ML) существует функция программирования стандартных текстовых посланий. Такие сообщения хранятся в ППЗУ пейджера и воспроизводятся по получении цифровой последовательности; это делает тоновый сервис более удобным и осмысленным. Впервые в России система на базе тонового сервиса была разработана в компании “Вариант” (сейчас - российское представительство компании ZyXEL). Ныне большинство лидеров пейджингового рынка поддерживают маршрутизацию на пейджер сигналов с систем охранной и пожарной сигнализации, а также сообщений с автоматического определителя номера (АОН). Заключено даже несколько альянсов с разработчиками микропрограмм АОН: “Мобил ТелеКом” и RadioPage взаимодействуют с производителями телефонной приставки “Русь-22С”; операторы “Таскома” и Multi-Page (EnergoNET) поддерживают иные устройства - PhoneMaster и “Палиха”.

Вторым вариантом отправки является модемный вход оператора. Клиент, использующий ПК и модем, с помощью автотерминала - специальной клиентской части - может через телефонную сеть общего пользования пересылать информацию на коммуникационный сервер пейджинг-компании. Клиентская часть выдается по требованию корпоративного клиента, причем цена за нее у операторов существенно разнится. Например, в компаниях “Вессо-Линк” и RadioPage за пользование программой взимается в разовом порядке сумма в 200 долл. “Таском” клиентскую часть отдает бесплатно, но несколько увеличивает абонентную плату. При этом абсолютно все операторы, поддерживающие этот способ, уделяют особое внимание точной идентификации отправителя. Тоновый и модемный способы отправки технологически базируются на протоколе TAP (Telocator Alphanumeric Protocol), регламентирующем стандарт передачи. Он также известен как IXO/TAP (IXO - это имя, данное его разработчиком - компанией Motorola, а TAP - название, под которым протокол был стандартизован). В Москве на базе IXO/TAP информационный обмен с “Мобил ТелеКомом” налажен системными администраторами гостиницы “Рэдиссон-Славянская”. В холдинге EnergoNet (компании RadioPage и Multi-Page) с помощью фирменной версии TAP, названной HPP-2, разработано клиентское ПО QuickPage. На его основе создан диагностический агент серверов Sun для локальной сети МГУ, системы уведомления сотрудников столичных компаний Dial Electronics и АО ММТ. Замечу, что крупному корпоративному клиенту вполне по силам самостоятельно написать программу TAP-отправки: описание протокола можно найти на WWW-узле Motorola по адресу http://www. mot.com. TAP поддерживается и многими стандартными прикладными пакетами. Это известная факсимильная программа Delrina WinFax Pro 7.0 (посылающая уведомления о приеме факсов под Windows 95/NT), HylaFax (факсимильный пакет для разных клонов UNIX) и др. ПО PowerShute, поставляемое с блоками гарантированного питания американской компании APC, пошлет на пейджер системного администратора сообщение о проблемах с энергоснабжением.

Частным случаем является использование телефонного терминала Motorola Word Sender стоимостью 240 долл., который в Москве поддерживают компании “Мобил ТелеКом” и “Вессо-Линк - Единая пейджинговая”. В нем интегрирован простейший модем на 1200 бод, работающий по протоколу Bell 103. От традиционного кнопочного устройства он внешне отличается лишь количеством кнопок (их 52), зато позволяет быстро и без искажений набрать и отправить послание любой степени сложности.

Третий возможный вариант отправки сообщений заключается в том, что клиент использует шлюз, пересылающий на пейджер абонента письма электронной почты.

В-четвертых, можно отправить сообщение с WWW-узла оператора. У наиболее крупных операторов количество сообщений, отправляемых таким способом, колеблется от одного до двух тысяч в день.

И наконец, пятым возможным способом отправки является голосовая почта. Впервые в российском пейджинге этот сервис был создан в 1995 г. компанией “АльфаКом”. Отправитель звонит по выделенному номеру, в тоновом режиме вводит номер абонента и наговаривает сообщение голосом, как на автоответчик. Голос звонящего оцифровывается пейджинг-терминалом и сохраняется в индивидуальном голосовом почтовом ящике абонента. Одновременно технологическая система оператора высылает на пейджер абонента уведомление о поступлении голосовой почты в его ящик. В любое время абонент может перезвонить на тот же номер, тоновым способом ввести свой вызывной номер и пин-код и после удачной авторизации прослушать сообщения, удалить их или сохранить в архиве на сервере оператора. Как правило, этот вид сервиса применяется в том случае, когда нужно без искажений передать сведения конфиденциального характера, посвящать в которые служащую операторского бюро у звонящего нет никакого желания. С 1998 г. развитием такой системы голосовой почты весьма активно занялся “Мобил ТелеКом”. Частным и более сложным вариантом этого решения является проект “Навигатор”, запущенный в марте 1998 г. компаниями “Таском” и “ВымпелКом” в сетях “Би-Лайн 800” и “Би-Лайн 1800”. Здесь сервис ориентирован уже на звонки владельцам мобильных телефонов, которые временно недоступны. Оставленное голосовое сообщение хранится на сервере уже не пейджингового, а сотового оператора.

Цена вопроса

14 сентября 1998 г. впервые на российском рынке ряд “антикризисных” тарифных планов предложила компания “ВессоЛинк - Единая пейджинговая”. По тарифу “Экономичный” абонент вправе использовать пейджер любой модели для приема “усеченных” сообщений (ограниченных 70 знаками), зато и платить поменьше - 20 долл. в месяц. Тариф “Суперэкономичный” предполагает еще более “спартанское” обслуживание: за 13 долл. абонент будет получать послания в формате “номер телефона - подпись”. За 10 долл. можно воспользоваться тарифом “Тоновый”, согласно которому сообщения абоненту отправляются либо в тоновом режиме, либо через Internet. Наконец, для малоактивных абонентов компания предлагает биллинговую схему оплаты - так называемый “Пакетный тариф”: абонент вправе оплачивать сообщения “поштучно”, если, конечно, сочтет, что так выгоднее. Плата за пакет из 25, 50 и 100 сообщений составляет 25, 40 и 80 долл. соответственно.

Компания “Мобил ТелеКом” также ввела новый пакет современных высокотехнологичных услуг ТИМ-2000. Этот пакет включает в себя обслуживание пейджера через тоновый набор, возможность получения текстовых сообщений, отправленных через Интернет (как с WWW-узла компании, так и по электронной почте) и уведомления о получении нового письма по электронной почте. Помимо этого каждый подписчик нового пакета услуг получает бесплатно голосовой почтовый ящик, куда поступают немедленные уведомления по пейджинговой связи о приходе нового сообщения. Минимальная стоимость обслуживания при выборе данного пакета услуг - 7,95 долл. в месяц. Если же клиент обслуживается лишь через тоновый набор, то абонентная плата составит всего 5 долл. в месяц.

“Антикризисный” тариф в размере 7,5 долл. в месяц предложила своим абонентам и компания “Астра Пейдж”. В рамках сервисной системы Internet-pager абонент может отправлять сообщения только с WWW-сервера компании через Internet, по электронной почте либо с помощью автотерминала (в последнем случае также без права использования услуг операторской службы).

“Электронные тарифы” предложила клиентам и компания “Таском”. Цифровые сообщения можно отправлять на пейджер через телефон с тоновым набором, а текстовые - по электронной почте или с WWW-узла компании. Месячная абонентная плата для цифровых и текстовых сообщений составляет соответственно 5 и 13 долл.

“Проведенные нами опросы и опыт крупных пейджинговых операторов во всем мире показывает, что зачастую непреодолимым барьером для вступления в "клуб" владельцев пейджеров является именно высокая цена ежемесячного обслуживания. Резкое снижение этого порога, как правило, приводит к столь же стремительному увеличению числа клиентов”, - отметил заместитель генерального директора “Мобил ТелеКом” Александр Колчин.

Безусловно, он прав: вводя недорогие тарифы, основанные на Internet-технологиях, компании ставят своей задачей не столько нарастить абонентскую базу, сколько удержать уже имеющихся абонентов.

Иной концепции развития компании - ценового ринга - придерживается национальная пейджинговая система “Континенталь”. Она развернула с ноября 1998 г. агрессивную маркетинговую кампанию под девизом “15 долл. - зачем платить больше?”. Исполнительный директор компании Алексей Абакумов заявил: “Именно сейчас есть реальная возможность организовать дешевый пейджинг. Для этого существуют следующие предпосылки: снижение накладных расходов [экономия на оплате служащих операторского бюро. - Д. Г.], помноженное на интерес потребителей к недорогим ценам, помноженное на дешевую рекламу. Кризис на рынке все расставит по своим местам”.

Действительно, пусть правильность стратегии конкурентов покажут рынок и время. А предложение пейджинг-операторами описанных выше щадящих тарифных планов может оказаться выгодным компромиссным решением для абонентов. Кризис, видимо, стимулирует процесс санации отрасли не только в финансовом, но и в технологическом плане.

Вне кризиса себестоимость обслуживания падает с увеличением количества абонентов. Сейчас же операторы приблизились к себестоимости, а некоторые даже идут на завуалированный демпинг. Если предоплата “проедена”, в том числе и на рекламу, - приходится демпинговать.

     Президент пейджинговой системы

 “Астра Пейдж” Михаил Смирнов

Именно сейчас реально организовать дешевый пейджинг. Для этого существуют следующие предпосылки: снижение накладных расходов, помноженное на интерес потребителей к недорогим ценам, помноженное на дешевую рекламу. Кризис на рынке все расставит на свои места.

     Исполнительный директор компании

 “Континенталь” Алексей Абакумов