Колонка редактора

Елена Монахова

Если вы не очень отчетливо представляете себе, что означает термин “логистика”, комплексовать не стоит. Наука эта сравнительно молодая - ей чуть больше сорока лет, хотя сам термин был известен еще в Древней Греции. В те времена и в течение многих последующих веков под логистикой понимали искусство снабжения армии (продуктами питания, боеприпасами, техникой) и управление ее перемещениями. В таком значении это слово употребляется до сих пор (трактовку логистики как математической логики оставим за скобками), однако с середины 70-х годов нашего столетия на фоне эволюции рыночных отношений в развитых капиталистических странах понятие “логистика” приобрело новый, “гражданский” смысл. Сегодня под логистикой понимается “интегрированная совместная деятельность различных компаний и организаций по эффективному продвижению товаров и услуг в цепи производитель - оптовая торговля - розничная торговля - конечный потребитель на основе координации всех функций, операций, процедур, связанных с этим процессом”. Координация и оптимизация совместной деятельности компаний в сквозной цепи поставок позволяет существенно снизить стоимость товаров.

Елена Монахова

За последние десятилетия логистика превратилась в эффективный инструмент бизнеса. Как показывает зарубежный опыт, уменьшение на 1% логистических издержек эквивалентно почти 10%-ному увеличению объема продаж фирмы. Внедрение современного логистического менеджмента помогает значительно сократить уровень всех видов запасов, ускорить оборачиваемость капитала, снизить себестоимость продукции, сократить затраты на распределение товаров.

В современной логистике ключевой является концепция общих затрат. Она позволяет так перегруппировать затраты в цепи производитель - оптовая торговля - розничная торговля - конечный потребитель, что уровень общих расходов на продвижение товаров от производителя к потребителю снижается. Скажем, используя систему поставок точно в срок (just in time), можно отказаться от создания промежуточных складов. И хотя расходы на траспортировку в этом случае возрастут, уровень общих затрат в сети распределения уменьшится.

Одним из важных факторов, способствовавших развитию логистического мышления, было применение в бизнесе информационных технологий. В результате бурного научно-технического прогресса перед предприятиями встали сложные многоальтернативные и оптимизационные задачи, такие, как выбор вида транспорта, оптимизация размещения производства и складов, маршрутов движения товаров, управление многоассортиментными запасами продукции, прогнозирование спроса и потребностей в ресурсах. Решить эти задачи без компьютерной поддержки было невозможно.

Одним из результатов синтеза компьютерных технологий и принципов логистики стала разработанная в США концепция внутрипроизводственного микрологистического управления MRP (Material Requirements Planning - планирование потребностей в материалах). Применение ИТ сулило заметное снижение затрат и нахождение оптимальных управленческих решений во всех сферах, в которых необходимо отслеживать движение товаров по цепи, связывающей разные организационные структуры. Недаром сегодня модули управления цепочкой поставок (Supply Chain Management) - неотъемлемый элемент всех зарубежных интегрированных систем управления производством (R/3, Baan, J.D.Edwards, PeopleSoft). Да и сама концепция год от года изменяется - появились DRP (Distribution Requirements Planning) со всевозможными модификациями и Extended Supply Chain. Сегодня эти системы позволяют контролировать состояние запасов, рассчитывать время оформления заказа, структуру перевозок и связей производства, снабжения и сбыта.

Особое значение логистические методы приобрели в связи с изменением стратегии формирования запасов. В 80-х годах большинство товаропроизводителей стали стараться “вытолкнуть” запасы готовой продукции в каналы распределения. Этот шаг производителей стимулировал развитие дистрибьюторов - оптовики и розничные торговцы вынуждены были самостоятельно решать вопросы размещения складов, транспортировки, управления запасами товаров, прогнозирования спроса, выбора и оценки надежности поставщиков.

Связанные с логистикой проблемы российских дистрибьюторов проявились в период кризиса особенно ярко. В условиях сокращения продаж традиционных видов товаров в 2 - 3 раза компании вынуждены расширять ассортимент поставляемой продукции, искать пути координации спроса и предложения, способы лучшего обслуживания потребителей, поддержания оптимального уровня запасов в системе распределения, снижения транспортных расходов.

В докризисное время при стабильном и высоком спросе на продукцию у дистрибьюторов было достаточно оборотных средств, чтобы непрерывно завозить товар на московские склады, при этом не придавая особого значения срокам и надежности доставки. Сегодня же, когда поставки производятся не на склад, а под конкретный заказ (или на основании прогноза), требуется более оперативное реагирование - сокращение сроков формирования заказа, отгрузки его поставщиком и доставки транспортной компанией. Кроме того, при упавших оборотах дистрибьютору порой становится невыгодно держать собственный транспортный отдел (поскольку комплектовать заказы, скажем на 10 тонн груза, с гарантированной частотой он не в состоянии) и целесообразнее обращаться к услугам внешней транспортной компании, для которой комплектация и поставки точно в срок являются предметом бизнеса.

Изменилась ли в период кризиса технология работы российских дистрибьюторов по формированию и исполнению заказов? Достаточно ли сегодня на рынке транспортных компаний, способных обеспечить быструю и надежную доставку товаров?

Напишите мне по адресу: monah@pcweek.ru.

Версия для печати