Статья только в электронной версии журнала

Статья только в электронной версии журнала

Неудовлетворенность качеством удерживает корпоративных пользователей от перехода на новый вид связи

Пол Корженевски

Громких слов о потенциальных преимуществах применения корпорациями IP-телефонии сказано великое множество, однако пока эта технология не оказала на корпоративные сети сколько-нибудь существенного влияния. Компаний, предпринимающих усилия по развертыванию основанных на ней систем, еще чрезвычайно мало.

Специалисты фирмы Yankee Group (Бостон, шт. Массачусетс) обнаружили, что корпораций, предполагающих в течение ближайших пяти лет передавать с помощью систем IP-телефонии десять и более процентов своего голосового трафика, насчитывается лишь 8% от общего числа (см. диаграмму). И надо сказать, что медлить с внедрением этой нарождающейся технологии у компаний есть веские основания. Это и недотягивающее до стандартного качество связи, и отсутствие доработанного должным образом оборудования.

Энтузиасты IP-телефонии, говоря о ее достоинствах, особо подчеркивают, что стоимость услуг телекоммуникационных компаний, сделавших ставку на эту технологию, будет значительно ниже, чем в фирмах, отдающих предпочтение традиционной телефонной сети общего пользования. Например, такие новые поставщики услуг связи, как фирмы AlphaNet Telecom, Delta Three, IDT, LATIC Communications, VIP Calling и USA Global Link, собираются взимать со своих клиентов за междугородные переговоры 5 центов в минуту, в то время как стоимость аналогичных услуг, предлагаемых традиционными операторами связи, - 10 и более центов.

Можно даже вообще избавиться от поминутной оплаты, переведя голосовую связь в Internet с тарифным планом на доступ без ограничения времени.

Одна сеть на все случаи жизни

IP-телефония, похоже, позволит фирме Prince Law Office P.C. (Бехтелсвилл, шт. Пенсильвания) решить свои коммуникационные проблемы. Эта юридическая контора специализируется на вопросах, касающихся потери трудоспособности и получения соответствующих компенсаций. Недавние изменения в подходе государства к решаемым компанией проблемам означали неизбежное снижение ее доходов. “Мы рассматривали компьютерную технологию как один из путей поддержания жизнеспособности бизнеса за счет снижения операционных расходов и повышения производительности труда наших работников”, - заявил глава Prince адвокат Уоррен Принс.

В начале 1998 г. его компания соединила четыре своих офиса в Пенсильвании 1,5 Мбит/с каналами frame relay, по которым теперь передаются документы, в том числе весьма сложные, и весь голосовой трафик. В начале прошлого года Принс рассматривал возможность включения в эту сеть также и нового офиса в Лебаноне (шт. Пенсильвания), но оказалось, что он находится за пределами зоны местной связи, в которую попадают первые четыре, а сумма месячной аренды междугородней линии выражается запредельной цифрой.

Планы перехода на IP-телефонию

Выход был найден - компания установила шлюз IP-телефонии Vanguard производства фирмы Motorola. По словам Принса, инсталляция прошла без осложнений и на оплату ежемесячных счетов за услуги телефонной компании у Prince теперь уходит значительно меньше средств, чем пришлось бы платить за аренду линии frame relay.

Однако более крупным организациям будет труднее получить ощутимую экономию от перехода на IP-телефонию. “Большинство крупных компаний уже имеют с поставщиками услуг дальней связи договоры о предоставлении существенных скидок, поэтому у них не возникает особого интереса к IP-телефонии”, - говорит Том Нолле, президент корпорации CIMI (Вурхиз, шт. Нью-Джерси), специализирующейся на предоставлении консультационных услуг.

Кроме того, и качество связи, предоставляемой телефонными компаниями, внедрившими у себя новую технологию, оставляет желать лучшего. После начала разговора пользователь ожидает, что никаких дополнительных задержек уже не возникнет; однако в Internet ресурс полосы пропускания выделяется по мере необходимости, так что его объем, отводимый на сеанс связи, может быть неодинаков в различные моменты времени.

Чтобы снять эти проблемы, поставщики услуг доступа в Internet нуждаются в оснащении своих систем средствами обеспечения гарантированного уровня качества сервиса (quality-of-service), позволяющими выделить некоторый ресурс полосы пропускания специально для передачи речи. Кроме того, необходима поддержка определенных стандартов для распознавания сетевым оборудованием трафика речевых соединений.

Такие соответствующие стандартам продукты только начинают появляться. Эрик Ларсон, директор по сетевым продуктам в группе Internet и сетевого обеспечения мэнсфилдского офиса (шт. Массачусетс) корпорации Motorola, считает, что некоторые приложения, для которых существующее качество связи достаточно, могут быть развернуты уже теперь, однако должно пройти по крайней мере еще несколько лет, прежде чем голосовая связь через Internet не будет уступать по качеству обычным телефонным звонкам.

Применение IP-телефонии для местной связи, возможно, и не имеет смысла, а вот на международных и междугородных звонках компании, использующие эту технологию, смогут получить существенную экономию. В США конкуренция вынудила поставщиков услуг связи, чтобы не рисковать потерей клиентов, снизить тарифы. Во многих других странах государственное регулирование коммуникационной отрасли ослабляется постепенно и цены на услуги связи остаются прямо-таки заоблачными: 50 центов в минуту и более. Перевод магистрального сетевого трафика в Internet позволит компаниям сэкономить значительные средства.

В качестве примера можно привести фирму Kanematsu USA (Нью-Йорк, шт. Нью-Йорк), специализирующуюся в области предоставления финансовых услуг. В офисах этой фирмы, разбросанных по всему миру, работают около трех тысяч человек. Сотрудники компании часто звонят своим коллегам в Токио, и раньше им приходилось сталкиваться с серьезными проблемами из-за того, что фирма смогла экономически оправдать только один телекоммуникационный канал с пропускной способностью 64 кбит/с, способный поддерживать не более четырех сеансов связи одновременно.

В июне прошлого года руководство Kanematsu решило принять участие в бета-тестировании коммутатора PacketStar IP Switch фирмы Lucent, обеспечивающего соединение между нью-йоркским и токийским офисами с пропускной способностью 1,544 Мбит/с.

Помощник менеджера по средствам коммуникации в Kanematsu USA Джордж Эмметт рассказал, что первоначальная инсталляция системы оказалась непростым делом. Сотрудники компании столкнулись со сложностями при подключении существующего коммуникационного оборудования (офисных АТС, коммутаторов и маршрутизаторов с поддержкой IP-телефонии), однако с помощью представителей Lucent все проблемы были решены.

Поначалу связь не отличалась высоким качеством, но по мере совершенствования продукта Lucent оно было доведено до вполне удовлетворительного уровня, что позволило подключить к системе третий узел, расположенный в городе Осака (Япония). Теперь система производства Lucent обслуживает ежедневно по 100 звонков через океан.

В целом, однако, успехи IP-телефонии на корпоративном рынке не потрясают воображения. “Ряд новых компаний сделали ставку на эту технологию и разрекламировали ее потенциал сверх меры ради собственного утверждения в бизнесе”, - полагает Ларсон из Motorola. “Я не думаю, чтобы корпорации вот так вдруг раскрыли объятия IP-телефонии, - поделился своим видением перспективы Питер Брикман, директор по стратегическому маркетингу в техасском офисе фирмы Nortel Networks. - По всей вероятности, внедрение новой технологии будет происходить постепенно. Потребуется не менее пяти лет на то, чтобы ее пользователями стали большинство корпораций”.

Независимый автор из Садбери (шт. Массачусетс) Пол Корженевски специализируется на сетевой тематике. С ним можно связаться по адресу: paulkorzen@aol.com.

Версия для печати