Субъективные заметки с выставки “Бухучет и аудит - 99”

Игорь Альтшулер

На выставке “Бухучет и аудит - 99” с виду было все о’кей. Появились даже стенды министерств и бухгалтерских институтов, усилили свое присутствие консалтинговые и юридические фирмы. А к содержанию - какие же претензии, когда в стране кризис, когда слово “выживание” звучит гораздо чаще, чем слово “развитие”? Как там, у Высоцкого, “он стонал, но держал”? Наверное, выставочные площади сильно подешевели (судя по тому, что они были аккуратно заполнены). Как говорят опытные строители, “нет у вас денег на капремонт - покрасьте как следует хотя бы фасад, цвет создает настроение”.

Цветовой эталон для элиты

С цветом на выставке все было в порядке. Явно почкованием размножалась “1С” (у нее и ее партнеров был добрый десяток стендов) и на втором этаже одного из стендов (“мне сверху видно все, ты так и знай”) Б. Нуралиев и А. Монахов в неизменных желтых майках самых активных велогонщиков принимали череду бесконечных посетителей.

В голубых тонах выступали на своих больших стендах “Галактика” (ясное дело - небо) и “Парус” (ясное дело - море). Упорно пыталась совместить желтый и голубой цвета (желтые грации на голубом фоне) Марина Хохлова (“Цефей”). Цветовая комбинация дополнялась слоганом “Эталон для элиты” (напомню, “Эталон” - это продукт компании “Цефей”). Зеленый цвет продолжает продвигать группа R-Style. Собственно, дело, конечно, не в цвете, а в его стабильности и насыщенности.

Про стенды западных фирм встреченный на выставке приятель сказал так: “Раньше я злился, видя их стенды, - что они тут забыли? Теперь радуюсь - как хорошо, что они стоят. Живы у нас иностранцы - значит, жив и рынок”.

Изучение путем слияния

Компании сливаются (“вместе весело шагать по просторам”), потом разливаются (“каждый выбирает для себя”) - это нормально, значит, рынок живой. И, кстати, ненароком родился новый маркетинговый метод: “глубокое изучение конкурентов путем временного слияния с ними”. Есть и менее радикальные способы развития. Так, одна известная компания из четырех букв (первая буква “А”) приняла на работу целую команду известных специалистов из другой компании (удивительно, но и та называлась на букву “А”). Что это - закупка враз подешевевших ресурсов? Признание провала предыдущих действий? Стремление влить в проекты свежую кровь? Жизнь покажет.

Во многих информационно-рекламных материалах появились такие разделы, как “клиенты”, “проекты”, “партнеры” - короче говоря, появилась история. Это хорошо. Правда, когда Columbus IT Partner в описании собственной системы объясняет, чем она лучше BAAN и “Галактики”, лично мне это кажется странным. Я - за то, чтобы разработчики разрабатывали, продавцы продавали, а сравнивать продукты и решения доверили бы независимым лабораториям, вузам, маркетинговым агентствам, ученым-экспертам, а также клиентам (если у последних хватит на это денег, времени и опыта).

В этом смысле не могу не отдать должного д-ру Леманну (SAP СНГ): “Мне не нравится слово "конкуренты", есть просто другие поставщики ПО, имеющие свой рынок. А мы успешно боремся за свой. Появилась первая российская "История успеха" ("Сургутнефтегаз"), скоро появится вторая. На наших "Информационных днях" в 1998 г. побывали более 800 менеджеров и специалистов. Только в первом полугодии этого года мы планируем провести более 20 "Информационных дней", часть из них в регионах, вне Москвы. Некоторые будут посвящены конкретным проблемам, например учету затрат”.

Кризис - как старость. С надеждой на вторую молодость

Что ищут люди? Проверенное решение (мало кто хочет экспериментировать на себе), имеющее приемлемую функциональность по доступной цене. И не требующее от предприятия слишком многого - ну не хочет предприятие укладываться в прокрустово ложе автоматизированной системы. Менее всего мне хотелось бы давать оценки, это дело клиентов. Мы же, аналитики, консультанты, журналисты, в меру сил своих лишь помогаем всем участникам рынка чуть лучше понять самих себя, чтобы осознанней делать выбор (платить - не платить, учитывать - не учитывать, дорабатывать - или и так сойдет). Нет рецептов, есть гипотезы.

Первая гипотеза - времена меняются быстрее, чем мы. Помню, как мы 10 лет назад в “Диалоге”, где я в ту пору работал, радовались, когда удалось поместить дискеты и описание программы в красивую коробку. Похоже, что все это было до нашей эры. Сегодня коробочками и красивыми книжечками уже никого не удивишь.

Гипотеза вторая - у больших начальников пошатнулась вера в эффективность выставочных знакомств. Мало было на стендах руководителей фирм, начальники являлись лишь на презентации и на собственные доклады. Зато много было сотрудников-новичков. Не раз и не два на вопрос “что у вас новенького?” и “где такой-то?” я слышал в ответ: “извините, я тут недавно работаю, сейчас попробую узнать”. Жаль. Не продукт ведь покупаем, а веру в имя фирмы. Веру в конкретных профессионалов, которые дорожат своей репутацией и помогают нам решить наши проблемы.

В заключение - несколько “выставочных” цитат и одно маленькое замечание:

- “Я буквально не вылезаю из командировок, тендер за тендером” (“Цефей”);

- “Звонят взволнованные клиенты и говорят - ваши акции внезапно вдвое упали в цене. Отвечаю: ничего не случилось, просто раньше цены были в дойч-марках, а теперь в евро” (SAP СНГ);

- “Встречают по одежке, провожают по платежке” (“Галактика”);

- “А что их жалеть-то, разработчиков? Мне себя жалко” (посетитель выставки).

Чаще других звучало в разговорах слово “интеграция”. Интеграция с кассовыми аппаратами, считывателями штрих-кодов, торговым оборудованием, а также с вузами, госучреждениями и коммерческими фирмами. Думаю, не за горами интеграция с клиентами, а затем и со здравым смыслом. Жаль только, что я своевременно не догадался учредить приз “Открытие выставки”. Учредил бы, и с полным правом оставил бы его при себе. Ведь в себе, если покопаться, всегда можно открыть что-нибудь новенькое.

Версия для печати