Андрей Колесов

Канны для большинства людей однозначно связаны со всемирно известным кинофестивалем. Но для представителей компьютерной индустрии этот город ассоциируется также с Milia - ежегодным крупнейшим в Европе форумом, посвященным представлению мультимедийной продукции. Ему еще далеко до популярности кинофестиваля, но для Канн он уже стал заметным событием. Весьма символично, что экспозиция была развернута с 8 по 12 февраля во Дворце Фестивалей, - это наглядно демонстрирует, что компьютерные технологии становятся неотъемлемым элементом киноиндустрии (от создания сценариев до распространения и демонстрации фильмов).

Выставка Milia проводилась уже в шестой раз, в ее работе участвовало более 7400 представителей свыше тысячи фирм из 57 стран, а также почти 750 журналистов со всего мира. Она является сугубо профессиональной: вход на нее открыт только для зарегистрированных участников (минимальный взнос без предоставления стенда - около $700). Выставка действует по схеме: разработчики снимают стенды и демонстрируют свою продукцию, а издатели и дистрибьюторы ходят и выбирают товар. Такая организация предопределяет ее более высокую по сравнению с общедоступными мероприятиями широкого профиля коммерческую отдачу.

Невозможно дать даже краткий обзор всех представленных на Milia’99 продуктов, поэтому хотелось бы рассказать о ситуации на рынке мультимедиа в целом.

По общему мнению экспертов, европейский рынок мультимедиа сейчас переживает довольно серьезный кризис после бума 1995 - 1997 гг. Можно выделить несколько причин такого положения: оценки потенциальной емкости рынка оказались завышенными; на него ринулось слишком много игроков; прошла первая волна спроса, вызванная чистым любопытством. Еще один аспект, на который следует обратить особое внимание: из-за массового засилья товаров среднего качества, которые в условиях начального развития рынка шли на ура, многие пользователи разочаровались в компьютерной мультимедийной продукции (поучительный пример для России, где происходят похожие процессы).

Компьютерные технологии: мультимедиа и кино,

может быть, еще не близнецы, но уже братья

Покупатель стал более требовательным, конкуренция резко возросла, это повлекло структурную перестройку рынка: часть компаний покинула его, начались процессы слияния, переориентации и пр. О кризисе свидетельствует и уменьшение числа участников Milia’99 почти в два раза по сравнению с 1997 г. Хотя в ней помимо европейских компаний участвовали многие фирмы из США, Японии и стран Восточной Азии, чувствовалось значительное усиление присутствия французской стороны. По каким-то причинам на выставку не приехал целый ряд ведущих представителей этого рынка из Германии.

Еще одна тенденция (характерная и для России): компании-дистрибьюторы начинают заниматься разработкой и изданием мультимедиа-продуктов, вступая в конкуренцию с независимыми специализированными фирмами и перекрывая им каналы распространения товаров.

Milia’99 продемонстрировала смещение на рынке мультимедиа от настольных систем к использованию интерактивной телекоммуникационной среды, т. е. слияние мультимедиа, Интернета и телевидения. На выставке были представлены десятки различных вариантов мультимедийных Web-узлов. В этой ситуации особенно важными становятся технические вопросы повышения пропускной способности каналов связи, с одной стороны, и качества информационного наполнения Сети, с другой. Характерно, что теперь выставка именуется The International Content Market for Interactive Media - Международная ярмарка содержательного наполнения интерактивных средств информации. В то же время на прошедшей выставке число продуктов для DVD было относительно невелико.

Из компьютерных компаний общего профиля единственными (и традиционными) участниками были Intel и Microsoft. Intel впервые представила рабочие образцы ПК на базе Pentium III. Возможности этого компьютера демонстрировали с помощью оптимизированных под него программ, разработанных более чем двадцатью компаниями из разных стран мира (в том числе Parallel Graphics - наследницей “ПараГрафа”). Делегацию Intel возглавлял старший вице-президент корпорации и генеральный менеджер подразделения корпорации по разработке средств информационного наполнения Интернета Рон Уиттиер (Ron Whittier). Он провел специальный семинар по проблеме повышения эффективности использования Сети (подробнее см.: www.intel.com/europe/milia99).

Microsoft организовала серию семинаров, на которых разработчики смогли узнать о ближайших перспективах развития технологии DirectX. На Milia’99 был впервые официально представлен новый набор инструментария MS DirectX Software Developer Kit 6.1.

В условиях кризиса на российском рынке мультимедийных продуктов можно было ожидать активного участия в Milia’99 отечественных компаний. Однако их представителей оказалось на удивление мало, что плохо увязывается с заявлениями российских компаний о готовности работать на зарубежном рынке. Отдельный стенд имела фирма DiComp, которая давно работает на зарубежном рынке со своими продуктами по тематике “Сад и огород” (более 500 тыс. проданных копий, по данным DiComp). Компания InterSoft, также ориентирующаяся на западный рынок с компакт-дисками, посвященными в основном музеям и изобразительному искусству, была представлена на стенде американских партнеров. MediaHouse (дочерняя структура CompuLink) и “Бука” своих стендов не имели, они искали продукты западных разработчиков, выступая в качестве издателей и специалистов по локализации программ.

Дополнительную информацию о Milia’99 можно найти по адресу: www.milia.com.

Версия для печати