Обзоры

Татьяна Богатова, Елена Монахова, Алексей Роговцев

Окончание пословицы: “Торговали - веселились, подсчитали - ...” знает, наверное, каждый, кто хоть в какой-то мере связан с торговлей. Желая облегчить свою работу (и жизнь), многие уповают на автоматизацию, дабы переложить (хотя бы отчасти) тяжелый труд по учету, анализу, управлению и составлению отчетности на кремниевые мозги вычислительных машин. Но как это сделать?

На российском рынке ПО автоматизации торговли прямо-таки перепроизводство - предлагается более 40 тиражных и тиражно-заказных систем, и их нужно как-то систематизировать. Но всякая систематизация - дело ответственное. Сегодня, когда объем информации растет устрашающими темпами, в выигрыше тот, кто умеет эту информацию структурировать, фильтровать, отделять зерна полезной от плевел “мусорной”.

Под каким углом зрения их рассматривать? Поскольку нам не встретилось какой-либо завоевавшей признание типологии тиражных торговых систем, то мы в качестве отправной точки предлагаем свой подход, который призываем рассматривать как приглашение к совместному творчеству (т. е. критика, комментарии и другие предложения не только не возбраняются, но всячески приветствуются). С миру по нитке - к концу года, глядишь, и сложится устойчивая классификация.

Итак, шаг первый. Как известно, торговля бывает оптовой и розничной (оптово-розничный вариант пока рассматривать не будем). Поэтому мы решили остановиться на функциональном разбиении - по типам деятельности. Кроме того, относя программный продукт к той или иной категории, мы считаем необходимым учитывать еще и способы управления торговым предприятием - они будут различными для отдельного магазина, сети магазинов и торгового холдинга.

Для сети магазинов обязательной является консолидация финансовых и материальных потоков, здесь простой бухгалтерией не обойтись. Ну а для холдинга, состоящего из множества юридических лиц, необходимо обеспечить, во-первых, отслеживание для каждой фирмы своих потоков товаров по правилам, принятым именно в этой фирме, а во-вторых, оперативное наблюдение за всеми процессами в общем масштабе.

Таким образом, у нас получилось три типовых масштабно-управленческих группы в двух различных функциональных категориях.

Сегодня понятие “эффективно действующая система управления торговым предприятием” справедливо лишь в отношении комплексной автоматизированной системы управления. Что за этим стоит?

Надо признать, что производители торговых систем по-разному понимают комплексность системы. Компании, начинавшие с создания бухгалтерий (скажем, “Парус” или “Интеллект-Сервис”), считают комплексными системами такие, которые охватывают всю финансово-хозяйственную деятельность торгового предприятия: от принятия товаров на склад до сведения баланса. Те компании, чья деятельность начиналась с разработки ПО именно для торговли (например, FIT или IBS), к подобным системам относят те, которые автоматизируют все основные процессы, связанные с товародвижением и логистикой. При этом они сюда же включают прокладку сетей и поставку оборудования (в том числе кассовых аппаратов, сканеров штрих-кодов и пр.), но зато не рассматривают в качестве обязательного элемента модули “бухгалтерия”, “зарплата” и “кадры”.

Проанализировав возможности ПО для розничной торговли, мы обнаружили, что практически все эти системы охватывают учет материальных и денежных потоков в полном цикле товародвижения (от внутреннего склада через торговый зал до сводного баланса). При этом обязательным условием является подключение к системе различного торгового оборудования: контрольно-кассовых аппаратов, сканеров штрих-кодов, электронных весов, принтеров чеков, дисплеев покупателя и прочая, прочая, прочая... Без этого оборудования, установленного в современном магазине, всякая автоматизация теряет смысл. Однако не стоит преувеличивать значимость списка периферийного оборудования, прилагаемого поставщиками торговых систем к своему ПО. В принципе, для разработчиков не составляет особого труда подключить к системе новое оборудование (об этом свидетельствует, в частности, список решений партнеров “1С” по подключению торгового оборудования), затрачивается на это обычно не более двух недель.

Конструкторы для умелых рук

Подавляющее большинство рассматриваемых продуктов построено по принципу “собери сам”, т. е. покупателю предлагается набор модулей (иногда построенных на основе разных СУБД или работающих под управлением различных ОС!), из которого предлагается собрать требуемую конфигурацию. При этом цены чаще всего назначаются на каждый модуль отдельно. Основные проблемы в большинстве случаев - передача данных из модуля в модуль и распределенная обработка данных и консолидация.

Естественно, что мы не могли за один раз “обозреть” все предлагаемые на рынке тиражные системы. Были выбраны некоторые из них - разные по “весовым категориям” и по архитектуре. Хотелось бы подчеркнуть, что разговор на этом не заканчивается и продолжение обязательно последует. В том числе речь пойдет и о перспективных специализированных платформах ICL GlobalSTORE и MS ActiveStore.

Свои комментарии присылайте по адресу: rogov@pcweek.ru.

“1С:Торговля и Склад”

(фирма “1С”, www.1c.ru).

Широко известный продукт фирмы “1С” позиционируется ею в двух ипостасях.

Во-первых, как универсальное средство создания прикладных решений для автоматизации экономической деятельности (это собственно платформа “1С: Предприятие”) - в этом случае система используется для оптовой и розничной торговли, для смешанных форм предприятий, для учета услуг и т. д.

Во-вторых, как готовые решения, поставляемые “1С”, - здесь наряду с конфигурацией для оптовой торговли существуют тиражные конфигурации для розницы, созданные партнерами 1С - компаниями “ИКС Технологии”, “Рарус”, “Гендальф”. Кроме этого есть готовые тиражные решения по интеграции “1С:Предприятия” с торговым оборудованием, а с декабря поставляется готовое решение для оптово-розничной торговли (“1С:Аспект. Компактная торговая система”, стоимость 90 долл.).

Существуют типовые конфигурации “1С:Торговли и Склада” (готовые прикладные решения), предназначенные только для торгового учета, и типовые конфигурации для комплексного учета в торговых организациях, в которых присутствует бухгалтерский учет и расчет зарплаты.

Система “1С:Торговля и Склад” помимо базовых возможностей содержит три дополнительных функциональных компонента: “Оперативный учет”, “Бухгалтерский учет” и “Расчет”, которые поставляются отдельно.

Вся прикладная часть поставляется как готовое решение, но ее можно полностью изменять в соответствии с требованиями пользователя.

“1С:Торговля и Склад” работает под управлением Windows 95/98 и Windows NT 3.51/4, в качестве баз данных могут использоваться MS SQL Server или БД в формате DBF. В систему может быть включено торговое оборудование, список которого состоит более чем из 40 позиций, - контрольно-кассовые аппараты, POS-терминалы и многое другое.

Стоимость системы зависит от конфигурации и составляет от 280 (профессиональная версия 7.5) до 960 долл. (сетевая версия “1С:Предприятие. Оперативный учет. Конфигурация Торговля и Склад”). Однако нужно учитывать, что при необходимости изменения типовой конфигурации изменится и эта цена (как именно - зависит от стоимости услуг компании-франчайзи).

IBS Trade

(компания IBS, www.ibs.ru).

Этот продукт представляет собой многофункциональную систему управления торговым предприятием любого масштаба - от бутика до холдинга.

Система IBS TRADE предназначена в основном для руководителей (или владельцев) торговых организаций, использующих ее как инструмент для анализа эффективности торгового процесса, ценообразования, контроля за товарными остатками, а также для работы с поставщиками при заказе товаров. Функции бухгалтерского учета в IBS TRADE не являются первичными, хотя система полностью удовлетворяет требованиям бухгалтерского учета в России.

Полная версия системы включает в себя следующие программные модули:

- IBS TRADE OFFICE - общее управление системой;

- IBS TRADE SHOP - подсистема управления магазинами;

- IBS TRADE UNIFO - программный комплекс кассового терминала;

- IBS TRADE STOCK - подсистема управления складами;

- IBS TRADE SYSTEM ADMINISTRATOR - модуль системного администратора;

- IBS TRADE ACCOUNT - подсистема управления бухгалтерией (на базе программного обеспечения, разработанного партнерами компании IBS).

Все операции по учету товародвижения могут быть выполнены только в виде электронного документа с сохранением преемственности в оформлении документов при переходе от ручной к автоматизированной системе.

Эта система открыта и адаптируется к любым специфическим требованиям заказчика. Она построена на основе реляционной СУБД PROGRESS. В качестве POS-терминалов используются компьютеризированные кассовые аппараты IBM POS 4694 с программным обеспечением UniFO F IBS v.2.30/2.40 (Front-office) разработки IBS.

IBS TRADE поставляется “под ключ”, что подразумевает поставку и установку оборудования, адаптацию и поставку программного обеспечения и документации, обучение персонала, техническое сопровождение, гарантийное и послегарантийное обслуживание.

Стоимость IBS TRADE зависит от поставляемой конфигурации (стоимость рабочего места - от 300 до 600 долл.)

“Дельфин”

(компания “Светон”, www.sveton.ru)

Эта тиражно-заказная корпоративная система управления торгово-производственными предприятиями предназначена в основном для средних и крупных предприятий как розничной, так и оптовой торговли и построена в двухзвенной архитектуре клиент-сервер (Delphi/MS SQL Server).

При внедрении “Дельфина” возможно сопряжение с любым торговым оборудованием и с другими системами (штатная возможность - MS Word и MS Excel).

Цены системы в стандартной поставке на 5 рабочих мест (без MS SQL Server) - 4950 долл. Рабочее место стоит от 150 до 250 долл. в зависимости от объема закупки.

“Галактика”

(корпорация “Галактика”, www.galaktika.ru)

На рынке предлагается три (аналогичных по своей функциональности) решения для торговли на базе модулей программного комплекса “Галактика”, на основе различных СУБД: Btrieve, MS SQL Server и Oracle. (Видимо, создатели продукта так решают проблему масштабирования. Маленьким компаниям - систему на Btrieve; тем, кто подрос, - на MS SQL; а самым большим - даже Oracle.) Доступны локальные и сетевые версии, работающие под управлением MS-DOS или Windows.

Решение, ориентированное на розницу, содержит следующие базовые модули (хотя такой набор и необязателен): “контур розничной торговли”, “контур оперативного управления” (управление продажами, закупками, ведение договоров, складской учет, расчеты с поставщиками и получателями), “контур бухгалтерского учета”. В прайс-листе приводятся цены на каждый модуль.

В марте корпорация “Галактика” вводит новый способ продажи ПО для торговли: в виде так называемого “интегрированного рабочего места”, которое будет стоить 1000 долл. для Btrieve, 1500 долл. для MS SQL. (Это в два раза дешевле, чем в случае приобретения модулей по отдельности.)

“Галактика” предлагает свои решения всем названным нами категориям торговых предприятий. Для корпоративного межофисного обмена (off-line) система может быть дополнена утилитой Corpo (790 долл.).

Продукты корпорации “Парус”

(www.parus.ru)

Корпорация “Парус”, похоже, только формирует свою политику на рынке торговых систем. Она намерена активно продвигать решение для торговли под звучным названием “Триумф”, состав которого может меняться в очень широком диапазоне.

“Парус-магазин” предназначен для отслеживания товарного учета (логистики) в отдельном магазине. В него входят два модуля: “Розничный склад” (800 долл.) и “Торговый зал” (от 300 долл. в расчете на один кассовый аппарат). Продукт написан на языке Си++ и построен на основе СУБД Raima. При необходимости разработчики вносят в систему дополнительные возможности.

К этому комплекту по желанию можно добавить модуль “Бухгалтерия”, что обойдется еще в 300 долл.

Можно использовать “Парус-магазин” с модулем аналитики (в этом случае он почему-то называется “Триумф-Аналитика”). Об этом решении мы уже писали (см. PC Week/RE, № 4/99, с. 9). Стоит только уточнить, что указанные в статье цены касались лишь блока аналитики. Чтобы получить общую стоимость продукта, следует добавить цены на модули “Парус-магазина”.

Для супермаркетов разработчики предлагают аналогичный по функциональности вариант, реализованный на Visual Fox Pro.

Дополняет линию программных продуктов для торговых предприятий набор модулей “Триумф” (изначально эти модули входили в состав системы “Парус-97”). Набор базируется на платформе Oracle и построен в архитектуре клиент-сервер. В него входят: “Бухгалтерия”, “Реализация”, “Склад”, “Закупки”, “Управление финансами”, “Консолидация”. Одно рабочее место (без лицензий на СУБД) стоит 700 долл., при покупке каждого последующего предоставляется скидка не менее 15%. В случае территориально-распределенных структур репликация данных производится в режиме off-line.

Совместное использование перечисленных продуктов на базе разных СУБД (Raima, Fox Pro и Oracle) станет возможным после того, как будут написаны соответствующие конверторы (по словам разработчиков, к выставке “Торговля и склад” они должны быть готовы).

GESTORY

(компания FIT, http://fit.msk.ru)

Начав свою деятельность в 1989 г. в качестве российского представителя французской холдинговой группы FIT, компания стала первопроходцем в области построения архитектуры и функциональности автоматизированных торговых систем, методик их внедрения и сопровождения.

Система GESTORY, будучи полностью отечественной разработкой, позиционируется как система управления товародвижением (автоматизация товарного учета, магазина, склада, ресторана). Она может состоять из нескольких блоков, но обязательно содержит GESTORY FrontOffice - программу управления кассовыми аппаратами и GESTORY BackOffice - собственно систему управления. Вариант для ресторана содержит модуль, позволяющий делать калькуляцию блюд и пр. Прежде GESTORY была состыкована лишь с бухгалтерией от “Паруса”, сегодня ее можно объединить с рядом других систем.

GESTORY создавалась на основе ОС UNIX и промышленной СУБД Progress, сейчас есть реализации и для MS-DOS, Windows NT, Windows 95/98, что обеспечивает масштабируемость системы. Она может функционировать как в сети, так и на локальном компьютере. Широкие функциональные возможности системы позволяют применять ее как в отдельных магазинах (от бутиков до супермаркетов), так и в сети магазинов и в торговых холдингах.

Стоимость ПО: кассовая программа - 420 долл.; система учета товародвижения - 3300 долл. (для Unix) и 925 долл. (для Windows NT и 95); модули взаимодействия с различными кассами и кассовыми регистраторами (на одну кассу) - от 70 долл. до 450 долл.

Продукты линии “БЭСТ”

(фирма “Интеллект-Сервис”, www.intellect-service.ru)

Эти продукты предназначены для автоматизации отдельных магазинов и торговых сетей. Наиболее известным среди них является “БЭСТ-4”, выпускаемый с 1996 г. Система имеет модульную структуру, ориентирована на оптово-розничную торговлю и обеспечивает комплексный охват - от получения товара на склад до сдачи бухгалтерского баланса в налоговую инспекцию.

Для применения в розничной торговле система интегрируется с широким набором кассовых аппаратов и различными видами торгового оборудования. Связь с удаленными объектами может быть обеспечена с помощью модема. Цена базовой версии (локальный вариант) для розничной торговли - 350 долл., для оптовой - 530 долл.

Новый продукт “БЭСТ-ПРО”, вышедший в прошлом году, позиционируется как система для средних и крупных предприятий. Имеется версия для промышленных предприятий (ее с особой охотой берут представители пищевой промышленности) и для оптовой торговли, готовится отдельная разработка для супермаркетов. Ряд модулей есть как в DOS-, так и в Windows-варианте (по желанию пользователей), некоторые же предназначены только для работы под DOS - например, для подразделений, где требуется массовый ввод данных, который удобнее осуществлять с клавиатуры. В структурный состав “БЭСТ-ПРО” входят подсистемы управления запасами, закупками и продажами, контроля договорных обязательств, финансов, взаиморасчетов с поставщиками и покупателями. Кроме того, имеются блоки учета кадров, зарплаты, основных фондов, бухгалтерского и налогового учета. “БЭСТ-ПРО” задумывался как единый комплекс на общей базе данных, однако может поставляться и в виде отдельных модулей. От “БЭСТ-4” его отличает то, что пользователь может докупать не только отдельные модули и рабочие места, но и отдельные бизнес-функции, которые при необходимости открываются с помощью электронного ключа (например, в модуль расчета зарплаты можно добавить расчет по бригадным нарядам).

Система имеет открытую архитектуру, структура базы данных входит в комплект поставки. Пользователи и/или партнеры могут делать собственные доработки системы (новые модули, отчеты, функции).

Продукт разработан на основе Btrieve. Цена базовой версии (локальный вариант) - 1182 долл.

Для работы в розничной торговле и “БЭСТ-4”, и “БЭСТ-ПРО” могут быть состыкованы с любым кассовым (на сегодняшний день - 9 POS-терминалов и 11 электронных кассовых регистраторов) и торговым оборудованием.

Еще одна новинка - “БЭСТ-ПЛАН” (цена - 600 долл.), с его помощью можно рассчитать издержки обращения, выявить допустимую минимальную цену продажи товара с точки зрения его окупаемости, определить минимальные объемы партий, номенклатуру товаров, учесть влияние инфляции на рост закупочных цен и т. д.