Статья только в электронной версии журнала

Статья только в электронной версии журнала

    

Михаил Вольф

Возврат денег за неиспользованный в течение определенного срока товар - основная заповедь, высеченная на скрижалях прав потребителей и прописанная в соответствующих законах. Умение пользоваться этим правом - одна из отличительных сторон цивилизованного общества. Но, как оказалось, в законах даже самых преуспевающих в сфере защиты потребительских прав обществ с их всеобъемлющими и подробнейшими сводами правил еще остаются зияющие лакуны, допускающие их различное толкование. Да, с холодильниками и обувью все более-менее ясно; но задумывались ли поклонники OS/2 или Linux, что, приобретя компьютер с некой предустановленной ОС, не соответствующей их деловым планам или эстетическим предпочтениям, они вправе потребовать возврата денег за оплату лицензии, входящей в общую стоимость дорогой покупки?

Именно этой теме посвящено открытое письмо общественного объединения Team OS/2 Deutschland (ФРГ), потребовавшего от Союзов защиты потребителей страны большего внимания к данному вопросу, в первую очередь - разъяснительной работы. “Зачастую ситуация складывается таким образом, что продажа лицензии на ПО совершается без соответствующего информирования покупателя, не собирающегося его использовать”, - говорится в письме. А ведь лицензионные соглашения предусматривают возврат лицензионного сбора, если покупатель недвусмысленно отказывается от приобретения этого самого ПО. Однако попытки настоять на соблюдении святых потребительских прав наталкиваются помимо прочего на полную неясность в определении стороны, ответственной за возврат денег.

Практически одновременно с бумажными излияниями добропорядочных немецких бюргеров по другую сторону океана, в американском городке Фостер-Сити (шт. Калифорния) произошла более жизненная и напористая акция протеста. В связи с так называемым Windows Refund Day, организуемым действующей в стране Windows Refund Group, тамошнее отделение компании Microsoft было пикетировано двадцатью Linux-активистами и примерно сотней сочувствующих. Цель собравшихся было добиться от компании выполнения соответствующего пункта лицензии EULA (End-User License Agreement). Согласно данному ранее обещанию представителя компании, участники акции рассчитывали на прием и переговоры по волнующему их - и, надо полагать, далеко не их одних - вопросу. Однако двери здания, на крыше которого словно в издевку красовался транспарант с надписью: “Microsoft welcomes the Linux Community”, так и остались закрытыми.

Версия для печати