Какое, милые, у нас тысячелетье на дворе?

     Борис Пастернак

Отсчет лет от Рождества Христова и десятичная система счисления поднесли свой сюрприз. Проблема 2000 года (П2000, Y2K) накатила с той же неожиданностью и неизбежностью, как ежегодный приход зимы в средних и северных широтах. В промышленно развитых странах эта проблема решается и технически, и методически. В последнее время она из научно-технической области перешла в социально-политическую. Там теперь не столько специалисты по информационным технологиям, сколько общественность готовится к грядущим изменениям в окружающей среде и возможным негативным последствиям. В других, не столь экономически развитых, но уделяющих вопросам информационной политики достаточное внимание странах, например в Индии и Китае, П2000 вызывает серьезную озабоченность правительства, которое предпринимает действенные подготовительные меры, вполне соответствующие социальному строю и национальным традициям.

Вот и у нас наконец, следуя опыту мужика, который все же запрягает, хотя и медленно, государство решилось на активные действия. Оно поняло, что П2000 - одна на всех и не разбирает форм собственности. Оказывается, это национальная проблема, настолько серьезная, что без регулирования со стороны государства не обойтись.

Когда-то вычислительной техникой ведали несколько министерств, занимаясь этим вразнобой, сегодня же остался один-единственный государственный орган, связанный с информационными технологиями, - Управление информатизации Госкомсвязи. Вот ему-то и выпала сложнейшая задача - стать проводником решения проблемы П2000 в масштабе всей России. А что же реально может сделать одно управление, да и может ли? Для того, чтобы получить ответы на эти и другие вопросы, связанные с П2000, обозреватель PC Week/RE Леонид Черняк встретился с заместителем председателя Госкомсвязи России Александром Владимировичем Волокитиным.

А. В. Волокитин: “П2000 будем

решать и в 1999-м, и в 2000 году...”

PC Week: Александр Владимирович, начнем с многократно прозвучавшей и, прямо скажем, шокирующей оценки затрат на решение П2000: называлась сумма 2 - 3 млрд. долл. (см. PC Week/RE, № 5/99, с. 1. - Прим. ред.). В приложении к информационным технологиям величина немалая - примерно 10 - 15% бюджета страны, а осталось-то всего 10 месяцев до наступления года с двумя нулями. Найдутся ли силы и средства, чтобы рационально использовать такую сумму?

Александр Волокитин: Прежде всего нужно уточнить: названной цифрой оцениваются суммарные издержки, которые понесут предприятия всех форм собственности на преодоление последствий П2000. Никакого централизованного источника финансирования здесь нет. Да и речь вовсе не идет о вложении всех этих миллиардов строго за оставшееся время. Вы не хуже меня понимаете, что нет и не может быть в России таких производственных мощностей, которыми можно освоить подобные средства. Если хотите, это интегральная оценка масштаба бедствия. Сколько лет уйдет на полное преодоление проблемы - год, два или больше, время покажет.

PC Week: Вас можно понять так: мы уже сейчас знаем, что весь комплекс предупредительных мероприятий в национальном масштабе не может быть проведен в оставшееся время, поэтому следует готовиться к отходу на заранее заготовленные позиции, а уж потом восстанавливать работоспособность по мере сил.

А. В.: Да, к сожалению, дела обстоят именно так. Сейчас первоочередное значение имеет создание перечня критически важных систем, грозящих экономической, политической, военной, экологической и социальной опасностями. Соответствующий документ должен быть готов к середине марта, он, видимо, будет передан в правительство и станет основным руководством, по которому будет осуществляться контроль за такими системами. Стоит признать, что целый ряд управленческих функций начиная с января 2000 г. будет выполняться по упрощенной схеме, как бы ни была горька эта истина.

Мало того, что в России непозволительно поздно осознали существование П2000, но необходимость ее решения совпала с периодом невероятного безденежья. Знаете ли вы, как вообще финансируются все работы по государственной информатизации, включая и эту проблему? В 1998 г. объем бюджетных средств на информатизацию составил 14 млн. руб. Сокращения привели к тому, что штат управления информатизации составляет всего 25 человек. Теми силами и средствами, которыми мы реально располагаем, увы, много не сделаешь.

PC Week: Да, я обратил внимание на девятиигольчатый принтер “Роботрон” у вас в приемной, это говорит о многом. И тем не менее скажите, пожалуйста, насколько велико и действенно ваше влияние на решение П2000.

А. В.: Мы, естественно, не можем действовать так, как в годы централизованного управления экономикой. Наша функция теперь ограничена своего рода административным консалтингом.

Прежде всего мы обязаны пробудить интерес, а точнее, вывести из спячки определенную часть руководителей министерств и ведомств, что отнюдь не просто. Решение П2000 осложняется тем, что между руководителями высшего звена и компетентными техническими специалистами обнаруживается огромный разрыв. Влияние специалистов на верхний эшелон власти в сложившихся условиях ничтожно, между ними буквально прослойка вакуума. Наша задача заключается в том, чтобы хоть как-то навести мосты между теми, кто понимает, и теми, на ком лежит ответственность. После энергичных побудок некоторые наконец просыпаются. Например, мы добились того, что на одном из совещаний по П2000 появился начальник Генерального штаба. Надеюсь, это повысит эффективность работы военных специалистов и будет способствовать решению П2000 в армии.

Мы не просто выполняем функцию будильника, но и даем определенные рекомендации проснувшимся. Управление готовит и распространяет целый комплекс методических и руководящих документов. В своей работе мы не делим предприятия по формам собственности. Документация в полном объеме опубликована на нашем сайте. Она общедоступна, хотя ориентирована прежде всего на руководителей предприятий.

PC Week: Чем в первую очередь должен озаботиться руководитель, неожиданно вышедший из состояния летаргии и узнавший о существовании П2000?

А. В.: На первое место я поставил бы слово ответственность. Сейчас готовится указ Президента РФ об ответственности, вплоть до уголовной, за нарушения, связанные с решением П2000. Я не хочу пугать, но пока еще есть время, чтобы предпринять все возможное хотя бы для предотвращения последствий, грозящих катастрофами. А дальше нужно незамедлительно действовать. Можно обращаться в уже существующие и создаваемые Центры компетенции по П2000, можно предпринимать самостоятельные шаги, для этого тоже есть масса возможностей, главное - не проспать.

Общее число Центров компетенции по П2000 в ближайшее время должно достигнуть 14. Из них два - “Анкей/Холдинг” и “ЭДС-Ланит” - стали первыми. На их примере хотелось бы показать, в чем задача таких Центров и какова должна быть их практическая деятельность. Поскольку решение П2000 в известной мере носит типовой характер, представителям обеих компаний были заданы разные вопросы, из ответов на которые должна составиться единая картина. Виктору Сергеевичу Цыганкову (“Анкей/ Холдинг”) в основном адресовались вопросы, связанные с деятельностью руководителя в контексте П2000, Алексей Александрович Ковалев (“ЭДС-Ланит”) раскрыл схему работы компании с заказчиком.

PC Week: Виктор Сергеевич, не могли бы вы в самых общих чертах определить, в чем состоит предлагаемая вашей компанией процедура подготовки информационных систем к переходу через ноль в счетчике лет?

Виктор Цыганков: “Не для всех встреча 2000 года станет

радостным событием, в этом можно быть уверенным”

Виктор Цыганков: У каждой компании, предлагающей свои услуги на этом сегменте рынка, есть свои собственные наработки. Можно заметить определенные методические и терминологические различия, но по сути схема работы безусловно одинакова для всех: инвентаризация, модернизация стандартных элементов систем и нестандартных составляющих. В связи с этим говорить о преимуществах того или иного подхода сложно, да, наверное, и не стоит.

Итак, в любом случае первый обязательный этап - инвентаризация, или обследование. Пройдя его, можно на основе многочисленных баз данных и с помощью различных технологий и средств приступать к модернизации стандартного оборудования и программного обеспечения. Эту существенную часть работы тем не менее можно назвать рутинной, она может быть выполнена с привлечением специалистов Центра компетенции или, если имеется достаточно квалифицированная команда, самостоятельно.

Наиболее сложной и высокоинтеллектуальной является работа с продуктами верхнего уровня: по определению к индивидуальным разработкам невозможно применить стандартные приемы, здесь нет и не может быть никаких общих рекомендаций. Прикладное ПО и базы данных адаптируются под заказчика, видоизменяются в процессе эксплуатации, поэтому нет простых лобовых решений. У каждой команды, модернизирующей такого рода системы, есть свои методики, но даже при высокой степени автоматизации изменение программ предполагает ручную работу программиста. Надо признать, что какой бы высокой ни была квалификация сотрудников Центра, есть определенная прослойка баз данных и приложений, для которых очень велика вероятность того, что они не будут переделаны.

PC Week: Наш разговор с А. В. Волокитиным мы закончили на особой роли руководителя предприятия. Продолжим эту тему, если вы не возражаете.

В. Ц.: Согласен. Начнем с того, что, произнося слово “проблема”, необходимо уточнить, для кого эта проблема имеет наибольшую важность. П2000 можно рассматривать в трех уровнях: как глобальную государственную задачу, как задачу, стоящую перед предприятием любого типа, и, наконец, не минует она любого из нас на простейшем обывательском уровне. И все же П2000 в наибольшей степени “директорская” проблема.

Для руководителя любого предприятия в 1999 г. П2000 должна быть в числе важнейших приоритетов. Простите за дидактику, но такова особенность момента. Предприятие почти всегда выступает в двух ролях - для кого-то оно поставщик, а для кого-то потребитель. На обоих фронтах могут проявиться те или иные негативные последствия П2000, и именно руководитель должен быть к ним готов. Ситуация, в которую попадает руководитель, наиболее точно определяется как управление рисками. Принимая во внимание все типы рисков, он должен решать, инвестировать ли средства в подготовку к наступлению 2000 года.

Руководителю и никому другому предстоит самостоятельно оценить пагубность последствий (грозящие убытки) от П2000. А что ему, собственно, угрожает? Не нагоняя панику, к числу угроз следует отнести прямые (материальные и финансовые) и косвенные (снижение рейтинга, потеря клиентов и партнеров и др.) потери. Бизнес может понести урон, в несколько раз превышающий затраты на предохранительные мероприятия по отношению к П2000. Нужно понимать с полной ясностью, что фирма может просто прекратить всякую деятельность или уступить свои позиции с наступлением нового тысячелетия. Не для всех встреча 2000 года станет радостным событием, в этом можно быть уверенным.

Итак, руководителю необходимо принимать решения о том, какие работы следует провести, чтобы снизить возможные негативные последствия. Для этого стоит использовать известные методы теории управления рисками, адаптированные к условиям определенной фирмы. Можно обратиться за помощью в консалтинговые компании.Главное, чтобы в результате подготовки были выделены наиболее критически важные для бизнеса системы и разработаны планы действий с учетом непредвиденных обстоятельств.

PC Week: Виктор Сергеевич, вы нарисовали далеко не самую светлую картину. Что же делать руководителю предприятия?

В. Ц.: Общих рекомендаций нет, но прежде всего надо быть честным перед самим собой и дать себе отчет в том, собираетесь ли вы работать в 2000 г., обеспечивая при этом качество работы как минимум не ниже сегодняшнего. Основываясь на опыте, накопленном при решении П2000 в “Анкей/Холдинге”, можно составить небольшую анкету для самоанализа, адресованную руководителям. Мы не будем говорить о том, какое количество набранных баллов позволит вам считать себя подготовленным к 2000 г., потому что каждый ответ “нет” может перечеркнуть все остальное.

1. Все ли системы (не только информационные), обеспечивающие предоставляемые вами услуги и продукты, совместимы с П2000?

2. Все ли системы (не только информационные), обеспечивающие функционирование вашего предприятия, совместимы с П2000?

3. Берете ли вы на себя ответственность перед потребителями в случае нарушения договорных обязательств из-за П2000, и если да, то какую?

4. Есть ли у вас план действий на случай непредвиденных обстоятельств, которые могут возникнуть по причине П2000?

5. Имеете ли вы постоянную информацию о ходе работ по решению П2000?

Отвечая на первый и второй вопросы, нужно еще вспомнить, кто тестировал системы, имеются ли письменные подтверждения поставщика или подрядчика о совместимости с П2000, кто проводил экспертизу и была ли она независимой.

Но даже если вы на все вопросы ответили “да”, это еще не гарантия полного успеха. Подготовка даст вам уверенность только в том, что модернизированные и протестированные составляющие вас не подведут.

PC Week: Технология и методика работы различных Центров компетенции имеют много общего, было бы интересно услышать, в чем их схожесть и какова специфика деятельности именно вашего Центра компетенции.

Алексей Ковалев: “Те, кто работает с плохо документированными, кустарно

сделанными программными системами и использует компьютеры сомнительного

происхождения, должны быть готовы к неожиданностям, они находятся в зоне риска”

Алексей Ковалев: Наша компания официально признана в качестве Центра компетенции в декабре прошлого года, но задачами, связанными с переходом в новый век, как и другие ведущие Центры, мы занимаемся по меньшей мере несколько лет. Работа Центров разделяется по двум основным направлениям - собственные исследования и использование опыта, накопленного зарубежными компаниями. Наши наработки в этой области в основном сделаны в петербургском предприятии холдинга ЛАНИТ - компании “Ланит-Терком”. Для реализации второго направления мы установили партнерские отношения с компанией EDS, одним из признанных мировых лидеров в решении П2000.

PC Week: Алексей Александрович, я хотел бы, чтобы вы на примере своего опыта более подробно рассказали о том, как строится схема работы вашего Центра компетенции.

Стандартные аппаратные и программные средства. Если программа или оборудование относится к числу средств, для которых существуют стандартные решения, рекомендованные производителями, то проблемы решаются без особых сложностей, это вполне рутинные действия. Такая работа может быть выполнена любой компанией, обладающей достаточной технической компетенцией. В своей деятельности мы опираемся на базу данных компании EDS, представляющую информацию по 6 тысячам производителей (подчеркиваю: не по продуктам).

Прикладные системы и СУБД. Модернизация прикладных систем - наиболее наукоемкая и трудоемкая часть работы. Здесь нет общих рецептов, она выполняется каждой компанией в соответствии с ее возможностями, ее ноу-хау, ее кадровым составом. У Ланита есть несколько технологий. Наиболее простые - See2K и Scan 2К. Из названия следует, что исходный текст просматривается и сканируется, в нем обнаруживаются переменные с соответствующими названиями: “год”, “year” и т. п. Полученные данные анализирует специалист, и затем тексты корректируются вручную. Однако у нас есть еще одно, более автоматизированное средство RescueWare для реинжиниринга программ. Оно переводит программы с устаревших, если так можно выразиться, языков на более современные, такие, как Java или Си++. Естественно, в дополнение к нему необходимы инструменты ручной доработки. Положительный эффект реинжиниринга заключается еще и в том, что на выходе получается программа на том языке, которым владеет большинство современных программистов. Реинжиниринг позволяет перенести программы с устаревших аппаратных платформ, которые не будут поддерживаться производителями.

В любом случае завершают работу приемные испытания, затем подписываются соотвествующие протоколы и состояние системы “замораживается” в том смысле, что до наступления нового тысячелетия на изменения в ней наложено табу. Оставшееся время, естественно, можно посвятить уточнению аварийных планов.

PC Week: Все сказанное вами подходит к идеальному случаю, когда есть все исходные тексты, все ПО легально, применяются вычислительные средства только известных производителей, но ведь не секрет, что так бывает не всегда и не везде. Как решается П2000 в компаниях, использующих, например, пиратское ПО?

А. К.: Надо отметить, что в России действительно есть одна довольно специфическая проблема - распространение нелицензионных программных продуктов. Совершенно естественно, что для них никаких цивилизованных методов модернизации не существует. Есть два пути. Мы поддерживаем первый - избавление от пиратских копий и переход в цивилизованное русло. Такой путь подразумевает и централизованное решение, он предполагает сбор через Госкомсвязи и отраслевые министерства данных о потребностях в легальных средствах для модернизации, которые будут закупаться у производителей, естественно, не по розничным ценам. К сожалению, несмотря на все усилия Госкомсвязи, данные на отраслевых и региональных уровнях поступают вяло и нет уверенности в том, что они будут собраны вовремя. Второй путь, видимо, сложится как органическое продолжение существующего пиратского пути, но он - вне сферы деятельности “ЭДС-Ланит” и любого другого сертифицированного Центра.

Те, кто работает с плохо документированными, кустарно сделанными программными системами и использует компьютеры сомнительного происхождения, должны быть готовы к неожиданностям, они находятся в зоне риска.