Статья только в электронной версии журнала

Статья только в электронной версии журнала

    

Михаил Вольф

На прошедшем в Констанце (ФРГ) заседании Немецкого лингвистического общества с неожиданным сообщением выступила языковед проф. Ева Мария Якобс (Eva Maria Jakobs). Интернет, зачастую ругаемый в педагогической среде как главный виновник оглупления подрастающего поколения, превращающегося в “щелкунчиков” (т. е. тех, кто не представляет себе иных способов коммуникации, кроме как посредством компьютерной мышки), в действительности способствовал возрождению почтовой переписки, и именно в молодежной среде. В последние годы наблюдается настоящий бум эпистолярного жанра. Электронная переписка с заочными знакомыми в США или с друзьями из соседнего городка превратилась в повседневное явление. Как заметила г-жа Якобс, “раньше было практически невозможно принудить молодежь написать хотя бы раз в год пару строчек родной тете. Сегодня они виртуозно отстукивают письма на компьютере”.

Эти слова подтверждаются и обычными житейскими наблюдениями: многие родители, чьим чадам посчастливилось получить регулярный доступ к “Всемирной паутине”, говорят о вдруг проснувшемся у них интересе как к писанию писем, так и - что, пожалуй, еще важнее - к изучению иностранных языков, по крайней мере английского - этого “эсперанто Интернета”. Постоянное, пусть и заочное, общение с зарубежными сверстниками подталкивает подростков к изучению языков гораздо интенсивнее, чем все поучения и наставления взрослых.

Интернет не только пробуждает у молодежи интерес к переписке, но и способствует развитию речи, увеличению словарного запаса. Как считает другой участник заседания, Клаус фон Хойзингер (Klaus von Heusinger), ежедневное появление в Сети сотен новых слов является свидетельством идущего в ней процесса подлинного языкотворчества, помогает сделать речь участников переписки более богатой и выразительной. (Впрочем, как и наоборот. - Прим. ред.)

Версия для печати