Автоматизация торговли

Владимир Митин

В июле 1998 г. крупнейший в нашей стране универмаг “Московский” принял решение о переходе на штрих-кодовые технологии отслеживания товаропотоков и объявил тендер на модернизацию системы управления предприятием. Победителем тендера стала корпорация “Пилот” (www.pilot.msk.ru), предложившая решение на базе активных контрольно-кассовых машин (POS-терминалов), сканеров штрих-кодов, этикеточных принтеров и портативных терминалов сбора данных.

Специалисты “Пилота” внесли рекомендации по изменению топологии локальной сети предприятия, разработали модули сопряжения кассовой подсистемы с внутренней системой товародвижения универмага “Московский”, а также дополнительные модули, учитывающие специфику организации торговли и обеспечивающие как формирование различных экранных меню и отчетов, так и обмен данными между ККМ, терминалами сбора данных и локальной сетью магазина. Компания поставила и интегрировала в существующую инфраструктуру 108 интеллектуальных кассовых терминалов АСТ ЭЛИТ-Ф, оснащенных сканерами штрих-кодов Metrologic MS-951 и разработанным “Пилотом” ПО “Профи-Т”, 11 терминалов сбора данных Denso BHT-6045 с программным обеспечением “ОмниЛинк” (также разработка “Пилота”) и 10 этикеточных принтеров TLP-2642 фирмы Eltron International. Интеграция интеллектуальных кассовых терминалов в локальную сеть универмага (до этого она насчитывала около ста компьютеров на базе процессоров 486 и выше) потребовала прокладки около 10 км витой пары 5-й категории. Кроме того, специалисты “Пилота” взяли на себя установку нового торгового оборудования, его интеграцию в существующую систему управления предприятием, осуществление гарантийного ремонта поставленной техники, а также обучение персонала и прочие заботы, сняв головную боль с отдела АСУ универмага “Московский”.

К услугам посетителей универмага “Московский” - 106 секций,

оснащенных по последнему слову информационной техники

Поскольку руководством универмага был принят эволюционный путь совершенствования системы управления предприятием без остановки производственных процессов, то на первом этапе модернизации системы автоматизации торговой деятельности основная часть затрат пришлась на приобретение оборудования. “Путь эволюционного совершенствования комплексной системы автоматизации торговой деятельности универмага (сначала - создание эффективной системы отслеживания товаропотоков, а затем - постепенное наращивание функциональных возможностей системы управленческого учета) абсолютно правильный, - говорит Юлия Косарева, генеральный директор “Пилота”. - Было бы ошибкой все разом сломать и начать строить корпоративную информационную систему предприятия заново”.

Раньше в универмаге “Московский” использовались автономные кассовые аппараты, обслуживавшие, как правило, несколько секций, и разработанная специалистами отдела АСУ модульная система управления предприятием, позволявшая отслеживать, что пришло на склад и что отправлено в торговые секции. А вот оперативных данных о том, что и когда продано, в систему не поступало. Поэтому возникали сложности при расчете с поставщиками. Не совсем ясно было, что и когда закупать, переоценивать или возвращать поставщику...

В настоящее время в универмаге маркировка товара линейным штрих-кодом (по стандарту Code-39) производится централизованно (на складе при передаче товара в секцию). Штрих-код содержит внутреннюю информацию, в частности номер склада и код товара. Практика показывает, что процедура изготовления и наклеивания штрих-кодового ценника (если все необходимые сведения уже занесены в соответствующую базу данных) занимает не более 5 секунд. После внедрения штрихового кодирования торговая система универмага “научилась” определять, какой товар пользуется наибольшим спросом, сколько товара осталось в торговом зале и сколько хранится на складе. Появилась также возможность прогнозировать товаропотоки.

Кроме того, гораздо более легкой стала процедура инвентаризации, поскольку штрих-коды позволяют продавцу, товароведу или работнику склада очень быстро вводить информацию о находящихся на полках товарах в терминал сбора данных и сравнивать фактические сведения с ожидаемыми. При передаче товара со склада в секцию на соответствующий POS-терминал пересылаются все необходимые данные.

Использование POS-терминалов привело не только к существенному сокращению времени покупки. Получаемая с их помощью статистика продаж помогает администрации универмага правильно оценить нагрузку на персонал и оптимальным образом перераспределить людские ресурсы, сконцентрировав максимальное число сотрудников в наиболее интенсивно работающих секциях.

Внедрение POS-терминалов дает также принципиально новые возможности менеджерам отдела закупок. Дело в том, что расчеты с поставщиками строятся на основе достаточно сложных коммерческих договоров, в том числе договоров товарного кредита или консигнации. Поступающая из касс оперативная информация позволяет оптимизировать складские запасы и значительно повысить эффективность деятельности отдела закупок и всего универмага в целом.

Но это лишь начало. Уже проводится следующий этап модернизации системы автоматизации торговой деятельности универмага “Московский” - разработка новых приложений, которые позволят менеджерам разного уровня воспользоваться всеми возможностями оперативной обработки данных, поступающих с POS-терминалов. Одним словом, эволюция продолжается.

Мы готовы к конкуренции!

Директор универмага “Московский” Валерий Цимбаев

Принимая решение о модернизации информационной системы, мы учитывали зарубежный опыт и стремились усовершенствовать управление предприятием, организовав оперативный учет и контроль товарных запасов. Нам была нужна система, которая позволила бы использовать преимущества штрихового кодирования товаров, усовершенствовать расчетно-кассовое обслуживание, получать оперативные данные о товародвижении по секциям и покупательском спросе. Переход на более совершенные информационные технологии был заложен в бюджет развития нашего предприятия на 1998 г. Это плановая модернизация, которая соответствует современным представлениям о методах организации торговли и повышения качества обслуживания наших покупателей.

Новая информационная система позволяет осуществлять оперативный мониторинг проблем, прогнозировать финансовые и торговые потоки, иметь многопрофильные срезы деятельности предприятия на любом уровне детализации. Это очевидные преимущества для руководителя.

Благодаря применению активных кассовых терминалов нам удалось совместить функции продавца и кассира (как это принято во всех западных универмагах) и повысить уровень обслуживания покупателей, которым больше не нужно искать кассу, держать в памяти цену товара, номер секции и т. д. Добавлю, что кассовые терминалы имеют отличную эргономику, и это положительно сказывается на настроении персонала. Люди говорят: работать стало удобней.

У нас профессиональная команда, развитые службы аналитиков, маркетологов, плановиков. “Московский” - крупное современное торговое предприятие. Это значит, что мы готовы к конкуренции с другими крупными универмагами, а также оптовыми рынками - и по ассортименту, и по ценам. В долгосрочном плане мы намерены создавать все более выгодные и комфортные условия для покупателей: наращивать службы сервиса, организовывать кафе и зоны fast-food, расширять места парковки автомашин и многое другое. Новая информационная система позволит нам идти в ногу со временем, внедрить авторизацию международных кредитных карт, использовать гибкие механизмы ценообразования, отслеживать результаты проводимых нами сезонных распродаж и других маркетинговых акций.

Классификация ККМ

Основа любой торговой системы - контрольно-кассовые машины (ККМ), которыми согласно российскому законодательству должны быть оборудованы любые торговые точки и любые предприятия, осуществляющие денежные расчеты с населением. Кассовые системы весьма различны по стоимости и функциональным возможностям. Но все они делятся на три большие категории.

- Автономные электронные кассовые аппараты - это, по сути, электронные аналоги известных с прошлого века механических кассовых машин (обычная стоимость этих устройств - 200 - 300 долл.).

- Пассивные системные ККМ (в международной терминологии - ECR, электронные кассовые регистраторы), представляющие собой достаточно жестко запрограммированные устройства, которые могут подключаться к сети и позволяют передавать ограниченный объем данных (как правило, стоят они от 300 до 1500 долл.).

- Активные системные ККМ (в международной терминологии - POS-терминалы), являющиеся специализированными высоконадежными компьютерами, использующими процессоры 80486 и выше, работающими под управлением ОС MS-DOS, Windows, OS/2, Unix и т. д. Они могут накапливать и обобщать данные о продажах (в денежном и натуральном выражении), формировать различные отчеты, оперативно передавать информацию в торговую систему, в фоновом режиме получать из нее обновленные многоколонные и многовалютные прайс-листы и предоставлять различный дополнительный сервис не только продавцам, но и товароведам. (Стоимость POS-терминала определяется его конфигурацией и спектром подключенных к нему внешних устройств; диапазон цен - от 2700 до 6000 долл.)

Версия для печати