Письмо в редакцию

Александр Смоляк

Более восьми лет я профессионально занимаюсь управленческим консультированием, разработкой бизнес-планов и управлением финансовыми потоками. Думаю, мой опыт дает мне право судить о качестве тех или иных программных продуктов, предназначенных для этих целей, а главное - сделать один принципиальный вывод: все существующие сегодня специализированные программные продукты, включая описанные в PC Week/RE, № 5/99, неприменимы для бизнес-планирования. Попробую обосновать свою точку зрения.

Когда заказчик обращается к консультанту, его просьба чаще всего звучит так: “У меня есть X, Y, Z... и я хочу, чтобы было хорошо!”. Это не преувеличение. Даже если заказчик видит понятие “хорошо” более детально, оно от этого не становится предметом бизнес-плана. Требуется уточнить как само понятие, так и его субъект (кому хорошо, чем хорошо). Задача управленческого консультанта - показать, что такое хорошо и каким путем сделать его реальностью.

В этой связи первое, что делает консультант, - создает модель бизнеса, которую заказчик впоследствии окрестит понятием “хорошо”. В ней описываются основные элементы организационной схемы проекта - кто будет его участником, на каких условиях, зачем ему это необходимо. Для этого не требуется влезать в технологию, объяснять, что и почем будет продаваться и покупаться, каковы будут кредиты. Главное - нащупать смысл понятия “хорошо” и превратить его в целевую функцию. Эта задача, естественно, недоступна программным продуктам.

Вторая задача консультанта - наполнить смыслом технологическую схему проекта (провести маркетинговые исследования; объяснить, что будет покупаться, где, когда, как, по каким ценам; у кого, что будет продаваться, где, когда, кому, как; какова технология производства). Цель этой части работ - максимизация целевых функций участников проекта путем манипуляций с технологией и производственными программами при наличии бюджетных и иных ограничений.

Собственно производственную программу и технологию (причем только одну) занести в программы типа Project Expert, “Альт-Инвест” или Comfar можно. Но как их оптимизировать по целевой функции? Если “Альт-Инвест” еще можно дополнить модулем оптимизации производственной программы на Visual Basic, то остальные продукты просто не поддерживают внешних модулей, а значит, использовать их для создания бизнес-планов никак нельзя. Однако оптимизировать одновременно и технологию, и производственную программу по критерию максимизации одновременно нескольких целевых функций различных участников проекта в программе “Альт-Инвест” чрезвычайно сложно. Это связано с тем, что данная программа руководствуется плоской моделью организации бизнеса с единственной допустимой технологией производства и реализации продукции. Консультанту для ее применения приходится прибегать к значительным переделкам. При этом ему проще написать свою собственную программу, которая будет ему, элементарно, понятнее.

На третьем этапе добавляется исследование рисков и чувствительности проекта. Используя массивы маркетинговой информации, накопленные за время работы над второй частью проекта, необходимо оценить, какими могут быть отклонения основных базовых показателей проекта - цен на сырье и готовую продукцию, капитальных затрат, текущих издержек. То есть не просто добавить 5% на непредвиденные расходы, а именно обосновать их, используя механизмы статистической обработки, выделив функцию распределения показателей, системную и случайную ошибки. Специализированные программы по расчету бизнес-планов до таких мелочей пока не опускаются. Приходится пользоваться проверенными программами типа GAUSS или Statistica for Windows.

Затем строится набор гипотез по поводу будущих функций распределения базовых показателей, чтобы отследить, как изменится проект, если тот или иной этап его осуществления начнется с некоторым опозданием (к примеру, на несколько недель).

И наконец - финишный рывок. Все полученные данные объединяются в ситуационную модель, в которой учтены риски проекта, а управленческие решения сбалансированы по времени. Целевые функции всех участников при этом увязаны и достигают такого уровня, когда все стороны заинтересованы в реализации проекта.

На этом этапе уже недостаточно простого расчета потоков денежных средств. Важно показать распределение финансовых или иных ресурсов внутри проекта - между его участниками. Мало того, надо показать, что будет, если кто-либо из участников вдруг покинет проект, не выполнив взятых на себя обязательств. Кем его заменить? Если деньги не придут сегодня, то что это повлечет? А если банк, в котором открыты счета, прекратит их обслуживание? Ситуационная модель должна ответить на все эти вопросы.

Итак, чего же не хватает существующим программам? Несомненно, все они позволяют построить финансовый план проекта, относительно которого есть полная и исчерпывающая информация, отфильтрованная и упорядоченная статистическими программами, алгоритмами нечеткой логики, генетическими алгоритмами, наложенная на заготовленную организационно-финансовую схему реализации проекта (кроме Project Expert). Но в них нет механизмов оптимизации ни производственной технологии, ни производственной программы, ни организационно-финансовой схемы. А значит, эти программы не могут удовлетворить желание заказчика: “Хочу, чтобы было хорошо”.

Кому же нужны подобные программы? Ответ родился еще тогда, когда единственной программой была Comfar для DOS. Они нужны: а) студентам, желающим познать технологию создания бизнес-планов, чтобы потом разработать собственный инструментарий; б) предпринимателям, для которых услуги консультантов дороги, а надо сделать что-то, хоть отдаленно напоминающее бизнес-план по международным стандартам.

Поэтому на столе у консультантов вы не встретите ни одной из перечисленных в PC Week/RE, № 5/99 программ - слишком узки их рамки, слишком слабы они для управленческого консультирования. У меня, у моих коллег из консалтинговых компаний, банков, инвестиционных фондов установлены пока собственные, часто непрофессиональные наборы программ, позволяющие пройти весь путь от постановки задачи до готового бизнес-плана. Расчеты делаются в Excel или Quattro Pro. И пишутся консультантами тысячи строк кода на VB, чтобы сделать многокритериальную и многопараметрическую оптимизацию.

И наконец, последнее. Для чего же работает консультант? Для того, чтобы его труд был положен на полку и забыт? Нет, для того, чтобы он стал настольной книгой разработчика проекта. А значит, вся та работа, которую делает консультант, должна стать ситуационной моделью бизнеса. День прошел, и управленец вносит фактические достижения в модель, подготовленную консультантом, а модель говорит ему, что делать дальше, т. е. как сделать хорошо. И говорит при этом на языке управленца. Несмотря на богатый опыт консалтинговой деятельности, лишь дважды я мог гордиться созданной программой - она становилась настольной книгой разработчика. Почему лишь дважды? У моей программы свои изъяны - она позволяет работать непрофессионалу только в рамках ограниченного набора технологий и организационно-финансовых схем. Если я продумал для здания варианты размещения в нем магазина самообслуживания, супермаркета и гипермаркета, то ничто не заставит модель сказать, что произойдет в случае реализации в нем прилавочной схемы торговли. А если там вообще будет парикмахерская?

Я не гений и не профессиональный программист, а создание программы, устраняющей вышеуказанные недостатки, - это задача не на один десяток человеко-лет. Хотелось бы, чтобы разработчики программ услышали мой призыв и попытались создать не учебное пособие, а профессиональную программу для управленческих консультантов.

К автору можно обратиться по адресу: smoliak@usa.net.

Версия для печати