Конференции

Елена Монахова

Лейтмотивом выездной конференции “Корпоративные системы и технологии”, проведенной в начале апреля компанией IBS (см. PC Week/RE, № 14/99, с. 1), насколько удалось уловить из прослушанных выступлений, была мысль о том, что системный интегратор - главный компонент корпоративной информационной системы (КИС). Он незаменим при ее проектировании, разработке, внедрении и поддержке. Наверное, поэтому после длительной реорганизации в течение последних двух лет фирма IBS (которая в группе компаний IBS занимается именно КИС’ами), обрела структуру, ориентированную на осуществление всех перечисленных этапов. Фирма сегодня располагает отделениями, отвечающими за системный анализ и проектирование КИС, внедрение тиражируемых систем управления предприятием (на базе SAP R/3), разработку заказных решений, построение аналитического слоя КИС (на основе ПО SAS Institute), сопровождение и поддержку корпоративных систем заказчиков (вплоть до аутсорсинга), а также отделениями, ориентированными на вертикальные рынки (топливно-энергетический, торговый, телекоммуникационный и др.). Доклады на конференции были построены так, чтобы как можно полнее представить деятельность всех перечисленных департаментов. Не имея возможности рассказать обо всех выступлениях, я выбрала темы, о которых мы писали редко или не освещали вовсе.

Регистрационные технологии. Отделение заказных систем фирмы IBS, возглавляемое Евгением Дмитриевым, уже несколько лет занимается разработкой оригинальных технологий, получивших название регистрационных. Их основное назначение - обеспечить регистрацию больших объемов данных и наблюдение за ними в случае, когда воспользоваться классической жестко фиксированной структурой данных по каким-либо причинам невозможно. Или когда информационное поле заказчика еще до конца не сформировано (фрагментарно) и потому не связано воедино. (Эти технологии, например, могут найти применение в медицинских и правоохранительных ИС, которым приходится работать с разными аспектами информации, хранящейся в текстовом виде.) Предлагаемый IBS подход позволяет, по словам его идеологов, на порядок ускорить (по сравнению с классическим подходом, приводящим к появлению жестких транзакционных систем) проектирование ИС и получение реального результата. Отчасти регистрационный этап можно рассматривать как этап быстрого создания прототипа будущей транзакционной системы. Переход от регистрационного проекта к транзакционному не прост, но возможен, специалисты IBS его осуществлять умеют.

Вот что думает по поводу этих технологий Евгений Веселов, в течение ряда лет возглавлявший дивизион программных разработок IBS:

“На мой взгляд, это действительно очень интересное направление, представляющее собой, в сущности, новый подход к хранению и организации данных, занимающих промежуточное положение между жестко структурированными (как в обычных СУБД) и среднеструктурированными (как в MS Outlook или Lotus Notes) записями.

Этот подход позволяет вести записи (регистрацию событий) по предписанной, как бы жесткой схеме, но в то же время дает возможность легко изменять эту схему в любую сторону прямо в процессе регистрации. И что еще более важно, он позволяет апостериори проводить анализ разнородных данных, как будто они были спроектированы заранее "правильным" образом и записаны в этой "правильной" структуре.

В действительности, как известно, не только не существует единственно "правильного" взгляда, но более того - активны одновременно несколько разных "правильных" взглядов. В медицине, например, разные методики даже температуру тела пациента трактуют по-разному (утренняя, вечерняя и проч.), а атрибут-то в записи один (или, наоборот, несколько - что делать обычной жесткой базе?)”.

Аутсорсинг. Это малопонятное российским гражданам слово было внедрено в компьютерное сообщество России системными интеграторами. Не последнюю роль тут сыграла и фирма IBS.

Напомню, что аутсорсинг чаще всего понимается как передача внешним фирмам непрофильных направлений деятельности какой-либо организации. (Как правило, непрофильные - это те, которые обеспечивают жизнедеятельность бизнеса, - уборка территории и помещений, перевозки, техобслуживание).

По мнению Михаила Брусенцева, директора отделения сервиса и технологической поддержки, примерно 10% от стоимости решения по созданию и развитию КИС и сопутствующей инфраструктуры должно тратиться на техподдержку. Причем один из ее вариантов - аутсорсинг. Президент группы компаний IBS Анатолий Карачинский, тоже считающий это направление перспективным, приводил на одном из круглых столов конференции примеры современного западного опыта: “Сегодня никто ничем не хочет владеть. Корпорации давно отошли от "натурального хозяйства", когда нужно было держать у себя разные вспомогательные подразделения. Все уже привыкли отдавать такие работы внешним специализированным организациям, поскольку это экономически выгодно”.

Однако участвовавшие в разговоре заказчики неоднозначно оценивали преимущества аутсорсинга. Отчасти из-за отсутствия вдохновляющих примеров его успешного воплощения, отчасти из-за неразвитости в целом рынка этих услуг в России. Да и не всегда им понятно пока, что можно безболезненно “отдать” внешней фирме, а что - боязно. Между тем своевременно платить зарплату своим сотрудникам, как признает большинство заказчиков IBS, труднее и накладнее, чем перечислять средства внешней фирме за оказанные услуги.

Компания IBS: (095) 967-8080.

Версия для печати