Статья только в электронной версии журнала
РЕАЛЬНОЕ ПРОИЗВОДСТВО
Продолжаем рассказ о деятельности ЗАО “Форт Диалог” - старейшего и крупнейшего в нашей стране компьютерного предприятия (см. PC Week/Re, № 14/99, с. 1). Вот что рассказал нашему специальному корреспонденту Владимиру Митину генеральный директор “Форт Диалога” Владимир Нитенко.
Владимир Нитенко
PC Week: Владимир Борисович, что означает имя вашей компании?
Владимир Нитенко: Форт - это крепость. Но мы ни от кого не обороняемся и ни на кого не нападаем. Ведь форт - укрепление, которое защищает не самое себя, а определенное пространство. Мы защищаем предприятия от неэффективности. Как от собственной (т. е. вызванной действиями мало обученного и плохо “вооруженного” персонала), так и от внешней (т. е. обусловленной влиянием окружающей среды),
PC Week: В каком направлении развивается ваша компания?
В. Н.: Если говорить коротко, в направлении реализации все более крупных проектов. Хочу подчеркнуть, что с самого начала мы были ориентированы на работу с промышленными предприятиями. Кроме реализации сетей различной сложности, мы развивали отечественный САПРовский продукт СПРУТ, создавали собственные банковские и бухгалтерские системы (примером последней является постоянно совершенствуемый пакет “Форт”).
В 1994 г. мы закрыли банковское и САПРовское направления, но сохранили сетевое и бухгалтерское. В 1997 г. мы вернулись на рынок САПР (в качестве партнеров Unigraphics Solutions, поставляющей системы сквозной автоматизации проектирования и изготовления изделий), а также усилили направление “Форт”, добавив к традиционной бухгалтерии элементы финансового планирования, модули управления покупками-продажами, учет смарт-карт и т. д. На базе пакета “Форт” у нас реализовано уже свыше ста крупномасштабных проектов, в том числе для объединения “Татнефть” - третьего в России и десятого в мире по разведанным запасам.
В том же 1997 г. мы начали осваивать интегрированную систему управления ресурсами предприятий на базе пакета BAAN-IV. В настоящее время мы ведем пять проектов по созданию корпоративных информационных систем на базе BAAN-IV - два на КамАЗе (“Камдизель” и “Завод малолитражных автомобилей”), а также в АО “Элара” (Чебоксары), на Ижевском электромеханическом заводе и Воткинском механическом заводе. Каждый из этих проектов охватывает десятки рабочих мест.
Партнерству с Unigraphics Solutions мы придаем исключительно важное значение. Во-первых, потому, что сквозные цепочки проектирования, создание которых является основной сферой применения ее продуктов, очень нужны предприятиям, осваивающим новую продукцию и выходящим на внешние рынки, а во-вторых, в сочетании с BAAN программные средства, предлагаемые Unigraphics, позволяют создать замкнутый цикл управления предприятием на всех стадиях - от проектирования до сбыта и послепродажного обслуживания изделия.
Кроме того, в последнее время мы самое пристальное внимание уделяем рынку торговых систем. В частности, на базе штрих-кодовых технологий и пакета БЭСТ-4 мы создали торговую систему для сети магазинов АО “Боровецкий” (крупнейший в Набережных Челнах торговец продовольствием). Эта система содержит порядка 40 POS-терминалов (в среднем пять активных контрольно-кассовых машин на магазин).
Хочу отметить, что мы никогда не пытались быть дистрибьюторами “железа” или ПО, но хотели стать достаточно крупным изготовителем ПК (мы и сейчас собираем компьютеры, но не так много, как нам хотелось бы - около ста машин в месяц).
Что касается розничной торговли, то мы вложили в нее достаточно много средств. Розница дает постоянный денежный поток, поэтому отказываться от нее не собираемся. Скорее всего, к середине следующего года это направление будет выделено в самостоятельное подразделение, наделенное достаточно большими правами. 30 марта мы открыли розничный салон в Казани. По наполнению он совершенно аналогичен тому, который давно действует в нашем центральном офисе. В середине мая такой же салон откроется в Уфе. И до конца этого года будут организованы магазины в Чебоксарах и Йошкар-Оле. На наш взгляд, розничный сектор рынка пострадал от кризиса больше, чем другие. В то же время наблюдается определенный переток в этот сектор корпоративных заказчиков, поскольку многие из них в результате обострения экономической ситуации существенно просели.
PC Week: Сколько у вас клиентов?
В. Н.: Постоянных - около пятисот, а тех, кто хоть раз что-то купил, - несколько тысяч. Существенный объем работ компании приходится на проектирование и монтаж вычислительных сетей. В последнее время сильно возрос спрос на монтаж структурированных кабельных систем, позволяющих создавать высоконадежную, модульную масштабируемую среду передачи данных. Всего же за 10 лет существования мы реализовали более 150 комплексных проектов. Нашими наиболее крупными заказчиками являются ОАО “КамАЗ” (оно объединяет несколько самостоятельных предприятий), АО “Татнефть”, ТЭК “Башкортостан”, “Удмуртнефть”, Братский алюминиевый завод, Куйбышевская железная дорога, ПО “Завод им. Серго”, АО “Нижнекамскшина”, “Нижнекамскнефтехим”, МВД Республики Татарстан и Республики Марий Эл, правительственные организации Удмуртии, Татарстана, Башкирии, Чувашии и т. д.
PC Week: Предполагаете ли вы расширять сеть филиалов?
В. Н.: Планы такие у нас есть, но их реализация начнется не ранее 2001 г. Сейчас же мы предусматриваем провести некоторую реорганизацию уже имеющихся филиалов, чтобы укрепить их возможности в плане реализации корпоративных проектов и организации розничных продаж.
PC Week: Как за десять лет изменился средний возраст сотрудников компании?
В. Н.: Он, конечно, несколько увеличился. Десять лет назад самому старшему сотруднику компании было 40 лет, а сейчас - 50 (это - мой возраст и возраст большинства директоров филиалов). В то же время мы каждый год принимаем на работу молодых ребят. Готовых квалифицированных сотрудников из других фирм к нам приходит очень мало. Мы берем молодежь, поскольку считаем, что корпоративные ценности лучше усваиваются в раннем возрасте. Многие специалисты пришли к нам после того, как поработали у нас, будучи студентами старших курсов. Кроме того, мы пользуемся услугами кадровых агентств и совершенно сознательно стремимся к постоянному обновлению кадров. Благо мы постоянно расширяемся, хотя и не очень быстро. В ЗАО “Форт Диалог” очень небольшая текучесть кадров, почти все, с кем мы начинали (за исключением САПРовцев, выделившихся в отдельную компанию), работают у нас до сих пор.
PC Week: Есть ли у вас хобби?
В. Н.: Максимальное удовольствие мне доставляет работа. Хобби же - это то, к чему человек бежит, бросая работу. И чем занимается постоянно. Это некое увлечение помимо основной деятельности. Поэтому к “хоббизму” как явлению я отношусь достаточно скептически. Мое мнение таково: если человек не находит радости в работе, он ищет выхода в какой-либо другой деятельности. Я с удовольствием вожу автомобиль, неплохо катаюсь на горных лыжах, но у меня нет хобби в истинном понимании этого слова. Да если бы и было, то на него просто не осталось бы времени. Если у меня вдруг выкраивается несколько свободных минут, то я лучше сделаю что-нибудь для развития фирмы. Мой рабочий день обычно длится около 12 часов, иногда больше. В то же время дома стараюсь не работать и считаю, что отпуск - это святое.