Сергей Бобровский

О четырех-(и более)-мерности многих понятий окружающего мира древние знали значительно больше, чем мы с вами (см., например, Послание к Ефсеянам, 3, 18: “... чтобы вы могли постигнуть со святыми, что (есть) широта и долгота, и глубина и высота”). Уж по крайней мере больше, чем современные топ-менеджеры и руководители, что явствует из плохого понимания ими уникальных возможностей, предоставляемых технологиями многомерного анализа данных (МАД), которые реализуются в современных КИС (в данной статье речь идет только о ситуации в России). Возможно, “топов” отпугивают непривычные термины - OLAP, “раскопка и срезы данных”, “нерегламентированные запросы”, “выявление существенных корреляций”, “продукционные подсистемы”, - способные навести ужас и на искушенного пользователя. Мешает процессу продвижения МАД в корпоративные массы и чрезмерная технологизированность статей, посвященных этой теме.

Но одна из главных помех внедрению подобных систем - вредная привычка пользователей КИС мыслить двумерно (а в ряде случаев - и неспособность мыслить иначе). Истоки этой проблемы можно найти, в частности, в истории создания отечественных КИС, выросших из программ бухгалтерской автоматизации. Любой главбух, специалист по финансовому анализу, топ-менеджер, не использующий в своей работе компьютер, только махнет рукой, если у него поинтересоваться, проводятся ли в его организации попытки представить динамику тех или иных показателей в виде диаграмм. Какие там графики - успеть бы разобраться с обычной отчетностью! Идеалом считаются аккуратно сделанные таблицы по счетам, где сошлось “справа налево” и “сверху вниз”. Двумерная страничка превращается в “торжество человеческого гения”.

Пользователи, без преувеличения, избалованные возможностями грамотно сделанных КИС, начинают просить все более и более сложных отчетов - пока двумерных. И получают километровые простыни с десятками вложенных подглавок и подрубрик. К чему это приводит?

Допустим, компания Б продает несколько сортов пива. Каждый сорт характеризуется ценой, крепостью и цветом этикетки. С помощью обычного, встроенного в любую КИС генератора отчетов менеджер может быстро узнать, насколько успешно продавался в последние полгода конкретный сорт или пиво с конкретной крепостью. Но чтобы определить, сорт какой крепости пользовался у народа за этот период максимальной популярностью или каково было оптимальное соотношение “цена/крепость”, ему придется просмотреть и сравнить десятки отчетов. А если марок не пять, а тысяча, характеристик продукта - сотни, да и конкурент выпускает на рынок новые “версии” своего товара каждую неделю? Такая ситуация встречается часто, и оперативно получить нужный результат и быстро принять правильное решение, даже если использовать встроенную систему создания отчетов КИС, практически невозможно. Остается уповать на интуицию менеджеров, которая, увы, нередко подводит - человеку вообще свойственно ошибаться. А вот системы МАД помогают наглядно, с помощью трехмерной диаграммы в виде так называемого “куба” показать, как зависят, например, объемы продаж (обычно это вертикальное измерение) от сочетания двух признаков.

Хорошо бы, конечно, получать и четырехмерные “кубы”, чтобы анализировать свою деятельность более чем по трем критериям, однако сделать это на одной картинке, очевидно, невозможно, ибо система МАД просто выдаст “простыню” с набором пространственных диаграмм, вид которых меняется в зависимости от значения нового критерия (например, цвета пива). Разбирать такую информацию еще труднее, чем обычные таблицы, но, к счастью, технологии МАД не ограничиваются простым построением трехмерных графиков. Они в буквальном смысле раскапывают информацию, автоматически выявляя товар с оптимальным соотношением его потребительских свойств (уточняя, например, что летом лучше всего продавать светлое пиво крепостью 5 градусов с синей этикеткой, а крепкое темное пиво ценой 10 рублей зимой лучше разливать в бутылки с коричневой этикеткой). Специальные математические методы позволяют также прогнозировать динамику различных показателей, распределять и рассчитывать расходы по видам деятельности, уяснять их детальную структуру, формировать подробные бюджеты по разным схемам. При этом немаловажное значение имеет поддержка системами МАД одновременной аналитической работы многих пользователей.

Но данные о продажах товаров с большим числом свойств или информация, охватывающая многолетнюю динамику множества финансово-экономических показателей, хранится в тысячах внутренних таблиц современных КИС, занимая гигабайты. Для их глубокого анализа возможностей обычных СУБД недостаточно: более-менее сложный запрос может потребовать десятков часов работы сервера БД, и при любом изменении параметров этого запроса снова придется долго ожидать конечного результата.

Технологии МАД работают иначе. После того как пользователь определит, какие критерии он будет использовать для аналитической деятельности, соответствующая система агрегирует нужные данные из базы (на что требуется столько же времени, сколько на выполнение обычного сложного запроса) и в дальнейшем будет практически мгновенно выдавать отчеты по любым комбинациям выбранных критериев. Поскольку сервер системы МАД в этом случае должен хранить большое количество информации в ОЗУ, подобным продуктам требуются немалые объемы памяти (рекомендуется 128 - 512 Мб).

В некоторых КИС имеются встроенные модули анализа, ориентированные на конкретную задачу, но создать полноценный продукт МАД их разработчикам, конечно, не по силам, да это и не нужно: на рынке достаточно продуктов, которые обладают удобным интерфейсом и легко подключаются к любым КИС, обращаясь к их БД с помощью стандартных протоколов. Способность извлекать нужные сведения из любых источников данных - очень важная особенность системы МАД, поэтому ее удобно использовать в качестве готового аналитического модуля КИС, заранее настраивая на нужды заказчика.

А с заказчиками, конечно, нужно работать, объясняя им все прелести МАД на их же языке. Так что заканчиваю статью первомайским призывом: “Разработчики КИС! Приучайте своих клиентов мыслить трехмерно!”.

Эта статья и статья "Какое будущее у ERP-систем?" завершают первую главу третьего тома “КИС’киного дома”, начало которой опубликовано в PC Week/RE, №14/99, с., , , , .