О мореплавании и аналитиках

Ярослав Власов

Лет сто назад обязательным условием мореплавания на большом паруснике было присутствие высоко на мачте одного из членов команды - чтобы зорко смотрел, не появятся ли на пути рифы, не надвигается ли буря и нет ли на горизонте вражеских или пиратских кораблей. Выбирали для такого занятия людей поглазастее, отличающихся терпеливостью и выносливостью, - ведь если недоглядит человек какой опасности или, пуще того, заснет - неизвестно, увидит ли команда родные берега.

В наше время мореплавателям жить проще - есть подробные карты, эхолоты и радары. Однако путешественникам в океане бизнеса не полегчало - там по-прежнему внезапно налетают ураганы, буйствуют корсары, коварно поджидают рифы и скалы, а также морские чудовища, не менее ужасные, чем Криминальная Сцилла и Налоговая Харибда. А география безопасных для мореплавания путей меняется ежемесячно, а вблизи некоторых берегов и ежечасно.

Не каждый из капитанов кораблей, плавающих в море бизнеса, захочет часами сидеть на мачте и следить за горизонтом - для этого придумано разделение труда. Обычно в небольших фирмах смотреть вперед и предвидеть опасности входит в обязанности менеджера по маркетингу, однако у него есть и масса других не менее важных дел. Вот торчать на мачте от забора и до обеда и следить за горизонтом - это удел аналитиков.

Чем же непосредственно занимаются эти люди?

1. Обрабатывают непрерывный поток фактов и цифр, требующих постоянного осмысления и систематизации. Занятие, прямо скажем, тяжелое и слабо формализованное. Кроме того, средства анализа обычно ориентированы на обработку численной информации, а перейти от развесистых вербальных фактов к строгим цифрам непросто. Кстати, именно это является причиной значительной части неверных выводов.

2. Строят модели, в которые пытаются уложить полученные цифры и факты. Возможно, кому-то придет в голову, что эти модели должны быть чересчур сложными и включать в себя модель океана, течений, погоды, движения судна и вдобавок учитывать случайный характер процессов и человеческий фактор. Однако те, кто работал с моделями, знают - чем сложнее модель, тем труднее интерпретировать результаты и делать однозначные выводы. Очень сложные модели чаще используются для проверки работоспособности системы.

3. Выдвигают гипотезы, которые не должны противоречить полученным цифрам и фактам. Хорошо, когда они возникают как результат обдумывания и обобщения фактов, цифр и исследования моделей. Но зачастую гипотезы неверны и тратится немало времени на поиски черной кошки в темной комнате, особенно когда ее там нет.

4. Отвечают на вопросы. Считается, что именно за это им и платят. Наиболее типичный вопрос, который задают все, вплоть до бабушек, - сколько это (ГКО, нефть, медь, доллар, политик) будет стоить завтра или через месяц. Корректность ответа - показатель степени профессионализма. Занятие отнюдь не безобидное: грубая ошибка - и рея рядом. Заветная мечта: на вопрос, сколько то-то будет стоить тогда-то, ответить - такие-то уже заказали к 17 августа рекламные щиты с надписью “ОДИН НАШ ДОЛЛАР ВСЕГО ЗА 24 ВАШИХ РУБЛЯ”. Однако поверьте, если “ясновидящие шаманы” и существуют в природе, то их единицы.

В чем отличие аналитика от ученого-физика или математика? Последние имеют дело с абстракциями или законами вселенной, и предмет их исследования не способен изменить характер поведения в зависимости от полученной информации. Поэтому профессии аналитика и психоаналитика в чем-то сродни между собой и зачастую уделом аналитика является не келья, а активный обмен мнениями с представителями рынка и себе подобными.

Несколько слов о предмете анализа. Им может быть все, на что хватает воображения, либо на что есть спрос. Но как правило, это рынки или политика в качестве их продолжения. Для рынка сетевого оборудования интересными объектами анализа могут быть:

- технологии и стандарты;

- ведущие компании-производители;

- дистрибьюторы и интеграторы;

- цены и ценовая политика;

- руководители и ведущие специалисты компаний;

- корпоративные события и маркетинговая стратегия;

- позиции компаний на фондовом рынке и финансовые результаты их деятельности;

- потребители и спрос;

- чужие аналитические исследования рынка, оценки и прогнозы.

А любые заключения приходится делать с постоянной оглядкой на экономическую ситуацию, курс доллара, налоговую политику, погоду на улице и дядьку в Киеве.

Неужели все это можно учесть? Не знаю. если хотите испытать свою интуицию, обратите внимание на то, что стандарт 1000BaseT (Gigabit Ethernet по медному носителю) принимается для кабеля пятой категории (см. PC Week/RE, № 11/99, с.13) и попробуйте предсказать степень востребованности потребителями пассивного оборудования категории шесть, вокруг которого было столько шумихи этой зимой. Почувствуйте себя впередсмотрящим!

Версия для печати