Производственная баллада в пяти частях

Елена Монахова

В живописном уголке “старой доброй Англии” в Стратфорде-на-Эйвоне (на родине Шекспира) под звуки местного джаза, звон бокалов с английским элем и кряканье уток под окнами отпраздновала свое пятнадцатилетие английская компания MAX International. Камерный характер ее бизнеса соответствовал камерности конференции пользователей, собравшейся по случаю юбилея. На ней присутствовали около 50 представителей организаций, уже использующих или внедряющих интегрированную систему управления предприятием MAX.

История неспешного развития фирмы и ее продукта такова. Поначалу, еще во времена Маргарэт Тэтчер, появилась компания Manufacturing Management Ltd. (MML), специализировавшаяся на обучении и бизнес-консалтинге в области концепции MRP II (Manufacturing Resources Planning). В этом качестве она и просуществовала до 1984 г., т. е. до того момента, когда известная английская фирма ICL (ныне входящая в состав японского концерна Fujitsu) неожиданно вознамерилась создать систему класса MRP II в концепции Open System. Знания специалистов MML должны были помочь заложить правильную идеологию в систему, предназначенную для управления производством.

В результате была образована компания MCS (Manufacturing Computer Systems), 49% акций которой принадлежало MML, а 51% - ICL, и начаты работы по созданию интегрированной системы управления предприятием (финансовое участие в этих работах принял и Государственный департамент Великобритании по торговле и производству).

В 1986 г. на рынке появился продукт MAX, ориентированный на предприятия с дискретным типом производства (точнее, на такие разновидности серийного производства, как изготовление на склад, изготовление на заказ, изготовление по контракту).

Дэвид Пирс: “Наши достижения в маркетинговой политике

последних лет - заслуга исключительно Линды Джонс”

Системе, изначально создаваемой для английской промышленности, вскоре стало тесно в пределах родной страны, и ее создатели задумались о новых рынках сбыта. В MCS появилось подразделение, отвечающее за работу с партнерами и за локализацию. Шаг за шагом MAX стала пробираться на континент, и дабы закрепиться на завоеванных рубежах, чуть больше года назад фирма MCS сменила свое название на MAX International, одновременно наметив и новую стратегию распространения. Сегодня система MAX имеет порядка 450 установок в 20 европейских странах, она переведена на 12 языков. Наибольшее число клиентов, разумеется, приходится на Англию (около 200), 50 клиентов - в Чехии, 28 - во Франции, 9 - в России.

Часть 1. MAX’имальные особенности

Большинство клиентов и партнеров MAX International среди основных достоинств системы в первую очередь называют гибкость и возможность ее быстрого внедрения. “Доля работ, приходящихся на дописывание по просьбе клиента каких-то особенных функций, в среднем не превышает 2 - 3% в общем объеме работ, - подчеркивает Петр Хладек, руководитель отделения промышленных систем из ICL-Чехия. - Система построена так, что абсолютное большинство настроек удается осуществить, не прибегая к кодированию. На внедрение в среднем требуется, как правило, от 6 до 8 месяцев в зависимости от масштаба предприятия, причем общая стоимость проектов получается примерно в 2 раза ниже, чем у Baan, SAP и других гигантов этого рынка”.

MAX разработан в архитектуре клиент-сервер и имеет три раздельных слоя: сервер данных, сервер приложений, клиентскую часть. Поддерживает платформы MS Windows NT и UNIX. В качестве клиентов могут использоваться ПК с Windows (начиная с версии 3.1) и разнообразные терминалы. Система ориентирована на использование СУБД Informix, Oracle, SQL Server.

Открытый интерфейс приложений (Open Application Interface) позволяет интегрировать MAX как с собственными разработками предприятий-клиентов, так и с ПО третьих фирм (что существенно, поскольку в стандартной поставке MAX, например, нет модуля “Кадры”).

Что касается функциональности, то в системе MAX помимо стандартных модулей (Главная книга, Управление закупками, Управление запасами, Управление продажами, Управление производством и др.) присутствуют и не совсем обычные модули - конфигуратор заказа, бизнес-моделирование, прогнозирование. Модуль бизнес-моделирования (Business Si- mulator), к примеру, позволяет проигрывать ситуации “что если” для долгосрочного и краткосрочного планирования.

Часть 2. Бревно бревну рознь

Ричард Тодд, менеджер по усовершенствованию бизнеса фирмы MAX Internati- onal, сертифицированный специалист общества APICS:

- Представьте, что на земле лежит бревно. Я обращаюсь к компании людей с просьбой пройти по нему. Если они меня уважают, то, может быть, пройдут, поскольку это вовсе не трудно.

Теперь усложним эксперимент - поднимем бревно на высоту шестого этажа, соединив им два здания. В этом случае даже мой высокий авторитет вряд ли заставит их перейти из здания в здание - во-первых, это опасно, а во-вторых, они не понимают, зачем это нужно. (Правда, похоже на внедрение ERP- систем?)

Так как же все-таки заставить людей пройти по бревну?

1. Стараемся объяснить им, зачем это нужно (придумываем мотивацию).

2. Ставим приманку на том конце бревна (бутылку с джином, красивую девушку, мешок денег...)

3. Делаем все для того, чтобы нахождение на исходном конце бревна стало невозможным (скажем, поджигаем помещение).

4. Ну и, конечно, вешаем страховочную сетку, чтобы снять страх.

Примерно таким путем вынуждено идти предприятие, внедряющее ERP-систему.

Часть 3. За образование приходится платить, за необразованность - расплачиваться

Прямо скажу, мне не часто удается проникать на действующие зарубежные промышленные предприятия. Ну а на такое, где в боевом режиме “трудится” ERP-система, - я вообще попала впервые.

Вместе со своими коллегами из российской “делегации” - Сергеем Андреевым, ведущим экспертом фирмы ICL-КПО ВС (Казань), и Дмитрием Ляпуновым, начальником отдела развития АСУ Завода электроники и механики (Чебоксары) - мне удалось побродить по заводу Meggitt Avionics, специализирующемуся на разработке и производстве навигационных приборов и систем для измерения, управления и отображения различных параметров летательных аппаратов. Продукция завода используется в военных и гражданских самолетах и вертолетах различного назначения и покупается Bell Helicopters, Boeing Helicopters, British Aerospace, Cessna, Lockheed Martin, USAF.Завод расположен на трех территориально разнесенных производственных площадках, где в общей сложности работает 370 человек. Корпоративная сеть предприятия охватывает 300 компьютеров. Пользователей системы MAX - 170.

Дмитрий Ляпунов

Это современное, прекрасно организованное предприятие, с четкой предметной специализацией подразделений, удобно расположенными цехами (склады - в центре, чтобы минимизировать материальные потоки.

Марк Стиэр, ИТ-менеджер Meggitt Avionics:

- Система MAX, с которой мы работаем с 1992 г., управляет всем нашим производством - с ее помощью осуществляется технологическая подготовка производства, планирование потребностей, закупка комплектующих, составление производственных графиков, диспетчирование.

В ИТ-департаменте всего четыре человека - два системных администратора, отвечающих за аппаратную часть, и два MAX’оведа. Хлопот при внедрении было немного - мы ничего не дописывали, используем только те возможности, которые предусмотрены в системе. Связки с системой проектирования AutoCad у нас пока нет, но, возможно, она скоро появится.

Главный акцент при внедрении делался на обучение персонала. Вы можете убедиться, что у нас весь инженерный состав - от конструкторов до руководителей цехов - ежедневно работает с MAX’ом. Они владеют системой в совершенстве и к нам за помощью обращаются редко.

Часть 4. To be or not to be?

PC Week: Дмитрий, а зачем, собственно, вашему заводу понадобилась ERP-система?

Дмитрий Ляпунов: Вы знаете, сейчас настолько очевидны преимущества таких систем, что ваш вопрос даже кажется риторическим. К моменту, когда мы приобретали MAX, и руководству завода, и производственникам, и отделу АСУ было ясно, что для управления производством требуется именно MRP II- или ERP-система. Нужно было просто из имеющихся на рынке продуктов выбрать наиболее подходящий.

Преимущества MRP-систем прежде всего в повышении управляемости предприятия, оптимальном использовании ресурсов, снижении издержек на управление. (Вообще, роль информационных технологий особенно важна в условиях нестабильной макро- и микроэкономической среды, когда налицо колебания спроса и ассортимента, изменения масштаба производства и связанные с ними организационные перемены.)

Мы рассматриваем внедрение системы как подготовку предприятия к увеличению объемов производства в случае начала общего экономического подъема, когда исчезнет избыток мощностей и потребуется более точное планирование и управление предприятием.

К моменту выбора системы наше предприятие довольно далеко продвинулось в области автоматизации административно-хозяйственной деятельности - помимо персональных компьютеров у нас был мэйнфрейм и существовало немало собственных прикладных разработок. Мы пытались даже создать свою систему, соответствующую концепции MRP II. Однако, несмотря на ощутимые достижения, все-таки не уложились с ее выпуском в нужные сроки, а потом и команда разработчиков рассыпалась. Зато осталось понимание, что предприятию нужна интегрированная система, поскольку в противном случае происходит дублирование информации в разных отделах, данные поступают несвоевременно и в недостаточном количестве, а значит, их невозможно эффективно использовать для управления.

В какой-то момент наше предприятие встало перед выбором - продолжать развивать свои наработки или покупать тиражируемое ПО. После анализа рыночных предложений мы выбрали английскую систему MAX (не без внутренних колебаний и сомнений). Не столько даже систему, сколько опытную команду внедренцев из казанской фирмы ICL-КПО ВС.

Перед принятием окончательного решения мы поездили по окрестностям, посмотрели, как внедряется MAX на предприятиях Поволжья. Понравилось, что это были реальные “социалистические” заводы, а не лубочные показательные внедрения на филиалах международных корпораций.

С декабря 1998 г. мы приступили к внедрению MAX’а (после завершения трехмесячного этапа консалтинга). Сейчас прорабатывается такая цепочка: техническая подготовка производства (ее уже закончили за 4 месяца), оперативное управление производством и оперативное управление закупками, затем пойдет MRP-планирование.

Сбыт и финансовая часть неплохо реализованы на заводе другими средствами. Однако известные проблемы, связанные с наступлением 2000 года, подталкивают нас к максимально быстрому переносу всей информации в MAX, к его полномасштабному внедрению.

Самое трудное, на мой взгляд, во внедрении таких сложных управленческих систем - это добиться, чтобы прописанная технология заработала на соответствующих рабочих местах, стала неотъемлемой частью деятельности предприятия. Посещение английского завода убедило меня, что это действительно возможно.

Часть 5. Особенности национальной охоты

PC Week: Сергей Александрович, до сих пор продолжаются горячие споры по поводу того, насколько MRP II или ERP-системы подходят для наших предприятий. Осталась ли пресловутая российская специфика или рынок всех выравнял?

Сергей Андреев: В социалистические времена, когда существовало жесткое планирование, особой потребности в таких системах, скорее всего, не было - государственная машина брала на себя координацию действий предприятий в рамках отрасли (все мы помним согласованные годовые и пятилетние народнохозяйственные планы). Сегодня в условиях “турбулентной” рыночной среды планы предприятия могут меняться каждый месяц.

Сергей Андреев

Если речь идет о машиностроении, то чаще всего производство вынуждено переходить на изготовление под заказ, т. е. с целью экономии оборотных средств и расширения ассортимента продукция начинает выпускаться мелкими сериями. А это требует особого планирования (при массовом и крупносерийном производстве можно не так тщательно планировать - достаточно подетального планирования, предусматривающего равномерные поставки комплектующих в течение месяца). Если же мы переходим к партионному выпуску - производится то одно, то другое, - получается пульсирующий, неравномерный ритм. Практически все отечественные предприятия из-за этого работают сейчас в режиме ошпаренной кошки.

Парадокс ситуации в управлении нашими заводами состоит в том, что при новом, ориентированном на требования рынка характере производства (партионный выпуск продукции, меняющийся ассортимент) остается помесячное старое планирование, следовательно, управленческая модель не соответствует реальному положению дел. Из-за этого производство лихорадит, но никто не может сказать, в чем причина.

ERP-система идеально подходит для этого случая, поскольку строит реальную модель, адекватную существующему производству, и с ней работает, честно просчитывая все ресурсы и потребности при любых изменениях плана. Система позволяет точно связать вход с выходом, согласовать графики во всей цепочке поставок, подстроить друг под друга внутренние планы, задав, например, только график выпуска сборочного цеха - все остальное быстро пересчитывается автоматически.

По существу, ERP-системы - это прежде всего альтернативы действий по управлению производством и возможность количественно оценить их в тот момент, когда необходимо произвести взвешенный выбор.

Собственно это мы и увидели на заводе Meggitt Avionics.

PC Week: Отличаются ли кардинально, на ваш взгляд, производственные процессы на отечественном машиностроительном предприятии от того, что мы увидели на английском заводе?

С. А.: В технологической подготовке производства я вообще-то ничего особенного не обнаружил. Проектирование ведется с использованием системы MAX (которая по сути дела не является специализированным средством для этих целей).

Но остается впечатление, что все устроено очень разумно - нет стремления автоматизировать “ради галочки”. Там, где это целесообразно, работает автоматизированная система, где это невыгодно - оставлены ручные операции.

Например, интеграции с системой Autocad пока нет. В МАХ’е есть хорошее встроенное средство поддержки спецификаций, поэтому на заводе готовят чертежи вручную или на Autocad, а состав изделия формируют прямо в системе МАХ.

На тех российских заводах, где мы внедряем МАХ, мы предлагаем такую же технологию: сразу хранить спецификации в электронном архиве - это позволит сэкономить на бумаге и избежать многих организационных трудностей.

Очень понравилось, что на рабочем месте сборщика на заводе Meggitt Avionics главным документом, подписанным технологом, является вразумительное и краткое описание технологического процесса, которое гораздо проще, чем документы нашей ЕСТД. (На мой взгляд, российские ГОСТы на конструкторскую и технологическую документацию пора переработать c целью упрощения и большей ориентации на информационные технологии или хотя бы смелее вносить изменения в стандарт конкретного предприятия.)

Показательно, что всю работу с системой выполняют производственные инженеры - конструкторы, технологи и плановики, свободно владеющие МАХ’ом. Персонал среднего управленческого звена глубоко владеет в целом концепцией управления предприятием, что позволяет каждому четко видеть свое место в системе и действовать осмысленно. Чтобы наши производственники начали работать по тем же принципам, им надо забыть, например, о машино-комплектах, цеховых планах, лимитках и проч.

MAX в Великобритании

Главный офис MAX International расположен в Бристоле (Великобритания).

Оборот фирмы в 1998 г. составил 20 млн. фунтов стерлингов.

Число штатных сотрудников - 113 человек.

Особой популярностью пользуется учебный центр фирмы, специализирующийся на преподавании концепций MRP II /ERP и имеющий право выдавать сертификаты, признаваемые обществом APICS (American Production, Inventory & Control Society).

Web-сайт: www.max-international.com.

MAX в России

Эксклюзивный дистрибьютор системы MAX в России - казанская фирма ICL - КПО ВС, а точнее, НТЦ производственных систем этой фирмы, насчитывающий 25 сотрудников.

НТЦ занимается локализацией MAX’а, внедрением и обучением (в первую очередь концепциям MRP II).

Ядро НТЦ составляют специалисты, имеющие опыт разработки MRP-систем в России. (При их участии, в частности, в 1990 году была создана система МИДАС-2, по сей день работающая на Литейном заводе КамАза.)

По оценкам экспертов, ICL-КПО ВС имеет самое большое среди российских поставщиков ERP-систем число клиентов, у которых внедренная система управления охватывает в том числе и планирование производства.

Web-сайт: www.icl.kazan.su.