“Люди в чёрном” на фоне Алатау
ВЫСТАВКИ
С 1 по 4 июня в г. Алма-Ате в Казахстане прошла 6-я Центральноазиатская международная выставка KITEL’99. За шесть лет своего существования выставка KITEL стала самым значительным и престижным событием в компьютерной и телекоммуникационной индустрии в Центральной Азии, она является второй по величине выставкой в СНГ. В работе выставки принимали участие более 180 компаний из 20 стран мира, которые экспонировали свои услуги и продукцию по четырем основным направлениям: компьютерные и информационные технологии (KITEL); телекоммуникации, системы телерадиовещания и Интернет (KITELcomm); системы безопасности (KIPS); банковские и офисные технологии (BankOfficeTech).
Выставка расположилась в трех павильонах, в первом была представлена компьютерная техника, второй был посвящен Международному Дню защиты детей (в нем располагались секция образования и Интернет-кафе) и самый большой павильон - телекоммуникационный.
Казахстан сейчас переживает настоящий бум в области Интернета и телекоммуникаций: если в 1995 г. услуги Интернета предоставляла только одна компания, то сейчас на территории республики действует более 20 операторов, обеспечивая доступ в Сеть практически в каждом крупном населенном пункте. Но, несмотря на такое количество провайдеров, большинство клиентов пока принадлежит нескольким крупным компаниям (крупными можно считать провайдеров, имеющих свыше 500 клиентов): “Казахтелеком”, “Нурсат”, “Алтел”, “СА-Телеком”, ЦМФТ. В целом пользователей “Всемирной паутины” в Казахстане примерно 12 - 15 тыс. (а число ПК - около 80 тыс.), год назад их было вдвое меньше.
Казахстанская сеть базируется на спутниковых каналах крупных мировых провайдеров Global One, UUNet, DEMOS; эти каналы используются как для выхода в мировой Интернет, так и для внутренних линий. На территории республики базовую сеть образуют “Казахтелеком”, “Нурсат”, “Кателко”, “Казинтел”. Эти компании ведут между собой ценовую войну, из-за чего в последнее время существенно понизились тарифы.
Очень бурные события происходят и на рынке сотовой связи. До недавнего времени только одна компания “Алтел” предлагала услуги в стандарте N-AMPS, это позволяло ей удерживать высокие цены. Но появление на рынке компаний “Кар-Тел” с торговой маркой K‘Mobile и “GSM-Казахстан” с торговой маркой K‘Cell, предоставляющих связь в стандарте GSM, в корне изменило ситуацию. Цены стремительно падают, и уже сейчас, несмотря на невысокий уровень доходов, сотовый телефон стал доступен для многих.
Естественно, что Интернет-провайдеры и операторы сотовой связи на KITEL’99 были представлены особенно широко. Но самым ярким событием выставки стало мероприятие нетелекоммуникационной компании. АРС (American Power Conversion), ведущий производитель источников бесперебойного питания, провела здесь ставшую уже традиционной для Москвы конференцию Po- werNight. В последнее время АРС активизировала деятельность в регионах России и других странах СНГ. Кроме PowerNight в Казахстане, проходящего сейчас VolgaBoatShow по городам, расположенным на Волге, запланировано проведение PowerFest в С.-Петербурге и RoadShow по Кавказу.
Такая активность неудивительна, поскольку после августа 1998 г., во время сильного падения объемов продаж в России, Средняя Азия и Казахстан, не затронутые кризисными явлениями, продолжали работать в прежнем режиме и даже закончили 1998 г. с ростом в 33%. По словам представителей АРС, в период с августа по октябрь прошлого года доля Центральной Азии в общем объеме продаж была очень существенной, хотя обычно она составляет не более 5 - 7%. Кризис обошел стороной Казахстан в августе 1998-го, но 5 апреля 1999 г., после того как государство перестало удерживать “валютный коридор”, курс местной валюты - тенге - снизился на 25% и продолжает медленно ползти вниз. Эти события, безусловно, отразились на компьютерном рынке, который, по оценке IDC, в этом году ожидает спад на 10 - 30%. Однако региональный менеджер АРС по Казахстану и Средней Азии Айдар Даулетов надеется, что в нынешнем году объемы продаж удастся удержать на прошлогоднем уровне. Вообще позиции АРС в этом регионе очень прочны. Так, им принадлежит более 70% рынка ИБП мощностью до 5 кВА. Весь бизнес в Казахстане (а он составляет 65% от рынка Средней Азии) строится через трех дистрибьюторов: ALSI, Glotur и LogyCom, имеющих развитую дилерскую сеть. Среди заказчиков - правительственные организации, крупнейшие нефтяные компании, коммерческие структуры и банки.
Возвращаясь к PowerNight, проходившей в живописном предгорье Алатау, можно с уверенностью сказать, что такого яркого шоу компьютерный мир Алма-Аты еще не видел. После небольшого семинара для партнеров и представителей прессы началось феерическое театрализованное представление: забавные викторины с нешуточными призами, экзотические танцовщицы, глотатели огня и в финале на фоне фейерверка перед зрителями предстала вся команда АРС в образе “людей в черном”. Ну а потом веселье и танцы продлились далеко за полночь.