Онлайновая торговля: борьба за будущее

У систем электронной коммерции в России появилась хорошая техническая база, но число их клиентов по-прежнему невелико

Влад Борисов

Громкие заявления о перспективах электронной коммерции мы слышим уже более двух лет. И если раньше препятствия к началу массового внедрения этой технологии в нашей стране казались чисто техническими - нет российских шлюзов из Интернета в банковские платежные системы, подходящих технологий для создания магазинов, невозможно юридически чисто использовать цифровую подпись, нет недорогой и надежной службы доставки, то теперь становится ясно, что все это не главное.

Влад Борисов

Сегодня у нас есть несколько платежных шлюзов (называемых также платежными системами Интернета), множество электронных магазинов, да и обычная почта, как выяснилось, практически не теряет посылок. Проблема оказалась в людях, пока не готовых активно покупать товары через Web.

За эволюцией точек зрения энтузиастов интересно было наблюдать на различных семинарах, проводившихся в течение года группой “Платежные системы Интернета” (Internet Payment Systems, IPS), РОЦИТ и т. п. Так, год назад на секции Интернет-форума РОЦИТ участники активно обсуждали, как переводить деньги за товары с банковских счетов клиентов (в том числе карточных) через Интернет на банковский счет магазина. Тогда же было объявлено о создании CyberPlat - платежной системы Интернет-банка “Платина”, которая оказалась на сегодня, пожалуй, наиболее развитой отечественной разработкой.

Весной 1998 г. процесс создания онлайновых магазинов пошел активнее и почему-то ускорился осенью, после финансового обвала. Сейчас число Web-магазинов (именно их, а не Интернет-витрин) измеряется десятками.

Однако уже на декабрьском семинаре IPS представители фирм признавали, что торговля через созданные ими Интернет-магазины практически не идет - большинство продают, в лучшем случае, 2 - 3 изделия в месяц. На том же декабрьском мероприятии заявлялось “о необходимости совместных усилий прессы и компаний для разъяснения людям, что такое онлайновая торговля, и создания рынка”.

Самый “раскрученный” на сегодня российский виртуальный магазин “Озон”, торгующий самым ходовым товаром - книгами и видеофильмами, имеет оборот менее $20 000 (350 - 500 тыс. руб.) в месяц, причем 40% приходится на поставки за границу.

На очередном семинаре IPS, прошедшем в начале июня, представители фирм уже открыто заявляли, что они создают системы электронной торговли, чтобы “застолбить рынок на будущее”.

Например, с клиентов системы Assist, созданной банком “Платина” и компанией “Рексофт” на базе CyberPlat, взимается 3 - 5% комиссионных за каждую транзакцию, включая комиссионные платежной системы Visa. Простые вычисления показывают, что, например, с “Озона” Assist получает ежемесячно несколько сотен долларов, а если учесть общее число подключенных к ней магазинов и онлайновых ресурсов (называлась цифра 19), то общий доход от ее эксплуатации, скорее всего, несколько тысяч долларов в месяц. Даже с учетом стоимости подключения ($150) и страхового депозита (около 10% от предполагаемого оборота магазина) суммы получаются незначительные. В лучшем случае их хватает на самоокупаемость. То же можно сказать и о других подобных системах - “Элит” фирмы “АйТи” и Автобанка, Instant Элбим-банка и т. д. Борьба идет за будущее.

Впрочем, по аналогичному принципу развиваются и связанные с Интернетом западные компании. Тот же Amazon.com постоянно мирится с убытками ради увеличения оборота. Ожидается, что в зависимости от действий американского правительства по внесению изменений в правила, регулирующие слияния компаний, через 6 - 30 месяцев на рынке произойдет существенная реструктуризация и в живых останутся только фирмы, сумевшие за отпущенный срок стать самыми крупными.

Между тем участники российского рынка электронной коммерции пытаются нащупать способы ведения бизнеса, наиболее приемлемые для отечественного клиента.

Скажем, использование кредитных карт в нашей стране минимально - опыт “Озона” показывает, что 45% его оборота приходится на платежи, осуществляемые с помощью пластиковых карт. Казалось бы, много. Но более 40% оборота формируют покупки из-за рубежа, т. е. на пользователей карточек отечественных банков приходится менее 5% дохода. Остальное - это переводы через Сбербанк (16%), наличный расчет (13%) и т. п. И это несмотря на то, что, по данным РОЦИТ, среди пользователей Российского Интернета процент людей, имеющих карточки, в четыре раза выше, чем в среднем по Москве (данные 1998 г.).

Для расширения спроса фирмы пытаются находить свежие решения. Например, создатели Assist внедрили поддержку нового способа оплаты - с лицевого счета клиента у провайдера “Демос”. Предлагаемое ими ПО также проще интегрируется с магазином, чем CyberPlat, допускает размещение merchant-счета в любом российском банке и не требует от клиента предварительной регистрации в системе, позволяя ему защищать данные через имеющийся в любом браузере протокол SSL.

Как бы то ни было, но привнесенные из-за границы технологии электронной коммерции должны серьезно измениться, прежде чем найдут понимание и распространение в России. Да и число пользователей Интернета должно вырасти. Эти процессы сейчас идут, медленно и тихо.

С автором можно связаться по адресу: vbor@pcweek.ru.

Версия для печати