Электронная коммерция и Интернет

Проблемы распространения электронной коммерции в мире

Владимир Дрожжинов, Феликс Широков

Все крупнейшие международные организации, имеющие то или иное отношение к торговле, занимаются вопросами правового обеспечения электронной коммерции (ЭК) в ГИИ - глобальной информационной инфраструктуре (Global Information Infrastructure). В их число, в первую очередь, входят Организация Объединенных Наций, Организация по экономическому сотрудничеству и развитию (Organization for Economic Cooperation and Development), Международная торговая палата (International Chamber of Commerce), Всемирная торговая организация (World Trade Organisation) и Всемирная организация по интеллектуальной собственности (World Intellectual Property Organisation, WIPO).

В то же время развитие ЭК (по сути - электронного рынка) существенно зависит от того, насколько средства телекоммуникаций доступны потребителям товаров и услуг (взаимодействие бизнес - потребитель) и компаниям (взаимодействие бизнес - бизнес). Для глобальной “прозрачности” телекоммуникационных сетей необходима стандартизация, направленная на интероперабельность (согласованность по протоколам) между сетями отдельных стран.

Во всех этих вопросах лидируют, по понятным причинам, США. Именно эта страна выступает, как правило, с соответствующими инициативами в международных организациях.

“Единый коммерческий кодекс” для электронной коммерции

Еще в 1996 г. Генеральная Ассамблея ООН утвердила модельный закон об ЭК, разработанный Комиссией ООН по международному торговому праву (United Nations Commission on International Trade Law). Этот закон (его, увы, неполный перевод на русский язык можно найти по адресу: http://www.duma.gov.ru/kmpage/50200023/input7/input7_1/un_elcom.htm) формирует правовую базу для заключения международных контрактов в ЭК и содержит необходимые нормативы:

- правила подтверждения действительности контрактов, образованных электронными средствами;

- правила формирования договора и контроля его исполнения;

- характеристики действительного электронного текста и оригинального документа;

- требования к электронной подписи, используемой в правовых и коммерческих документах;

- положения, определяющие правомерность принятия электронных документов к рассмотрению в обычных и арбитражных судах.

Мировое сообщество стремится к выработке международного набора единых правовых норм для электронной коммерции, который охватит защиту интеллектуальной собственности, защиту баз данных, торговые знаки и имена доменов Интернета, приватность и безопасность.

Защита интеллектуальной собственности. Коммерция в Интернете часто связана с продажей или лицензированием интеллектуальной собственности. Продавцы при этом должны быть уверены в том, что их собственность не будет украдена, а покупатели - что они получат подлинные изделия. Поэтому необходимы международные соглашения, обеспечивающие ясную и эффективную защиту авторских прав, патентов и торговых знаков и предотвращающие таким образом пиратство и мошенничество.

В декабре 1996 г. Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС) обновила Бернскую Конвенцию по защите литературных и художественных работ, выпустив два документа:

- Договор ВОИС об авторском праве (WIPO Copyright Treaty);

- Договор ВОИС об исполнительском искусстве и фонограммах (WIPO Performance and Phonograms Treaty).

Они облегчают применение соответствующих форм защиты при передаче информации по всей ГИИ. Сейчас в ВОИС ведется работа по подготовке и подписанию Соглашения по связанным с торговлей аспектам интеллектуальной собственности (Agreement on Trade-related Aspects of Intellectual Property).

Защита баз данных. Вопрос о защите баз данных не прост. В российском законодательстве по существу смешаны два понятия: система управления базами данных (СУБД) и база данных (БД). Вопрос о защите СУБД сводится к проблеме защиты программ. Что касается самих баз данных, то, по-видимому, право сталкивается здесь с особым объектом, поскольку БД может содержать неоригинальные элементы. При этом она все равно подлежит защите. Речь идет именно о данных. Поясним это примером.

В основе телефонной книги лежит реляционная база данных, состоящая из одной таблицы с двумя столбцами: “фамилия, имя, отчество” и “номер телефона”. Книга дает “мгновенный снимок” реального положения дел. С течением времени оно меняется и справочник становится неточным. Разумеется, им можно пользоваться, даже если не все записанные данные соответствуют действительности. База данных и книга - не одно и то же. БД нуждается в обновлении, а для этого нужен механизм слежения за реальным объектом.

Накопленная стоимость U(t) базы данных определяется формулой

U(t) = F + t · A где F - фиксированные начальные затраты на сбор информации и ввод данных; t - время; А - коэффициент стоимости обновлений. Как видим, U(t) - это линейная функция времени.

Продажа базы данных по цене, определяемой накопленной стоимостью, невозможна. БД тиражируется, а ее цена устанавливается из расчета, что суммарная выручка от продаж должна покрывать накопленную стоимость. При этом БД может целиком состоять из неоригинальных элементов, а ее стоимость определяется затратами на упорядочение и поддержание полноты данных.

Патенты. Развитие ГИИ зависит от инноваций во многих областях высоких технологий, включая аппаратные средства и программное обеспечение компьютеров и телекоммуникационных систем. Поэтому для развития электронной коммерции важно иметь эффективно функционирующую патентную систему, поощряющую и защищающую патентоспособные инновации.

Администрация США считает необходимым заключить глобальные патентные соглашения, которые обеспечат надежную основу для ЭК по всему миру. В частности, предполагается разработать международные стандарты действительности патентных утверждений (patent claims). Ожидается, что будет создан специальный комитет Администрации США для выработки рекомендаций по патентным вопросам, связанным с ГИИ. Кроме того, будет предпринята попытка в рамках Постоянного Комитета по информации о промышленной собственности (Permanent Committee on Industrial Property Information, PCIPI) ВОИС создать рабочую группу по этим же вопросам.

Торговые знаки и имена доменов. По своей юрисдикции право торговых знаков является национальным (действующим в границах государства). В ГИИ, на которой основывается ЭК, возникли конфликты, когда третьи фирмы зарегистрировали имена доменов, совпадающие с зарегистрированными или обычными торговыми знаками или очень похожие на них.

Имя домена служит идентификатором источника информации в Интернете. Такие идентификаторы, как и адреса, в основе своей не относятся к объектам защищаемой интеллектуальной собственности (т. е. к торговым знакам). Однако суды стали придавать им этот статус, поскольку злоупотребление именем домена может значительно нарушить или ослабить ценность торгового знака.

Конфликты между правами на торговые знаки и имена доменов разрешаются путем переговоров или судебных тяжб. Можно, однако, организовать такой режим саморегулирования, который исключил бы тяжбы на глобальном уровне и привел к более стабильной обстановке в Интернете.

Администрация США создала под эгидой Департамента коммерции межведомственную рабочую группу, призванную изучить вопрос о доменной службе имен в Интернете и, в частности, о том, какой вклад могло бы внести правительство в создание глобальной конкурентной рыночной системы доменных имен Интернета и каким образом отрегулировать всю систему управления сетью Интернет снизу вверх.

Приватность. Понятие приватности (права на закрытую от посторонних личную жизнь) ассоциируется с понятием личной свободы и благосостояния. Однако ГИИ, с ее огромными возможностями сбора, повторного использования и мгновенной передачи информации, способна ущемить это право, если не будет отработана должная схема регулирования, обеспечивающая чувство комфорта всем, кто занимается в сети бизнесом. Вместе с тем знаменитая первая поправка к американской конституции гарантирует свободное движение информации.

В июне 1995 г. Рабочая группа по приватности (Privacy Working Group) правительственной Спецгруппы по информационной инфраструктуре (Information Infrastructure Task Force; кстати, ее возглавляют Клинтон и Гор) выпустила отчет “Приватность и национальная информационная инфраструктура; принципы предоставления и использования персональной информации” (Privacy and National Information Infrastructure; Principles for Providing and Using Personal Information). В этом отчете приведен набор принципов приватности (Privacy Principles), которыми следует руководствоваться при сборе, обработке, хранении и повторном использовании данных личного характера в информационном обществе. Их основу составляет документ “Руководящие соображения по защите приватности и по потокам персональных данных через границу”, разработанный Организацией по экономическому сотрудничеству и развитию (ОЭСР).

Принципы приватности охватывают три основных аспекта онлайнового использования персональной информации:

- приватность информации (удовлетворение разумных ожиданий индивидуума в отношении доступа к информации о его личности и ее использования);

- целостность информации (гарантии того, что персональная информация не будет искажаться или разрушаться);

- качественность информации (точность, полнота и соответствие персональной информации тем задачам, для решения которых она поставляется и используется).

В апреле 1997 г. Комитет по информационной политике (Information Policy Committee) Спецгруппы по информационной инфраструктуре выпустил предварительный проект документа “Способы обеспечения приватности в национальной информационной инфраструктуре”. Рассмотрев информационную политику США, его авторы обращаются к широкой общественности с просьбой высказаться о том, каким образом лучше всего реализовать принципы приватности. В своей работе Спецгруппа пытается найти способ уравновешивания взаимоисключающих ценностей - приватности и свободной передачи информации в демократическом информационном обществе.

Вопросы приватности применительно к отдельным секторам промышленности изучали различные федеральные агентства США. В октябре 1995 г. Национальное управление телекоммуникаций и информации (National Telecommunications and Information Administration) выпустило отчет “Приватность и национальная информационная инфраструктура: защита персональной информации, передаваемой средствами телекоммуникаций” (Privacy and NII: Safeguarding Telecommunications-related Personal Information). В январе 1997 г. Федеральная комиссия по торговле (Federal Trade Commission) опубликовала официальный отчет “Открытая рабочая встреча по приватности потребителей в глобальной информационной инфраструктуре” (Public Workshop on Consumer Privacy in the Global Information Infrastructure), а в июне 1997 г. провела четырехдневные слушания по технологическим инструментам и промышленным режимам саморегуляции, специально спроектированным для усиления персональной приватности в Интернете.

Безопасность. Пользователи Интернета должны быть уверены в том, что их телесообщения и данные защищены от неавторизованного доступа и модификации. Безопасность рыночного пространства ГИИ требует безопасных и надежных телекоммуникационных сетей, эффективных средств защиты подключаемых к сети информационных систем, средств, обеспечивающих аутентификацию пользователей и конфиденциальность электронной информации, а также хорошей подготовленности пользователей ГИИ (они должны знать, как защищать свои системы и свои данные).

Чтобы соблюсти конфиденциальность, необходимо привлечь целый спектр технологий криптокодирования, аутентификации, парольного контроля, защитных экранов (брандмауэров) и др.

Особенно важно развивать пользующуюся доверием сертификационную службу, поддерживающую технологию цифровой подписи, благодаря которой пользователь всегда точно знает, с кем он общается в сети Интернет. Технологии цифровых подписей и обеспечения конфиденциальности основаны на применении криптографических ключей. Администрация США поддерживает развитие добровольных, рыночных инфраструктур управления ключами.

Технология криптокодирования таит в себе опасность. В случае потери ключа безвозвратно теряются закодированные записи. Поэтому целесообразно использовать криптокодирование с восстановлением ключа. Администрация США прилагает усилия к развитию необходимых стандартов, порождаемых и движимых рынком, служб управления инфраструктурами открытых ключей, а также систем криптокодирования с восстанавливаемыми ключами.

Раньше в США действовали очень жесткие правила экспорта систем криптокодирования. Сейчас они значительно смягчены. Одно из основных противоречий между правительством и нерегулируемым бизнесом состоит в том, что власть хотела бы иметь доступ к любым закодированным документам. Администрация США совместно с Конгрессом работает над таким законодательством, которое, облегчая развитие добровольных инфраструктур управления ключами, в то же время позволяло бы по требованию правоохранительных органов выдавать расшифрованную информацию.

Вопросы доступа к электронному рынку

Глобальная электронная коммерция зависит от современной “бесшовной” (т. е. обеспечивающей незаметный переход из одной части в другую) глобальной телекоммуникационной сети, от подключенных к ней компьютеров и информационных приборов. Однако во многих странах политика в этой области препятствует развитию цифровых сетей новых поколений: телекоммуникационные услуги слишком дороги, ширина полосы пропускания сетей мала, а базовые службы либо ненадежны, либо просто отсутствуют. Кроме того, нередки случаи, когда воздвигаются барьеры на пути импорта информационных технологий.

Телекоммуникационная инфраструктура и информационные технологии. В марте 1994 г. вице-президент США Альберт Гор выступил с речью на Всемирной конференции по развитию телекоммуникаций в Буэнос-Айресе. Он сформулировал ряд принципов, которые должны лежать в основе правительственной политики в этом направлении:

- поощрение инвестиций частного сектора путем приватизации телекоммуникационных компаний, контролируемых правительством;

- поддержка конкуренции через демонополизацию телефонных рынков, обеспечение взаимосвязи сетей по справедливым ценам, открытие рынков для иностранных инвестиций и усиление антитрестовских мер;

- гарантия всем без исключения открытого широкого доступа к информации и услугам ГИИ;

- конкурентное и гибкое регулирование, реализуемое с помощью независимого органа и идущее в ногу с технологическим развитием.

Сегодня и американские сети ограничивают развитие услуг, для которых требуются более широкополосные каналы связи. Администрация США инициирует создание сети Интернет II, называемой также сетью Интернет следующего поколения. Кроме того, Федеральная комиссия по связи (Federal Communications Commission, FCC) внесла ряд инициатив, стимулирующих расширение полосы существующей сети. Основное внимание уделяется выделенным линиям, абонентским ценам, взаимосвязи и открытости стоимостных компонентов*, подключению оборудования к сетям, внедрению в Интернет технологий передачи речевых и мультимедийных сообщений.

Особенно опасен перенос в Интернет регуляционных ограничений обычных телефонных сетей. Для выравнивания развития телекоммуникационных инфраструктур в разных странах необходима политика, поощряющая зарубежные инвестиции, конкуренцию, регуляционную гибкость и открытый доступ.

Чтобы подойти к решению этих вопросов, Администрация США провела так называемые базовые телекоммуникационные переговоры со Всемирной торговой организацией (ВТО), и в марте 1997 г. страны - члены ВТО заключили Соглашение по информационной технологии (Information Technology Agreement, ITA), направленное на устранение тарифов почти на все виды информационной технологии (отметим, что Россия пока не является членом ВТО). Сейчас идет подготовка соглашения ITA II, в котором будет сделана попытка устранить остающиеся тарифы и имеющиеся нетарифные барьеры на пути продвижения товаров и услуг информационных технологий за пределы национальных границ. Готовятся также Соглашения о взаимном признании (Mutual Recognition Agreements), избавляющие от необходимости сертифицировать одно и то же изделие в тестирующих лабораториях разных стран при пересечении таможенных границ (т. е. исключающие двойное сертифицирование). Эти соглашения облегчат международное распространение продуктов информационных технологий.

Информационное наполнение сети (content). Вопросы информационного наполнения сети в связи с развитием глобальной электронной коммерции можно разбить на четыре группы:

- регулирование содержания;

- квотирование содержания зарубежного происхождения;

- регулирование рекламы;

- регулирование деятельности по предотвращению мошенничества в Интернете.

В обсуждении этих проблем и в создании необходимых механизмов регулирования участвуют многочисленные национальные организации США, других стран и международные организации.

Технические стандарты

Стандарты как таковые играют решающую роль для любого рынка, поскольку именно они позволяют разным производителям создавать совместимые продукты, усиливают конкуренцию и обуславливают снижение цен. Однако преждевременная стандартизация может укоренить устарелую технологию. Кроме того, стандарты могут стать нетарифными торговыми барьерами де-факто, препятствуя ввозу товаров на тот или иной национальный рынок. В США придерживаются мнения, что стандартизационная политика, как и другие механизмы интероперабельности, должна определяться рынком, а не правительством. Администрация США считает неразумным и ненужным вводить обязывающие стандарты в области электронной коммерции и предоставляет решать эти проблемы на многосторонних промышленных форумах. Стандарты для электронной коммерции в сети Интернет должны обеспечивать надежность передачи информации, интероперабельность, масштабируемость систем и легкость их использования. Предметом стандартизации должны стать:

- электронные платежи;

- меры безопасности (конфиденциальность, аутентификация, целостность данных, контроль доступа, безотзывность);

- инфраструктуры служб безопасности (например, сертификация открытых ключей);

- системы управления авторским правом на электронные виды информации;

- видеоконференции и обмен данными;

- высокоскоростные сетевые технологии (например, асинхронный режим передачи, синхронная цифровая иерархия);

- протоколы обмена цифровыми объектами и данными.

В рамках ГИИ могут параллельно действовать несколько стандартов, при этом они не должны быть обязательными. В известных случаях выбор того или иного стандарта становится полем конкурентной борьбы за рынок (это довольно распространенное явление в области информационно-коммуникационных технологий). Кроме того, различные стандарты предназначаются для использования в разных обстоятельствах.

Консенсус мнений и соблюдение принципа добровольности в вопросах стандартизации стимулируют активизацию применения Интернета. Демонстрационное развертывание систем, предшествующее формальному принятию того или иного стандарта, облегчает быстрое его распространение и, кроме того, допускает использование эволюционных стандартов.

Лишь немногие страны разрешают разработку стандартов частным фирмам, большинство же полагается на обязательные “государственные” решения, что приводит к отставанию в области передовых технологий и рождает нетарифные торговые барьеры.

Многочисленные организации, относящиеся к частному сектору экономики, внесли свой вклад в процесс разработки добровольных стандартов, решающих проблемы интероперабельности. США поощряют к такой работе частные организации, консорциумы, испытательные центры и исследовательские лаборатории. Кроме того, в стране многое делается для скорейшего принятия добровольных стандартов, разработанных как внутри, так и вне США: частный сектор играет здесь решающую роль, а правительство лишь отслеживает и контролирует ситуацию.

С авторами можно связаться по телефону: (095) 125-3967 или по E-mail: sadroz@cityline.ru.Продолжаем публикацию цикла статей, затрагивающих проблемы развития электронной коммерции.

Начало см. в PC Week/RE, № 14/99, с. 44.

Версия для печати