Ветры многочисленных перемен, пронесшиеся над страной за последний год (финансовый кризис, “прыжки и гримасы” законодательства, всеобщие неплатежи и т. п.), не только смели “с лица нашей экономики” множество средних и мелких компаний, но даже вполне устойчивые фирмы были вынуждены предпринимать специальные меры, чтобы не растащило фундамент, не снесло крышу, не разметало близлежащие объекты жизнеобеспечения. Если в данной аллегории под фундаментом фирмы понимать людские ресурсы (персонал), а под крышей  -  финансовые, то к объектам жизнеобеспечения вполне можно отнести те подразделения компании, которые способствуют продвижению ее основной продукции. Для фирм, занимающихся разработкой и продажей программного обеспечения, одним из таких подразделений является учебный центр (УЦ).

Обучение  -  бизнес особого рода. Будучи делом весьма высокозатратным (особенно в IT) и требующим серьезного интеллектуального потенциала, он очень чутко реагирует на колебания рынка, в существенной степени зависит от инвестиций* и гибкости ценовой, рекламной и прочей политики. Но зато при соблюдении этих “граничных условий” дает замечательную отдачу  -  в плане финансовом (для компании в целом), маркетинговом (формирование общественного мнения), “моральном” (творческая реализация персонала) и т. п. И там, где у руля в этом бизнесе профессионалы, даже трудные времена, переживаемые нашей экономикой, становятся поводом не считать убытки, а найти новые возможности.

-----

* Отметим, что под инвестициями здесь следует понимать вложения не только финансовых средств, но и интеллекта, т. е. развитие содержательной базы учебного процесса (разработка новых курсов, индивидуализация обучения и пр.).

В прошлом году, собирая материалы для обзора о деятельности УЦ, занимающихся IT-обучением (или IT-тренингом), автор достаточно детально познакомился с полутора десятками ведущих московских центров**. С тех пор утекло много воды, и сегодня, по выражению одного из политиков, “мы живем в другой стране”  -  с инфляцией, кризисной экономикой, низкой платежеспособностью (как населения, так и предприятий), увеличивающейся безработицей и уменьшающейся зарплатой (там, где ее все еще платят) и многими другими отрицательными факторами. Как же в этой “другой стране” чувствуют себя учебные центры, которые, как и все мы, испытали эти превратности на себе?

-----

** Обзор опубликован в PC Magazine, № 11/98  -  можно сказать, в разгар кризиса, хотя материалы были собраны до начала оного.

 

Сетевая академия ЛАНИТ

Сетевая академия авторизована многими компаниями как УЦ, проводящий обучение работе с их продуктами и технологиями (среди них  -  Novell, Microsoft, Informix, Intel, SCO и др.). Свою деятельность по расширению ассортимента учебных курсов Сетевая академия не прекратила и во время кризиса. Так, уже в феврале здесь были организованы первые курсы по проблеме 2000 года (тем более что и сертификат Центра компетенции по этой проблеме компания получила первой еще в декабре прошлого года).

Ольга Владимирова

Кроме того, понимая, что при всей важности фирменного IT-обучения в России цены на него весьма высоки (хотя за рубежом они в 3 - 4 раза выше  -  но там другие условия), УЦ уже давно ведет работу, направленную на “экономию средств клиентов”. Например, обучение частных лиц по программе “Резерв” (скидка в 40% при “экстренном” зачислении слушателя на свободные места в сформированных группах) практикуется уже два года. В последнее время были предприняты и другие меры в этой области:

- обучение по комплексным программам (скидка 10% и занятия в удобное время при заказе нескольких курсов);

- корпоративные скидки и накопительная система скидок (скидка 15% при заказе большого объема обучения);

- гарантия качества обучения (клиенты, неудовлетворенные его качеством, бесплатно проходят повторный курс);

- бесплатное обучение работника, заменившего ранее обученного специалиста (если специалист, закончивший курс в Сетевой академии, уходит с предприятия до истечения года, пришедший на его место обучается бесплатно);

- скидка при обучении работе с новой версией программного продукта (составляет 40% от стандартной цены курса и действует в течение полугода с момента выхода новой версии).

Две последние льготы приняты также и в УЦ “Микроинформ”, тем более что Сетевая академия и “Микроинформ” полтора года назад объединились в Союз УЦ.

К мероприятиям, экономящим средства клиентов, можно отнести и новый курс “Быстрый способ стать MCSE”***, предполагающий 10-дневную продолжительность, наличие системы скидок и рассчитанный на частных лиц.

-----

*** MCSE  -  Microsoft Certified System Engineer.

 

“Микроинформ”

Многопрофильность УЦ “Микроинформ” широко известна как в столице, так и за ее пределами. Поддержание большого ассортимента учебных курсов  -  дело хлопотное, однако оно себя оправдывает, в частности в экстремальных ситуациях, каковой и явился кризис. В то время как на одни курсы спрос неизбежно падает, на другие (особенно новые, наиболее актуальные)  -  растет, это помогает не только выживать, но и двигаться вперед, развиваться, вкладывать средства в новые проекты. Одним из них стал цикл курсов под общим названием “Web-школа” (Web-дизайн, поддержка Web-серверов и пр.), который сегодня пользуется повышенным спросом. Два других (посвященных оборудованию компаний Seiko и Epson) представляют собой пока единственный в мире опыт организации подобных курсов. Существенно обновлены и расширены программы по технологиям фирмы 3Com (14 курсов вместо прежних шести); в результате обучения и тестирования слушатель получает звание Master of Network Science.

Олег Литвин

Важным мероприятием директор “Микроинформа” Олег Литвин считает и льготные программы для молодежи, такие, как объявленная в декабре 1998 г. под названием “СтудеNT”: у студентов, аспирантов и преподавателей появилась возможность изучить три курса по Windows NT и пройти тестирование на звание МСР (Microsoft Certified Professional) всего за $245. Имеется система скидок и на другие курсы; кроме того, поддерживая специальный (внутренний) курс доллара, равный 20 рублям, УЦ таким образом предоставляет дополнительную скидку, единую для всех слушателей.

 

Учебный центр корпорации “Галактика”

Как все учебные центры крупных компаний, УЦ корпорации “Галактика” непосредственно связан с деятельностью фирмы, отражает особенности работы и призван обучать в первую очередь клиентов. Поэтому вместе с ней в конце 1998 г. УЦ претерпел структурную перестройку, в результате которой вошел в состав Управления по обслуживанию и сопровождению клиентов. Как отметил руководитель этого управления Алексей Штыров, после вполне прогнозируемого спада в начале года сегодня в УЦ наметилась отчетливая тенденция к подъему: в апреле и мае количество слушателей существенно возросло (примерно в 1,5 - 2 раза), соответственно выросли и обороты. И это при том, что в качестве одной из антикризисных мер “Галактика” пошла на снижение платы за обучение. В настоящее время штат преподавателей составляет 8 человек, однако кроме них к занятиям привлекаются квалифицированные преподаватели из других УЦ и вузов. В учебном процессе задействованы и сотрудники отделения пусконаладки и технической поддержки. Кстати, такая тесная взаимосвязь подразделений (обслуживающих и обучающих) помогает разумнее планировать работу УЦ: ведь в самом начале проекта можно заранее предусмотреть количество слушателей и оптимальные сроки их обучения. Приметой сегодняшнего дня является также и более индивидуальный подход к клиенту: формирование курсов с учетом его требований, варьирование содержания в зависимости от уровня слушателей и специфических задач, встающих перед заказчиком в период автоматизации. Тем более что нынешний год принес еще одну особенность  -  “укрупнение” клиентов: сейчас у корпорации существенно выросла доля проектов объемом 50 - 200 рабочих мест. А это значит, что при их выполнении нужно обучить от 25 до 120 человек. Курсы должны быть соответствующим образом дифференцированы: для системных администраторов и специалистов, которые будут отвечать за эксплуатацию системы, предполагаются одно-двухнедельные занятия с глубоким погружением, для конечных пользователей (например, операторов)  -  двухдневные (дающие навыки работы с системой); для других специалистов предусмотрены иные сроки обучения и другое содержание. Особняком стоят курсы для руководителей, которые, кстати, в большинстве случаев рациональнее проводить индивидуально. На переподготовку персонала при переходе предприятия на новую версию “Галактики” предоставляются большие скидки.

Сергей Грачев

Сегодня обучению придается чрезвычайно большое значение еще и потому, что только при определенном (и весьма высоком) уровне знаний и навыков возможна полноценная работа с системой и только в таком случае (и это включено в контракт) компания может гарантировать успех автоматизации. В отсутствии должной подготовки персонала, кроме того, могут значительно возрасти сроки пусконаладочных работ, а следовательно, их стоимость.

Руководитель УЦ Татьяна Подмазова считает очень важным, что даже в кризисный период удастся расширять учебные программы. Так, в конце 1998 г. был запущен проект “Университеты системного администратора”, включающий уникальные курсы “Обзор сетевых платформ”, “Организация служб АСУ”, “Построение корпоративных ИС”, “Определение стоимости владения ИС” и др. Недавно был открыт цикл авторских курсов, посвященных Oracle; один из них  -  “Системный администратор Галактика-Oracle”  -  ориентирован на работу с этой СУБД пользователя системы “Галактика”; другие курсы цикла, не привязанные ни к какой системе, носят более общий характер (кстати, и учебные пособия здесь на русском языке). Большую работу ведет УЦ и с региональными партнерами корпорации: развивается программа авторизации региональных учебных центров в тех партнерских компаниях, где для этого создана инфраструктура и кадры (уже получил сертификат УЦ в Иркутске, на очереди  -  партнеры из Ижевска и Самары).

 

Учебный центр корпорации “Парус”

В “Парусе” УЦ традиционно входит в Управление по обслуживанию клиентов, которые (вместе с дилерами корпорации) обучаются не только работе с программным обеспечением компании, но и основам бухгалтерского учета. Оригинальный методический подход к преподаванию последнего помогает даже бухгалтерам со стажем открывать для себя немало нового в казалось бы уже известном предмете. Став Центром компетенции по проблеме 2000 года, “Парус” позаботился и о разработке соответствующих курсов: цикл, посвященный этим вопросам, пользуется спросом. Он включает в себя три направления  -  для руководителей (по организационным основам решения данной проблемы), для инженеров, обслуживающих оборудование (тестирование компьютерных устройств) и для специалистов в области ПО (тестирование программ). Руководитель УЦ Сергей Грачев отметил, что в последние месяцы поток слушателей увеличился. Видимо, в немалой степени этому способствуют стабильные рублевые цены на услуги УЦ, изменившиеся по сравнению с докризисными лишь на 30 - 40%.

Валентин Гаркуша

В апреле в корпорации появилось еще одно учебное подразделение  -  отдел обучения, входящий в состав Управления по персоналу. Этот отдел занимается разработкой новых учебных технологий (например, курсов по корпоративным проектам “Парус 8.хх” на базе Oracle), которые в первую очередь будут направлены на повышение квалификации сотрудников и партнеров корпорации. Помимо информационных отдел отрабатывает и бизнес-технологии: в конце мая прошел четырехдневный игровой семинар “Совершенствование системы обслуживания клиентов” для дилеров из регионов.

Даже беглого взгляда на нынешнее состояние обучения достаточно, чтобы сказать: да, кризис не принес пользы, но и не смёл с “лица компьютерного рынка” такие чувствительные к потрясениям структуры, как учебные центры; более того, заставив искать выход из трудной ситуации, он помог мобилизовать силы и воплотить программы, на которые в “спокойной обстановке” понадобилось бы гораздо больше времени.

 

“Анкей-Обучение”

Компания “Анкей-Обучение” традиционно известна авторизованными курсами Compaq, Microsoft и Cabletron Systems. В этом году прибавилось несколько новых курсов. Если говорить о последствиях кризиса, то, по словам заместителя генерального директора “Анкей-Обучения” Валентина Гаркуши, в первую очередь он сказался на количестве слушателей от крупных корпоративных клиентов.

“Наши прошлогодние хлопоты в области дистанционного обучения через Интернет не пропали даром,  -  отметил он,  -  и в этом году мы продолжаем активно развивать данное направление. В конце прошлого года мы открыли Виртуальный учебный центр (ВУЦ), а уже в январе этого провели первые пробные бесплатные дистанционные курсы Microsoft для 19 ИТ-специалистов из региональных отделений Центрального и Сберегательного банков Российской Федерации. Проведенный эксперимент позволил не только оценить достоинства Системы дистанционного обучения (СДО), разработанной специалистами компании "Анкей", но и увидеть некоторые узкие места в организации обучения. Так, проанализировав работу тутора в чат-режиме, мы пришли к выводу, что далеко не каждый опытный и хорошо зарекомендовавший себя преподаватель очного обучения может адекватно справиться справиться с дистанционным”.

Еще одним новым направлением ВУЦ стала недавно объявленная маркетинговая программа “Конкурс авторских учебных курсов”. К участию в ней призываются преподаватели учебных центров, технические консультанты, эксперты, специалисты не только в области информационных технологий, но и в управлении проектами, бизнес-планировании и т. д. Универсальный характер СДО позволяет разместить в ней любой курс, любую программу и проводить обучение через Интернет (intranet) практически во всех сферах деятельности человека, начиная от академических наук и заканчивая простыми подготовительными занятиями (например, для поступления в вуз). Уже имеются авторские курсы по продуктам компании Inprise (автор Н. Елманова). В августе  -  сентябре 1999 г. будет доступен первый из серии курсов для абитуриентов и первокурсников  -  информатика (его автор  -  профессор В. Каймин; цикл подготовлен на основе учебника, который Министерство образования РФ в 1998 г. признало лучшим).

В последнее время особый интерес к реализации СДО проявляют руководители крупных государственных и коммерческих структур, рассредоточенных по разным регионам и часовым поясам. Учитывая занятость сотрудников и в то же время сознавая необходимость повышения их квалификации, они все чаще оказываются перед выбором: посылать их учиться в какой-либо учебный центр (это обычно связано с длительной и дорогостоящей командировкой) или организовать обучение по месту работы. Печальное состояние российской экономики и повсеместное сокращение затрат на образование заставляют руководителей компаний искать альтернативные формы обучения, которые лучше других соответствовали бы их запросам и возможностям. Такой формой может стать дистанционное обучение с помощью Интернета и, позволяющее исходя из нужд заказчика формировать учебную среду, соответствующую его пожеланиям и финансовому состоянию.

“Анкей-Обучение”: (095) 258-3801, www.ankey.ru/EDU.

 

REDCENTER

В сегодняшних простых экономических условиях руководство УЦ REDCENTER считает одним из возможных способов упрочения своих позиций диверсификацию предоставляемых услуг. Так, за последние четыре месяца были открыты авторизованные курсы по трем новым направлениям  -  Cisco, Lotus, Microsoft; подходит к завершению процедура авторизации по курсам компании Oracle. Последнее направление будет представлено циклами по администрированию, SQL, а также по установке и поддержке СУБД Oracle в среде ОС Sun Solaris.

Валерий Булычев

Учитывая, что сегодня при дефиците финансов проекты, связанные с новыми разработками, в большинстве серьезных фирм заморожены, УЦ делает упор на курсы по администрированию (например, Windows NT или маршрутизаторов Cisco). Это сейчас весьма актуально, так как при невозможности завершения начатых проектов или развития новых во весь рост встала необходимость оптимизации и “интенсификации” работы имеющихся систем, грамотного использования уже закупленной (может быть, в расчете на другие проекты) техники. Для этого компаниям нужны системные администраторы высокой квалификации, и хотя их обучение стоит недешево, сегодня это единственный путь, который позволит эффективно использовать прежние ресурсы и получить отдачу от реализации приостановленных или незаконченных проектов.

“Ведь часто бывало так, что на предприятии развивали подразделения системных аналитиков и суперпрограммистов, а про грамотных администраторов забывали. Мы считаем, что сейчас самое время повернуться к ним лицом, подучить, и результаты не заставят себя ждать,  -  считает менеджер УЦ REDCENTER Валерий Булычев.  -  Конечно, сегодня поток слушателей несколько снизился (это сказалось на наполняемости групп), однако подавляющее большинство клиентов продолжают с нами сотрудничать, а все наши учебные классы расписаны до сентября и далее”.

В целях облегчения “финансового бремени”, ложащегося на плечи слушателей, REDCENTER развертывает ряд маркетинговых программ. Одна из них под условным названием “Вечернее обучение” (ее решено начать с курсов инженерного цикла Microsoft) предполагает, что в вечерние часы в классах УЦ желающие смогут самостоятельно заниматься по программам авторизованных курсов (с теми же учебниками, тренировочными БД и упражнениями); здесь же будет присутствовать сертифицированный преподаватель-консультант, который при необходимости ответит на все вопросы. Таких четырехчасовых вечерних блоков (которые, кстати, стоят всего $25 за вечер) слушатели могут набирать любое количество  -  в зависимости от уровня знаний и своих финансовых возможностей. В результате они быстро и за относительно небольшие деньги подготовятся к сдаче сертификационных тестов (для этого заключено соглашение с фирмой Sylvan Prometric). При оплате тестирования для слушателей “вечернего отделения” предусмотрена 15%-ная скидка.

Расширение номенклатуры курсов позволило предложить клиентам программу “Десять к одному”. Организации, сформировавшие группу из десяти человек для обучения по одному направлению (например, Microsoft), получают возможность обучить еще одного сотрудника по другому направлению (например, Lotus) бесплатно.

Есть и другие интересные программы: “Абонемент” (оплата обучения определенного числа лиц дает право предприятию единовременно направлять слушателей на курсы в любое время в течение полугода без корректировки стоимости обучения); “Скидка при предоплате” (чем раньше оплачивается курс, тем большая скидка предоставляется) и др.