“Антикризисные витамины” для бизнес-структур

Эх, полным-полна моя коробочка...

20 лет назад я внес маленькое возмущение в процесс приемки постпроцессоров для станков с ЧПУ, разработанных неким НИИ для завода, на котором я в ту пору работал. Программы передавались каждая со своим тестом в отдельной коробочке, программы были надписаны, а тесты - нет. Я взял и неловко рассыпал коробочки. В результате программы стали запускаться не со своими, а с чужими, случайно взятыми тестами. Результаты были ошеломляющими - и для сдающей, и для принимающей стороны. Лишь две из семи программ (как потом выяснилось, они были написаны опытными пожилыми разработчиками) отработали нормально - появилось сообщение, что “это лента для другого типа станка, вставьте новую ленту”, и программы завершили работу. Прочие пять программ чего только ни вытворяли - выдавали команды, по которым станки начинали что-то хаотично сверлить на дорогой плате, зависали, выдавали какие-то безумные сообщения типа “идет деление на ноль, идет деление на ноль”.

Игорь Альтшулер

Вывод простой: программы эти были “тепличными растениями”, гибнущими при первом же заморозке. В целом система приемки была неустойчива к возмущениям, обладала малым количеством степеней защиты. Можно ли говорить, что я создал кризисную ситуацию? Конечно, нет. Моя злая (по молодости!) шутка лишь оттестировала ситуацию, но вовсе не создала ее.

И надо с дороги не сбиться...

Другой пример - уже недавний, из моей консультационной практики. Известная региональная фирма давно диверсифицировала свой бизнес, поэтому кризис не очень сильно на ней сказался. Ее стратегические клиенты - крупные заводы, местные власти, Сбербанк и т. д. - продолжают работать. В состав этой фирмы входит небольшое (формально самостоятельное) подразделение, которое поставляет услуги Интернета. И вот это самое подразделение решило бороться с должниками. Не платишь два месяца - отключаем без предупреждения. Известили об этом всех клиентов и стали ждать. Через два месяца взяли и “отлучили” от электронной почты и Интернета одну из властных структур и местный Сбербанк.

Скандал был страшный, материнской компании пришлось затратить немало сил и времени, чтобы урегулировать конфликты и не потерять “царственных” клиентов, при этом наказанный руководитель Интернет-подразделения никак не мог понять, что же он все-таки сделал не так (его просили сократить дебиторскую задолженность, он и начал ее сокращать). Кстати, после этого случая глава фирмы всерьез задумался о необходимости специального обучения руководителей подразделений и согласования приоритетов фирмы в целом, а также ее отдельных служб и филиалов.

Все ли спишет кризис?

Можно ли назвать вышеописанную ситуацию кризисной? Я думаю, нет. Как раньше считалось, что “война всё спишет”, так сейчас всё пытаются списать на “перестройку” или “кризисы” (так, благодаря юридически безграмотным договорам многие фирмы оказались беззащитными после 17 августа). Но когда руководитель предприятия проводит полуторачасовые “пятиминутки”, пытаясь выяснить положение дел, - это не кризис бизнеса, а отсутствие информатизации и системы управления, являющееся, в свою очередь, следствием несоответствия данного руководителя занимаемой должности.

Лично я бы к кризисам отнес лишь высокоточный индивидуальный удар судьбы (например, в виде кирпича, упавшего вам на голову). Правда, и в этом случае есть рецепт - ходить в каске и не поднимать голову, но все же это, без сомнения, кризисная ситуация. Относить же к кризису снегопад или ливень или изменение курса доллара я бы не стал. Если происходят изменения в среде в целом, то все меняется не только для вас, но и для ваших конкурентов, партнеров, клиентов. И здесь важно, кто более готов к изменениям, кто предусмотрительней, кто умеет быстрее адаптироваться и использовать вновь предоставившиеся шансы.

Несколько высказываний моих клиентов и клиентов моих коллег.

- Издатель: “События прошлой осени заставили нас критически посмотреть на свою узкоспециализированную продукцию. И мы пришли к неожиданному решению - начали выпускать новый журнал. Маркетинговые исследования показали, что новая ниша, в отличие от прежней, не изобилует интеллектом и талантливые люди туда не рвутся”.

- Представитель телекоммуникационной компании: “Мы в начале 1998 г. внедрили комплексную информационную систему, в которой все операции оформляются прямо на рабочих местах продавцов. Честно говоря, поначалу казалось, что мы переплатили. Но в разгар августовского кризиса, когда многие компании останавливали свою деятельность, мы продолжали стабильно работать, даже когда курс доллара менялся чуть ли не по два раза на дню. На наших клиентов это произвело большое впечатление, да и некоторые заказчики конкурентов после пережитого пришли к нам”.

- Оптовик: “Старый друг лучше новых двух. Рушатся посредники в периоды кризисов, но остаются конечные клиенты. Мы ориентировались на них - и не проиграли”.

Закаляйся, если хочешь быть здоров...

Как показывает опыт, даже набор простых, банальных на первый взгляд рецептов может быть полезен тем, кто серьезно задумывается об устойчивости и управляемости своего бизнеса.

1. Статическая защита:

- “физзарядка”, общеукрепляющее развитие (многовариантное планирование, этапность движения, контрольные точки для принятия решений);

- “витамины” (обучение на практических примерах, выработка принципов и правил функционирования и развития фирмы);

- правильное и регулярное “питание” (прежде всего информационное) - не голодать и не переедать;

- регулярное тестирование бизнеса и людей в бизнесе (зачастую это несложно сделать: рассыпал тесты по полу - и проанализировал).

2. Динамическая защита:

- бизнес-тренажеры, деловые игры, тренировка скорости реакции и точности “удара”;

- моделирование возможных форс-мажорных ситуаций;

- регулярное “обследование” (конечно, неявное) партнеров и клиентов - как у них с “бизнес-здоровьем”;

- отслеживание других бизнес-ниш - не пора ли перепрыгнуть туда.

3. Конструктивная рефлексия:

- разбор полетов, “эхо”;

- критическое осмысление западного и книжного бизнес-опыта (при сплаве по горной реке не годится опыт “туристов выходного дня”).

С вице-президентом Нижегородской гильдии профессиональных консультантов, обозревателем PC Week/RE Игорем Альтшулером можно связаться по адресу: altsh@kis.ru.

Версия для печати