Много шуму - и ничего. Президент отклонил закон по “Проблеме 2000” 

КОЛОНКА ОБОЗРЕВАТЕЛЯ

Разработкой этого закона думский Комитет по информационной политике и связи начал заниматься еще в феврале нынешнего года. С одной стороны, принятие такого законодательного акта на фоне разгорающихся страстей (с привлечением широкой общественности) представлялось крайне необходимым. Но с другой - учитывая весьма далекий от профессионального характер прошедших в конце 1998 г. мероприятий по данному вопросу, - с трудом верилось, что из этой затеи выйдет толк.И вот итог работы (скорее всего, не окончательный) подведен: федеральный закон “О предотвращении сбоя компьютерных систем и преодолении его негативных последствий в связи с наступлением 2000 года (Проблема 2000)”, принятый Государственной Думой 24 июня и одобренный Советом Федерации 2 июля, был отклонен 19 июля Борисом Ельциным.

Андрей Колесов

Президент России отметил, что закон подготовлен без учета положений Конституции РФ, Гражданского кодекса РФ, федеральных законов и иных нормативных правовых актов. По оценкам экспертов, анализ закона свидетельствует, что большинство его положений направлено на присвоение законодателем полномочий правительства страны, что противоречит принципу разделения властей, закрепленному в Конституции РФ. Кроме того, в законе много юридически не проработанных положений и терминологических неточностей.

Тем не менее, несмотря на неудачу (возможно, временную) с принятием закона, следует отметить положительные моменты в ходе его разработки. По всей видимости, впервые в истории российского законотворчества обсуждение закона было действительно общественным и открытым, что фактически стало возможным благодаря созданному компанией Algorithm Group специальному разделу на ее Web-сервере: www.algo.ru/law2000/. Информация, собранная там почти за полгода его работы (сам закон, дискуссии, вопросы и ответы), и сейчас представляет безусловный интерес. В частности, из этого обсуждения очень хорошо видны различия в видении проблемы двумя противоположными сторонами - пользователями и поставщиками решений.

Первоначальный вариант закона был сразу же подвергнут довольно острой критике со стороны как ИТ-специалистов, так и юристов. (Очень конструктивный и развернутый комментарий был подготовлен адвокатским бюро “Бизнес и право”.) И, судя по всему, она была во многом учтена: в окончательном варианте исчезли многочисленные положения о таможенных запретах, налоговых льготах и пр. (в условиях неопределенности понятия “соответствие Проблеме 2000” это давало чиновникам огромную волю в толковании данных положений), а также о страшных карах в виде уголовной ответственности (такие положения могут содержаться только в уголовном кодексе).

Однако после удаления подобных несуразностей из проекта закона в его окончательном варианте по большому счету ничего уже не осталось, и, честно говоря, из его текста совершенно непонятно, какую, собственно, задачу решает данный закон. Почти половину его (сам текст закона довольно небольшой - около шести стандартных печатных страниц) занимают определения (местами повторяющиеся). При этом ключевая формулировка сути проблемы звучит донельзя упрощенно и довольно бессмысленно: “"Проблема 2000" - возможность сбоя различных компьютерных систем в связи с реакцией на дату "2000"”.

К тому же закон рассматривает проблему только в отношении компьютеров (ЭВМ) и оставляет без внимания другие устройства и системы управления (например, обыкновенные часы). Имеются в законе и положения просто невыполнимые, так как содержат ссылки на документы, которых не существует в природе.

С учетом всего сказанного решение Президента об отклонении закона по “Проблеме 2000” представляется вполне естественным. Не исключено, что Дума еще вернется к его доработке, хотя понятно, что в условиях приближающихся выборов ей явно будет не до компьютеров. Однако есть вопрос, четкого ответа на который я не вижу: имела ли целью думская деятельность, связанная с “Проблемой 2000”, реальное участие в ее решении или лишь некоторое времяпрепровождение в деловых дискуссиях?

Версия для печати