Продолжение. Начало см. PC Week/RE № 28/99, с.8
Грузия
По мнению многих тбилисцев, с приходом к власти правительства Шеварднадзе в экономике Грузии произошли положительные сдвиги, наступила долгожданная стабилизация, что не замедлило сказаться и на качестве местного бизнеса. Если до 1995 г. он был преимущественно “серым и черным” (технику разными способами привозили из Москвы “челноки”), то после смены власти заниматься “черным” бизнесом стало некомфортно: лучше заработать меньше, но честно, и потом дышать спокойно.
Сегодня в Грузии, как и в России, все еще сильно ощущаются последствия прошлогоднего кризиса (зависимость этого региона от России еще весьма значительна). К ним добавляются и чисто грузинские проблемы, связанные с не всегда правильной политикой Национального банка. Это отражается, в частности, и на низком курсе местной валюты, и на завышенном курсе рубля по отношению к доллару (так что менять рубли на лари невыгодно, зато выгодно вывозить из Грузии рубли, вымененные за доллары). Соответственно и продажи на компьютерном рынке в этом году упали раза в два.
Компьютерный рынок Грузии характеризуют такие цифры. В общей сложности в стране заметна активность 25 - 30 фирм, которые, хотя и разбросаны по всей территории страны, на деле работают через Тбилиси, так как основные денежные потоки сконцентрированы здесь (по оценкам наблюдателей, через столицу республики идет более 80% средств, инвестируемых в Грузию преимущественно международными гуманитарными фондами).
В этом регионе довольно прочные позиции занимают компании Dell, HP, Cannon, для автоматизации подразделений местного Красного креста была закуплена партия компьютеров Compaq. В “домашнем” сегменте, составляющем около четверти всего рынка, доминируют местные сборщики.
Основное неудовольствие сотрудники местных компьютерных фирм выражают по поводу все возрастающего масштабного “серого” импорта, попадающего в Грузию через Дубаи в обход таможни (это уже не единичные “челноки”, а акции, имеющие официальное прикрытие). На этом фоне честно работающие фирмы начинают значительно проигрывать в цене на свои товары. Однако несмотря на то, что всем (и таможенному комитету, и налоговой полиции, и наблюдающим за неправомерными действиями “серых” коллег честным фирмам) абсолютно очевидна ситуация, никаких предотвращающих действий со стороны государственных органов не предпринимается. Определенные надежды, правда, возлагаются на некую английскую фирму, получившую в результате тендера право контроля за ценами на импортируемые в Грузию товары. Свою деятельность она должна начать с конца лета. А пока порядок не наведен, каждый нелегально ввезенный контейнер, скажем, с мониторами серьезно подрезает бизнес законно работающих на этой территории компаний.
Вообще “самовол” в Грузии (не к ночи будь помянут), выражающийся во всякого рода вымогательствах в аэропортах и других государственных учреждениях, распространен настолько, что бросается в глаза. И в ряде случаев для решения конфликтных вопросов приходится привлекать высокопоставленных покровителей. Конечно, это явление изживет себя, но вряд ли раньше того времени, когда в государстве крепко встанет на ноги экономика.
Азербайджан
По сравнению с уютным, но несколько неухоженным Тбилиси Баку выглядит более строго и современно. Видно, что сюда вкладываются немалые деньги из-за рубежа: нефть и газ привлекают всех (многие гиганты здесь присутствуют постоянно c 1993 г. - недавно объединившиеся British Petroleum и Amoco, “Лукойл”). Отсюда - меньшая зависимость от России (влияние кризиса не особенно заметно), а также высокая стабильность местной валюты - маната, что создает благоприятные условия для ведения бизнеса.
Недавно открытое англо-американской компанией “BPAmoco” месторождение газа ”Шах-Дениз”, соизмеримое по запасам с месторождениями в Сумгаите и на Ямале, еще больше воодушевило инвесторов. Уже сегодня в Баку проживает более 2 тыс. англоговорящих граждан и для них создана соответствующая инфраструктура - начиная от выпуска газет на английском языке и кончая сетью банкоматов, обслуживающих международные карточки.
Во всяком современном бизнесе примерно 7 - 10% от оборота традиционно идет на автоматизацию. Следовательно, притекающие в страну инвестиции дают возможность развиваться и компьютерному бизнесу. Формально на азербайджанском рынке существует 35 компьютерных компаний, однако реально работающих из них (со штатом более 10 человек и оборотом более 100 тыс. долл. в год), по оценкам местных экспертов, не более 10.
Игорь Яковенко, президент группы компаний AZEL, выделяет три поворотных периода в развитии азербайджанского компьютерного рынка:
- 1991 - 1992 гг. - время дилетантов с большими амбициями. Осмеливались выходить на рынок без бизнес-образования и работали как умели;
- 1994 - 1996 гг. - переход к профессиональной деятельности. Коммерсанты доучивались, осваивали новые технологии (в первую очередь управленческие);
- 1998 - 1999 гг. - кризисный период, когда на плаву удерживается только тот, кто к этому моменту построил правильный бизнес (в смысле структуры, резервных фондов, антикризисного управления).
Период младенчества сегодняшнего лидера азербайджанского рынка компании AZEL пришелся на 1991 г., когда четверо амбициозно настроенных молодых людей, скинувшись “на юридические формальности”, образовали в Баку фирму DEVI.
Постепенно развиваясь, год от года приобретая все более благородные черты, в 1993 г. она уже стала лидером по продажам компьютерной техники в Азербайджане.
В 1995 г. руководство фирмы впервые задумалось о целесообразности включения в свою номенклатуру компьютеров ведущих западных производителей (“brand name”), поскольку неожиданно обнаружилось, что к ней имеют пристрастие западные корпорации, имеющие свои интересы на территории независимого Азербайджана. Сделав однозначный вывод, что не имеющие статуса “brand name” ПК устраивают далеко не всех, руководители AZEL приняли решение поменять стратегию продаж, увеличив уклон в сторону высококачественной фирменной техники, в результате чего были заключены контракты с HP, Compaq, Canon и другими компаниями. В 1997 - 1998 гг. оборот фирмы демонстрировал необыкновенный рост - в 2 - 3 раза ежегодно.
Сегодня, по оценкам местных исследовательских компаний, AZEL покрывает около 45% азербайджанского рынка (если рассматривать рынок ПК и Unix-систем), а ее оборот в 1998 г. составил 2,5 млн. долл. В AZEL работает около 100 человек, 22 из которых - сертифицированные по западным стандартам специалисты в области информационных технологий. Это самая крупная компьютерная компания Азербайджана, не без оснований претендующая на статус главного дистрибьюторского центра всего Закавказья.
Мир - это главное
И в Грузии, и в Азербайджане на традиционных для закавказских народов радушных застольях обязательным лейтмотивом звучал тост за мир. Оно и понятно: оба народа были живыми свидетелями несчастий, связанных с противостоянием политических сил или с национальными распрями, как это случилось в Карабахе. Никто не желает повторения таких инцидентов, и потому искренность, с которой произносились призывающие к миру тосты, брала за живое. Ведь и правда, все остальное - вторично.
Из досье
Фирма Orient Logic (Тбилиси) начала свою официальную деятельность в 1995 г.: в ту пору команда из четырех человек специализировалась на обслуживании техники. Сегодня это крупный грузинский дистрибьютор со штатом в 34 сотрудника, оборот которого в наиболее успешные годы доходил до 1,8 млн. долл.
PC Week: Насколько распространены в Азербайджане прикладные системы (например, индустриальные решения для нефтегазовой отрасли)? Я имею в виду интегрированные системы управления предприятием.
Игорь Яковенко: Наш рынок маленький, и некоторые решения на нем еще не востребованы в том объеме, в каком это наблюдается в России. Мне известны два факта внедрения системы J.D.Edwards (нелокализованной версии) в западных нефтяных компаниях, работающих у нас. Для многих из них это корпоративный стандарт. Система R/3 пока не нашла здесь распространения, хотя с фирмой SAP мы вели переговоры. Зато сейчас усиливает свое присутствие Scala - мы заключили с ней партнерские соглашения, и уже есть внедрения. Известно, что готовится к выходу азербайджанская версия системы SunSystems.
Важа Наскидашвили, генеральный директор фирмы Orient Logic:
Свою деятельность в компьютерной области мы начинали вместе с московской компанией “ВИСТ”, которая воспринималась здесь как брэнд (да она по сути и являлась российским брэндом). Мы до сих пор благодарны этой фирме, по существу, научившей нас работать.
Сегодня мы и сами собираем компьютеры. В прошлом году продавали по 60 - 70 компьютеров в месяц (преимущественно собственной сборки).
В последние два года у заказчиков появился интерес к западной технике brand name, находят спрос ПК Hewlett-Packard, Dell. В плане дистрибуции мы сотрудничаем с московской компанией “Партия”.
Самым удачным в смысле развития бизнеса был 1998 год, сейчас продажи упали почти в два раза.