Четырехлетний виток в истории интранета

В конце 1998 г. неожиданно обнаружился еще один подход к корпоративным системам, который имеет несколько разных названий, хотя в общем-то их можно признать синонимами:

- корпоративный портал (corporate portal);

- бизнес-портал (business portal);

- интеллектуальный бизнес-портал (business intelligence portal);

- корпоративный интранет-портал (enterprise intranet portal, EIP).

Каждый из этих вариантов явно свидетельствует о том, что речь идет о стремлении распространить технологии порталов, получившие признание и популярность в Интернете, на корпоративные информационные системы.

Несколько слов об Интернет-порталах

В архитектуре (не компьютерной, а обычной) порталом называют главный, парадный вход в здание; чаще всего так говорят о входе в готический храм. Известен, например, как архитектурная классика портал кафедрального собора во Фрайбурге (Германия).

Рис. 1. Динамика внедрения технологий порталов по данным The Delphi Group

Децентрализованная природа Интернета изначально не предполагала никаких специальных входов в него, да и надо признать, что профессионалам они вовсе не нужны. В течение длительного времени практически единственными точками входа в Интернет были хорошо известные поисковые машины. Однако для большинства пользователей этого оказалось недостаточно, и поэтому родилась идея Интернет-портала. По сути это несколько претенциозно названная попытка сделать - ну если не главный, то хотя бы более удобный вход в “Паутину”.

Первым Интернет-порталом, безусловно, следует признать Yahoo!, за ним вскоре приобрели “портальный” облик поисковые машины Lycos, Infoseek (теперь более известная как go.com), Excite, а затем Netscape, AOL, AltaVista. Теперь, зайдя на любой из перечисленных сайтов, вы обнаружите кроме обязательного окна для ввода искомых слов еще рубрикацию по тематике, подобную систематическому каталогу в библиотеке. Она обеспечивает альтернативный, более прямой путь к нужной вам информации. Разумеется, не все запросы могут быть удовлетворены таким способом, но для наиболее популярных обращений он оказывается вполне приемлемым.

Возможность поиска по систематическому каталогу - это дополнительный сервис, который предоставляет библиотека, и его уровень находится в прямой зависимости от квалификации составителей. Обычно читатель начинает разработку темы с изучения каталога, а затем уже накапливает необходимый набор библиографических ссылок. Как видите, идея вовсе не нова, однако в приложении к Сети она оказалась очень плодотворной. В подтверждение приведем известный факт: за первые четыре месяца существования портала Yahoo! (с июня по сентябрь 1996 г.) наблюдался более чем 50%-ный рост числа посещений этого Web-узла. Новый сервис оказался востребованным для определенного типа информации.

Точно так же, как и в традиционной библиотеке, систематика Интернет-портала создается библиотечными работниками. Известно, что над созданием Yahoo! работают несколько сот человек. Достоинства и недостатки обоих способов очевидны, и их незачем обсуждать, но жизнь библиотек доказала необходимость тех и других.

От портала к порталу

Всплеск внимания к корпоративным порталам, пришедшийся на конец прошлого - начало нынешнего года, напоминает события, развернувшиеся незадолго до этого. В 1995 г. мы стали свидетелями заимствования корпоративными системами Интернет-технологии в форме интранета - всем еще памятен взрыв интереса к интрасетям. Тогда, четыре года назад, вдруг показалось, что обнаружен почти универсальный подход к корпоративным системам. “Еще немного, еще чуть-чуть”, и всё “обинтранетим”. Но надо признать, что последнего, победного боя попросту не было. С 1995 г. немало воды утекло, и первые юношеские иллюзии, связанные с интранетом, развеяны, на практике не все оказалось просто, и к тому же совсем не даром.

Прошли годы, и вот буквально на глазах история в некотором смысле повторяется на новом витке спирали. Снова Интернет безвозмездно дарит свои богатства корпоративным системам. Опять неожиданно пришло массовое “осознание” того, что идею парадного подъезда, апробированную в Сети, совсем “несложно” распространить на доступ к корпоративной информации.

При внешней схожести корпоративный портал значительно отличается от интернетовского. Прежде всего тем, что это не просто систематический каталог ресурсов, скорее речь идет об интегрированной системе хранения данных. При создании корпоративного портала деятельность “библиотекарей” не ограничена созданием каталога - в их задачу входит создание единой централизованной системы хранения данных. Но роднит оба типа порталов близкий по форме интерфейс.

Рис. 2. Корпоративное знание

В чем же заключается привлекательность идеи корпоративного портала? Во-первых, он позволяет обеспечить универсальный метод доступа ко всему множеству корпоративной информации. Во-вторых, - использовать привычные методы просмотра и поиска нужной информации. И наконец, технология порталов дает возможность достаточно просто персонализировать доступ и создать системы его авторизации и аутентификации.

Корпоративные порталы в течение ближайшего десятилетия объединят в себе отдельные приложения, такие, как текстовые процессоры, электронные таблицы, доступ к базам данных, создав единую бизнес-среду, считают специалисты компании Delphi Group. По их мнению, сейчас происходит глобальный переход от периода информационного “недоедания” к периоду информационного голода, следствием чего станет появление совсем новых программных продуктов, в том числе корпоративных порталов, которым пророчат очень большое будущее. По прогнозу этой компании, в начале 2001 г. свыше 80% американских фирм построят свои виртуальные порталы. А аналитическая корпорация Merrill & Lynch считает, что через некоторое время ПО для EIP превзойдет по объему продаж на соответствующем сегменте рынка продукты для управления ресурсами предприятий (ERP).

К этим, как и к любым другим прогнозам, не стоит относиться как к истине в последней инстанции, скорее их надо воспринимать как свидетельство того, что на программном рынке начал формироваться новый и весьма заметный класс продуктов.

А убраны ли с дороги грабли?

Скепсис по отношению к прогнозам вполне объясним и понятен. Затягивающееся во многих случаях внедрение интранет-систем во многом определено тем пограничным положением, которое они занимают. До сих пор еще ни один тип информационных систем не был так зажат между Сциллой информационных технологий и Харибдой человеческого фактора. Интранет - это принципиально новое явление, ориентированное на человека. Здесь технология оказалась вторичной по отношению к общим проблемам создания информационной сети, связывающей воедино весь механизм организации.

Представьте на минуту, что кому-то пришла в голову сумасшедшая идея создать, например, совершенно необычное транспортное средство, практически никак не учитывающее природу человека, для которого оно предназначено. Абсурд, но ведь с интранетом в большинстве случаев дело обстоит именно так. Было предложено и разрекламировано (к сожалению, сам приложил к этому руку) техническое средство без должного, скажем так, эргономического обоснования. В реальности оказалось, что интранет - это прежде всего содержание, или, как теперь принято говорить, контент. Управление контентом выходит далеко за рамки возможностей технических специалистов, занятых в сфере информационных технологий. Для этого нужна отдельная и, вероятно, пока не существующая специальность.

О том, что на самом деле значит интранет для корпорации, первым, пожалуй, задумался его изобретатель Стивен Теллин (Steven Telleen). Работая в Amdahl, именно он в 1994 г. создал систему, которую назвал IntraNet. Теллин написал ряд интереснейших статей, некоторые из них были переведены на русский язык и опубликованы в бюллетене JetInfo (издание компании Jet Infosystems). Смело могу рекомендовать его книгу “Организация интранет: стратегии для изменения управления” (Intranet Organization: Strategies for managing change). Полностью она опубликована в Сети по адресу: www.iorg.com.

Во введении Теллин пишет:

“Существует множество книг, где преимущества интранета демонстрируются на технологическом или архитектурном уровне. Эти книги можно отнести к категории "как сделать" (how-to), в них говорится о серверах, сетях, ПО, HTML, CGI, Java. Вы найдете здесь рекомендации по проектированию и примеры внедрения.

При этом упускается из виду, что наиболее существенными при внедрении интранета являются не технологические, а человеческие аспекты. В этих книгах не говорится о том, каким трансформациям должны подвергнуться инфраструктура и стратегия организации, как перераспределяются роли, как нужно проводить переобучение, и т. д. Наиболее критичным для внедрения интранета оказывается установление связи между стратегиями и технологиями”.

Рассуждая дальше, Теллин совершенно логично приходит к предмету, который называют “управление знаниями” (knowledge management). Это отдельная область, к которой мы вернемся несколько позже.

Сказанное выше служит только одной цели - предупредить, что новая технология корпоративных порталов всего лишь еще одна технология, входящая в состав интранета, и она не снимает его общих проблем. Технология порталов находится в той же зависимости от контента, от человеческого фактора, что и интранет в целом. Сейчас, когда появляются посвященные этой технологии публикации, обнаруживается явное желание представить ее как очередную “серебряную пулю”. Стоит заранее предупредить, что при попытке тривиального внедрения корпоративных порталов есть серьезная опасность во второй раз наступить на те же самые грабли в виде человеческого фактора. Поэтому будем разделять собственно технологию и специфические особенности ее внедрения.

Парадный вход в корпоративное знание

Организация - это конгломерат людей, технологий, различного рода хранилищ электронных данных, документов и т. п., но в то же время это и единый механизм. Соответственно она имеет целый ряд совокупных качеств: корпоративную культуру, корпоративную память и даже корпоративный инстинкт. И одно из важнейших таких качеств - корпоративное знание.

Сегодня корпоративные знания как ресурс организации приобретают первостепенное значение, но беда всех организаций - неспособность справиться с объемом собственной информации, распределенной по самым различным источникам. Один из трудов, посвященных этим корпоративным знаниям, имеет характерное название: “Если бы мы знали, что мы знаем”. Знания и опыт распределены и размыты по массе источников.

Возникает естественный вопрос: как же преодолеть информационную разобщенность? Понятно, что необходима система, осуществляющая централизацию информационных ресурсов и обеспечивающая единую точку входа. Именно в этом и состоит основное предназначение корпоративного портала. Портал - не просто вход, это интегрированная система корпоративных данных, снабженная удобным входом в нее.

Функциональная и логическая архитектура

Корпоративные порталы еще только выходят на сцену, поэтому об их архитектуре пока можно говорить с известным приближением.

В создании и поддержании корпоративного портала органично сотрудничают две категории работников: технические специалисты и менеджеры по контенту. В их задачу входят соответственно создание информационной инфраструктуры, обеспечивающей доступ к гетерогенной информационной среде, и каталогизация корпоративных знаний. В результате совместной деятельности они создают функциональную и логическую архитектуру портала.

Функциональную архитектуру портала можно представить так, как это сделано на рис. 3. Портал обеспечивает доступ к различного рода информационным источникам, индексируя их и накапливая свою собственную базу метаданных. С точки зрения пользователя, возможны два варианта работы, и один из них предполагает индивидуальную настройку в соответствии с его запросами.

Рис. 3. Логическая структура корпоративного портала

Функциональная архитектура поддерживается логической, которая может включать следующий набор компонентов.

Клиент. Это обычный навигатор, обеспечивающий пользователю доступ к страницам в формате, например, HTML. Принципиально то, что домашняя страница может быть адаптирована к потребностям определенного пользователя, т. е. настроена на получение того типа отчетов, документов и других данных, которые представляют для него интерес и на получение которых он авторизован. Помимо заданной систематики страница может включать механизм поиска по ключевым словам и другие традиционные инструменты навигатора.

Обеспечение безопасности доступа через Интернет. Эта часть портала включает обычные для защитных экранов средства кодирования, аутентификации и управления сессиями.

Репозиторий. Одна из важнейших частей корпоративного портала: в репозитории хранятся метаданные об информационных объектах, пользователях, рабочих группах и информационных каналах. Метаданные, относящиеся к объекту, указывают его тип, раздел, к которому он принадлежит, формат хранения, местоположение.

Подсистема публикации и подписки. Эта часть портала дает пользователям возможность публиковать собственные документы и осуществлять подписку на существующие источники.

Механизм фильтрации данных. Этот механизм по заданным правилам фильтрует и сортирует поступающие в репозиторий объекты по типу, формату или каким-то другим признакам. Он может направлять пользователю информацию о новых объектах и об изменениях в уже имеющихся, актуализируя доступные ему источники.

Механизм анализа бизнес-процессов. Эта часть портала обеспечивает поддержку анализа данных средствами реляционных и многомерных OLAP и других аналогичных систем.

Драйверы данных. Связь с реляционными и многомерными СУБД, различного рода библиотеками и другими возможными источниками информации осуществляется набором драйверов.

С чего начать?

Итак, корпоративный портал - это прежде всего пользовательская аудитория и корпоративные знания. Поэтому в качестве первых, предшествующих техническому проектированию этапов необходимо выполнить следующие действия:

- выделить пользовательскую аудиторию;

- провести интервьюирование и обследование пользователей;

- спроектировать модели метаданных;

- идентифицировать источники информации;

- интегрировать информационные потоки;

- уточнить и утвердить модель метаданных.

Эти действия позволят создать сначала функциональную, а затем и логическую архитектуру; лишь после этого можно перейти к техническому проектированию.

Что прочитать?

Серьезных публикаций в компьютерной прессе на тему корпоративных порталов пока немного. Но в Сети существует несколько отчетов, которые можно рекомендовать для чтения. Часть из них выложена на сайтах компаний, некоторые высылаются по электронной почте после регистрации. Здесь предлагаются названия этих отчетов и компаний, чего вполне достаточно, чтобы получить к ним доступ:

1. Enterprise Portals Shape Emerging Business Desktop (THE DELPHI GROUP).

2. Corporate portals, A Simple View of a Complex World (Plumtree software).

3. MyEureka! Business Intelligence Portal (Information Advantage).

4. Business Intelligence Portal (Patricia Seybold Group).