Питер Коффи, Джуди Браун
Сегодня много говорят о том, чем чреват переход в новое столетие для информационных служб, но порой забывают еще об одном аспекте, который напрямую касается каждого из нас. Дело в том, что проблему 2000 года нечистоплотные торговцы постараются использовать в качестве дымовой завесы для своих старых трюков. Стремясь предотвратить возможные злоупотребления и обман, Министерство сельского хозяйства, торговли и защиты потребителей штата Висконсин разработало длинный перечень вопросов, которые требуют быстрого решения. Накопленный при его составлении опыт может пригодиться корпоративным ИТ-менеджерам - ведь им также приходится сталкиваться с подобными проблемами при работе как с сотрудниками своих учреждений, так и с клиентами.
Кейт Нолан: “Приближение 2000 года подняло множество проблем,
требующих быстрого решения, и помогло избавиться от мертвого груза”
Подготовленный документ имеет весьма внушительный вид, так как, по словам Кейт Нолан, директора информационных услуг, в число клиентов ее министерства входят все, кто “ест, пьет и делает покупки на территории всего штата”. Среди продуктов, приобретаемых висконсинцами для себя и своих компаний, большую долю составляют компьютеры. А это - товар особый, и его производителей далеко не всегда отличают такие качества, как честность и компетентность. Однако профессионалы в области информационных технологий получат немалую выгоду, если сами будут добросовестны в работе с клиентами и смогут своевременно распознавать нечистоплотных партнеров и поставщиков.
Что понимать под “соответствием”?
Джеймс Рэббитт, старший аналитик министерства сельского хозяйства, торговли и защиты потребителей, предупреждает покупателей бытовой электроники, что рекламный термин “соответствие 2000 году” может оказаться весьма расплывчатым. “Зайдите на узел корпорации Microsoft, - советует он, - и вы увидите, что здесь под соответствием понимается возможность загрузить необходимые заплаты к программам”.
Покупателям следует всячески избегать двусмысленных толкований в соглашениях об уровне сервиса, заключаемых с основными поставщиками аппаратных и программных продуктов. Рекламируя свое изделие как “пригодное для работы в 2000 году”, производитель обязан своевременно уведомить покупателя о выявленных несоответствиях и средствах их устранения, доставить такие средства и оказать помощь в их использовании.
Выступая перед законодательным собранием Висконсина, Рэббитт упомянул, что ему нужно получить с Web-узла Microsoft программные заплаты для двух недавно приобретенных систем. Реакция депутатов, вспоминает аналитик, “была неистовой. Они никак не могли понять, зачем нужно что-то исправлять в только что приобретенных машинах”.
Учитывая этот опыт, PC Week Labs рекомендует покупателям вычислительной техники еще до ее приобретения почаще посещать Web-узлы производителей и следить за тем, какой смысл вкладывается здесь в понятие “готовность продукта к работе в 2000 году”. Специалисты в области информационных технологий рассказывают немало историй о том, как по-разному истолковывают этот термин производители. В результате перед фирмой часто возникает мучительная проблема: что лучше - установить новую версию продукта, в которой якобы исправлены недавно вскрытые изъяны, или продолжать работать с прежней, хорошо проверенной конфигурацией, полностью отвечающей требованиям компании. Быстро принять обоснованное решение по этой проблеме помогает документация с подробным описанием порядка тестирования продукта на работоспособность в 2000 году.
И все же неоднозначность в терминологии - не самое страшное. Гораздо большим злом может стать ложное чувство безопасности. В конце прошлого года Рэббитт провел скрытую инспекцию розничных магазинов бытовой электроники. Как оказалось, лучше всего дела идут там, где продавцы честно признаются, что понятия не имеют о проблеме 2000 года.
“В одном дешевом магазинчике подрабатывавшая там школьница прямо заявила, что вообще ничего не знает о компьютерах”, - рассказывает он. Но это все же лучше, чем необоснованные уверения в полной готовности того или иного продукта к работе в 2000 году. А сотрудникам Рэббитта пришлось с этим столкнуться, причем произошло это в довольно дорогом магазине, предлагающем якобы квалифицированную помощь в подборе компьютеров.
Вывод для корпоративных покупателей вычислительной техники напрашивается сам собой: надежную информацию можно получить лишь после тестирования приобретаемой продукции.
В Министерстве сельского хозяйства, торговли и защиты потребителей ведется специальная программа подготовки к 2000 году, которую возглавляет Джон Перкинс. По его словам, дела в этом направлении идут неплохо, особенно после того, как общественность и малый бизнес осознали проблему и начали обращать на нее все больше внимания. Правда, к концу года он ожидает увеличения нагрузки в своей работе. “Федеральная администрация малого бизнеса собиралась провести ряд семинаров по подготовке к 2000 году, однако была вынуждена отказаться от этого плана из-за недостатка заявок, - отмечает он. - Но пройдет еще пара месяцев, и нам придется столкнуться со шквалом запросов на информацию и призывов о помощи”.
Корпоративным подразделениям информационных технологий также нужно готовиться к “осеннему марафону”, поскольку к концу года получить помощь по проблемам Y2K будет не так-то просто.
Специалисты склонны полагать, что проблеме 2000 года зачастую уделяется чрезмерное внимание. “Похоже, средства массовой информации перестарались”, - считает Сэнди Чалмерс, директор бюро по связям с общественностью. Тем не менее он признает, что “вопросы пользователей постепенно становятся все конкретнее и точнее”. В корпорациях такую тенденцию нужно поддерживать. С этой целью подразделениям информационных технологий следует все активнее привлекать внимание пользователей и клиентов к практическим аспектам подготовки к 2000 году, постепенно переходя от общих призывов к конкретным рекомендациям.
Что же касается возможности краха финансовой системы, вызванного проблемой Y2K, то этого не стоит бояться ни частным лицам, ни организациям. “Министерство финансовых институтов намерено тщательно проверить все организации Висконсина, которые оказывают финансовые услуги. На сегодняшний день такую проверку уже прошли от 70 до 80% компаний, - рассказывает депутат законодательного собрания Висконсина Дэвид Хатчинсон, возглавляющий Комитет по информационной политике. - Я полностью удовлетворен ходом работ”.