Годовщину со дня возникновения кризиса московское представительство Intel (www.intel.ru) ознаменовало пресс-конференцией, посвященной развитию электронной коммерции. Ситуацию с Интернет-торговлей в мире обрисовал региональный менеджер Intel по странам Центральной и Восточной Европы Юрген Тиль, а положение в России было проиллюстрировано достижениями отечественной фирмы OUTPOST, одной из первых в нашей стране начавшей торговать компьютерным оборудованием исключительно через Интернет.

Юрген Тиль: “В Германии три года назад электронной

коммерции почти не было, а сейчас она идет полным ходом”

Юрген Тиль, ссылаясь на данные независимых аналитических агентств, отметил, что в Европе, как и во всем мире, Интернет-торговля развивается семимильными шагами (см. таблицу). Покупка (или хотя бы просмотр) товаров через сайт становится обычным делом. Например, уже сейчас 77% английских пользователей Интернета обращаются во “Всемирную паутину” по вопросам приобретения тех или иных товаров и услуг, правда, лишь 15% делают реальные покупки. А в США соответствующие показатели составляют 60 и 28%. Какие-либо статистические данные по России, увы, отсутствуют. Дело это для нас новое и пока непривычное. Тем не менее и в нашей стране торговые сайты начинают расти как грибы. Есть даже поисковая система (www.magazin.ru), которая облегчит вам подбор подходящего электронного магазина.

Обороты европейских торговых Web-сайтов, млн. долл.

Коммерческий директор компании OUTPOST Андрей Хромов утверждает, что Интернет-торговля выгодна не только продавцам, но и покупателям, поскольку при этом накладные расходы минимальны (известно, что аренда и содержание торгового зала стоят весьма дорого) и цены, без потери рентабельности, можно держать предельно низкими.

Андрей Хромов: “Доставка у

нас бесплатна, но обязательна!”

Поддерживаемый компанией торговый Web-сайт www.dostavka.ru был открыт в ноябре. Первые продажи начались в декабре. Уже есть постоянные покупатели, в клиентской базе OUTPOST ныне их насчитывается свыше тысячи. Ассортимент товаров - около 700 наименований оборудования, комплектующих и расходных материалов (софтом магазин пока не торгует). По словам г-на Хромова, емкость склада (там находятся лишь самые ходовые товары) - около 20 тыс. долл. При этом все складские запасы OUTPOST обычно умещаются на 15 кв. метрах. Поставщиков - около десятка (в основном это весьма известные дистрибьюторы, готовые торговать не только большими партиями, но и - спасибо кризису - поштучно).

Купля-продажа в электронном павильоне www.dostavka.ru происходит следующим образом: клиент заходит на сайт и наполняет свою виртуальную корзину тем, что ему нужно. Затем он оставляет некоторые сведения о себе (E-mail и/или телефон). Они необходимы для того, чтобы курьеры (“механизированные” или “пешие”, в зависимости от размеров покупки) связались с клиентом и обговорили место и время доставки. Расчет с клиентом (при этом зачастую используются миниатюрные кассовые аппараты) производится дома или в офисе. “Доставка у нас бесплатна (вне зависимости от стоимости товара), но обязательна! - говорит Андрей Хромов. - Казалось бы, чего еще желать покупателю. Но основная беда в том, что многие из них просто не верят, что такое в нашей стране возможно”.

Ежедневно на сайт www.dostavka.ru заходят от 600 до 1000 посетителей. Если проводится активная рекламная кампания, то число посещений достигает 1500. В среднем в день совершается примерно 30 продаж. Средняя стоимость покупки - около 200 долл. “Но все эти цифры очень приблизительны, - подчеркивает г-н Хромов. - День на день не приходится, и торговля идет очень неравномерно: так, в феврале было много лучше, чем в марте, в мае было лучше, чем в июне, а в июне - лучше, чем в июле. Иногда мы сознательно приостанавливаем рекламу, чтобы перестроить внутреннюю структуру компании (сейчас в ней работают 20 человек, располагающих пятью автомашинами для доставки товаров). Когда много заказов - это тоже плохо, мы начинаем дергаться, а при этом и клиента подвести недолго. Но пока такого не было. Можно, конечно, организовать огромный склад и резко увеличить численность персонала, но как это скажется на накладных расходах и, следовательно, на ценах? Мы не хотим рисковать и пока работаем хотя и без большой прибыли, но и без убытка. Мы стараемся продавать оборудование, с которым у клиента не возникает проблем. А если возникают, то он с ними может обратиться в соответствующий сервис-центр. Поэтому в нашем прайс-листе всегда есть изделия Epson, HP, Intel, Sony, ViewSonic и других известных фирм. По той же причине неоригинальные расходные материалы мы не продаем. Торговля расходными материалами весьма выгодна - она приносит нам примерно 15 - 20% прибыли. Если же говорить о других группах товаров, то торговля комплектующими дает примерно столько же денег, сколько продажа периферийных устройств”.

С некоторых пор посетители www.dostavka. ru получили возможность ознакомиться с различными компьютерными новостями, а также подписаться на ежемесячный бюллетень о новых товарах, которые предлагает OUTPOST (подписчиков на этот бюллетень свыше 500). И, разумеется, на торговом сайте, выбранном корпорацией Intel для демонстрации достижений российской Интернет-торговли, можно найти весьма подробные сведения обо всех товарах (иногда включая их трехмерное вращающееся изображение), которые можно приобрести через www.dostavka.ru.

OUTPOST: (095) 784-7175.

Электронная коммерция: у них и у нас

На Западе все формы Интернет-торговли, как правило, так или иначе завязаны на кредитные карты и безналичные расчеты. В нашей стране кредитные карты пока приживаются не так хорошо, как того хотелось бы банкам-эмитентам. Причин подобному прискорбному явлению много: особенности законодательства, привычки покупателей и кризис, который многим владельцам карт нанес весьма ощутимый материальный ущерб и надолго отбил охоту пользоваться электронными деньгами.

Поэтому в нашей стране Интернет-торговля приобрела следующую форму: заказ товара через Интернет и доставка его курьером (с оплатой на месте) или наложенным платежом. Удобно, дешево и доступно.

Версия для печати