Передача потоковых данных становится на коммерческую основу

Быстрое распространение в США и других развитых странах услуг широкополосного доступа на базе кабельных и xDSL-модемов, обеспечивающих скорость передачи информации в сотни килобит в секунду, многих заставляет верить, что в скором будущем традиционные среды распространения информации (телевидение и радио) будут оттеснены более перспективной комбинированной средой на основе Интернета.

Уже сейчас Web-радио и Web-телевидение стали реальностью. Для организации передачи потоковых данных по IP-каналам владельцы сайтов активно используют ПО NetShow корпорации Microsoft или RealServer G2 компании RealNetworks, и хотя полноценная передача видео возможна только в интрасетях, насчитываются десятки узлов, предоставляющих эту услугу (правда, с невысоким разрешением): CNN, BBC, Dysney, ABC News, Weather Channel и т. д.

В некоторых случаях популярность данного сервиса оказывается достаточно высокой. Например, показ очередного выпуска шоу мод “Victoria’s Secret” на сайте Broadcast.com (компания Yahoo Broadcast Services) просматривают около 1,5 млн. человек (по данным самой фирмы), а за выступлением Клинтона перед “большим жюри” во время скандального дела Моники Левински наблюдало через Web около 2 млн. человек.

Радиостанций в Интернете еще больше, чем “передатчиков видео”: их насчитывается несколько тысяч.

И вместе с тем компании, занимающиеся вещанием в Интернете, сталкиваются, как правило, с техническими и организационными проблемами. Главная из них - перегруженность каналов связи и серверов, передающих аудио- и видеоданные, что вызывает основные жалобы пользователей. К примеру, полоса пропускания типичной опорной магистрали оказывается исчерпанной уже при подключении к сайту хотя бы миллиона слушателей Web-радио.

И для радио, и тем более для телевещания через Web эта проблема вряд ли полностью исчезнет в ближайшем будущем, хотя уже имеются продукты, например ПО, совместно разработанное фирмами @Home и Real Networks (оно, правда, еще не поступило в продажу), несколько смягчающие ее за счет кэширования потоковых данных.

Прибыли и убытки

Не менее серьезен вопрос рентабельности. В первую очередь это относится к компаниям, ориентирующимся на передачу потоковых данных как на основной бизнес.

Скажем, сейчас студии Голливуда платят распространителям фильмов типа Yahoo Broadcast Services за передачу или размещение своего контента (см. http://www.news.com/News/Item/0,4,40726,00.html). Сомнительно, чтобы такая схема, где все поставлено с ног на голову, могла просуществовать долго. По мнению экспертов, вещательным Web-телекомпаниям не прожить и за счет распространения баннеров, демонстрируемых параллельно с видеофильмами, - этот подход тоже неэффективен.

Невозможно размещать много рекламы и внутри самого видеопотока: к примеру, Рик Мандлер (Rick Mandler), вице-президент фирмы ABC Broadcasting, принадлежащей компании Walt Disney, считает, что рекламные вставки в Web-фильмах не должны быть продолжительнее 10 секунд (см. ту же статью на News.com). В противном случае зритель утрачивает внимание и переключается на другую передачу. Для обычного телевидения эта цифра составляет около 30 секунд. Решением могла бы стать персонификация рекламы, сопровождаемая ростом ее цены и сокращением количества. Можно также взимать с пользователя деньги за право просмотра. Для этого, однако, структуру рекламного показа необходимо формировать динамически, с учетом запросов, предпочтений или финансовых возможностей клиента. Технологию, решающую эти задачи, разработала, например, фирма Siemens Corporate Research (http://www.usa.siemens.com), дочерняя компания Siemens AG (см. “ПО HotStream обеспечивает...”). Однако она еще не является коммерческим продуктом, и в настоящее время фирма пытается ее запатентовать.

У Web-радиостанций дела обстоят еще сложнее: высокая конкуренция между ними обостряет описанные выше проблемы, так как начать свое вещание в Web может практически любой (на этот счет очень мало нормативных ограничений), а техническая база для Web-аудиовещания более проста и развита, чем для видеовещания.

С другой стороны, Web-станции могут обеспечить (и уже обеспечивают) высокую степень адаптивности к конкретному слушателю. Например, на узле Spinner.com предлагается выбор из 128 каналов. Клиенты имеют также возможность формировать собственные каналы по своему вкусу. Станции “знают”, кто их слушает, поэтому они могут более продуманно вставлять рекламные сообщения в радиопоток - скажем, счесть, что вряд ли разумно рекламировать автомобили ВАЗ слушателю из США, и заменить эту рекламу рекламой “форда”.

Кроме того, крупные сайты типа Spinner.Com, Tunes.Com, SonicNet и NetRadio поддерживают связь с узлами электронной коммерции, продающими музыкальные диски, такими, как Amazon.com, или сами торгуют компакт-дисками и цифровыми записями. Поскольку Web-слушателям сообщается, какая именно песня передается в данный момент (и тут же предлагается ссылка на соответствующий товар в каком-либо из Web-магазинов), то отдача от “раскрутки” музыки через Web выше, чем через обычное радио, где легко пропустить название понравившейся песни.

Радиостанции пытаются использовать и другие источники дохода: персонализированную баннерную рекламу и рекламу, инкорпорированную в аудиопоток. Некоторые из них прибегают и к такому методу, как подписка, обычно прося порядка $10 в месяц.

Исследования

В июле 1999 г. исследовательская компания Arbitron Company опубликовала результаты опроса 1527 американских слушателей онлайновых радиопередач (см. http://www.arbitron.com/article3.htm), в ходе которого были получены и первые независимые результаты, касающиеся видеовещания через Web. Согласно этому труду, реклама, размещаемая в Web-аудио- и Web-видеопотоках, оказывается весьма эффективной.

Данные опроса указывают на то, что около 70% слушателей Web-радиостанций обращаются на Web-сайты за информацией о рекламировавшихся продуктах или услугах, а почти 49% из них покупают эти продукты в электронных магазинах.

Исследование утверждает, что популярность радиовещания через Web также растет. Около 86% опрошенных заявили, что теперь слушают радио в Интернете чаще, чем полгода назад, а 75% планируют слушать его еще больше в будущем. В основном они занимаются этим дома (63%), на работе (47%), в школах и библиотеках (6%). Более 65% подключаются к Web-радиостанциям по крайней мере раз в неделю, а более 33% - ежедневно. При этом 56% слушают Web-вещание местных радиостанций, а 74% - станций, находящихся за пределами их округа.

Что же касается видеовещания, то около 75% опрошенных людей ответили, что тратят до 30 минут в неделю на просмотр потокового видео, а больше половины намечает уделять этому больше времени в будущем.

Кроме того, оказалось, что их предпочтения почти целиком совпадают с предпочтениями людей, слушающих радиопередачи в Web. Все они ориентированы на развлечения и новости: 77% участников опроса предпочитают музыкальные, а 64% - новостные передачи.

Россия

В России на сегодняшний день в Интернете вещает несколько десятков радиостанций из разных городов страны. Подавляющее большинство из них, скажем московские “Радио 101”, “Эхо Москвы”, “Серебряный дождь” или питерская “Модерн”, ведут передачи и в физическом радиодиапазоне. Множество станций работают и в других странах бывшего СССР. Списки таких станций можно найти по адресам: http://www.guzei.com/radio/ra.html, http://listen.to/ruradio, http://www.omen.orc.ru/music/FML.HTM, http://www.sampo.ru/~smile/radio/countries/russia.html. Станции довольно популярны - если попытаться подключиться к ним, то вполне можно столкнуться с проблемой перегруженности серверов или линий связи даже если вы находитесь в одном регионе.

На постоянной (теоретически) основе в Интернете вещают телеканалы “ТВ Центр”, “ТВ-6”, “PTP”, “ТСН” (более полный список - на узле http://www.guzei.com). Правда, надежность их работы невысокая. В Web видеопередачи выпускают и другие компании и организации. Например, “Инфоарт” (www.infoart.ru) - один из тех “передатчиков”, что работают только в Интернете. Он распространяет информацию в аудио- и видеорежимах.

Пока ни на одном из узлов не генерируются динамически персонализируемые потоки, и в целом все эти Web-станции, на мой взгляд, можно рассматривать лишь как довесок к существующей инфраструктуре, реальной или виртуальной, но не как самостоятельные коммерческие проекты.

Некоторые радио- и телестанции, вещающие в Российском Интернете

Станция

Город

URL

“Радио 106.8 FM”

Москва

www.station.ru/realaudio.ram

“Август Радио”

Тольятти

www.august.ru/AugustRADIO/Sounds/august.ram%20

“Авто-Радио”

Пермь

www.raid.ru/aradio/auto_288.ram

“Эхо Москвы”

Москва

www.echo.msk.ru/echo.ram

“Хит FM”

Москва

www.hitfm.ru/music.ram

“Инта-Радио”

Иркутск

intaradio.irnet.ru/intaradio.ram

“М-Радио”

Москва

www.guzei.com/radio/ram/m_radio20.rmm

“Новое Радио”

Краснодар

stone1.kuban.ru/radio/radio.ram

“Пульс-Радио”

Улан-Удэ

www.buryatia-online.ru/rpuls.ram

“Радио 101

Москва

www.101.ru/live.ram

“Радио 71”

Кострома

www.kostroma.org/rm/radio71.ram

“Радио Балтика

С.-Петербург

rbalt.admiral.ru/rbalt.ram

“Радио Балтик+”

Калининград

king.baltnet.ru/balticpl.ram

“Радио Маяк“

Москва

www.radiomayak.ru/real/live.ram

Радио Модерн”

С.-Петербург

www.modernradio.ru/live.ram

“Радио MRC”

Магнитогорск

www.mrc.mgn.ru/live.ram

“РадиоНЕТ”

С.-Петербург

www.radionet.cl.spb.ru/umka.ram

“РадиоСеверная Столица”

С.Петербург

www.inforadio.spb.ru/info.ram

“Радио NTN”

Новосибирск

www.neic.nsk.su/rus/muzik/ntn.ram

“Радио Ракурс”

Москва

www.rakurs.ru/racurs.ram

“Радио 56”

Новгород

www.novgorod.ru/stuff/radio.ram

“Радио Рандеву”

Нижний Новгород

www.randevu.ru/real/live.ram

“Радио Рейтинг”

Обнинск

realaudio.maxnet.ru:8080/ramgen/live/lq.ra

“Радио VBC”

Владивосток

www.primorye.ru/radio/vbc/vbc_air.ram

“Радио Волга”

Казань

www.kai.ru/ramgen/encoder/live.rm

“Радио Мелодия

С.-Петербург

www.melodia.ru/retro.ram

“Радио России”

Москва

http://rtr.relline.ru/radiorus

“Радио Олимп”

Хабаровск

www.guzei.com/radio/ram/olimp.ram

“Русское Радио”

Москва

www.guzei.com/radio/ram/russ_rad.ram

“Русское Радио”

Новгород

http://www.novgorod.ru/stuff/radio.ram

“РДВ-Деловая Волна”

Москва

www.rdv.ru/rdv.ram

“Самара Максимум”

Самара

www.max.samara.ru/samara.ram

“Серебряный Дождь”

Москва

www.silver.ru/realaudio/sr_14.ram

“Супер Радио”

С.-Петербург

www.superradio.ru/superradio.ram

“Инфоарт”

Москва

http://www.infoart.ru/itv/index.htm