Можно сколь угодно долго говорить о пользе компьютерного учета для торговых организаций. В качестве доводов “за” обычно приводятся различные оценки, касающиеся, например, интенсивности документооборота в компании, производительности труда сотрудников, необходимости получения актуальной информации, которая так нужна для принятия решений, увеличения числа подразделений и т. д. Однако все эти рассуждения вряд ли убедят в чем-то руководителя компании, пока он сам не обнаружит, что поиск нужной бумажки или сведений о финансовых взаимоотношениях с партнером занимает недопустимо много времени (если документы вообще можно найти). Именно в этот момент и принимается решение об автоматизации учета и возникает вопрос: “Как автоматизировать?”.

Проще всего, конечно, приобрести у разных фирм-разработчиков программы, автоматизирующие те или иные сферы деятельности: бухучет, работу в торговом зале или на складе. Но в этом случае может возникнуть ситуация, когда форматы данных, используемые в одной системе, не будут совместимы с другой, а значит, получить полную картину работы предприятия окажется довольно трудно. Отсюда вытекает, что приобретение программ разных производителей не позволит решить проблемы комплексной автоматизации.

По мере роста числа партнеров, товарооборота, количества складов или розничных магазинов и расстояния от них до центрального офиса требования, предъявляемые к системам автоматизации торговой деятельности, становятся все более жесткими; они включают в себя единый формат базы данных, полноту функциональных возможностей, необходимость получения информации или данных, актуальных на данный момент времени. Следовательно, встает вопрос о системе комплексной автоматизации деятельности, которая должна обеспечить:

- полноту и корректность данных;

- гибкость и настраиваемость большинства параметров, отражающих специфику деятельности конкретного предприятия;

- высокую надежность и быстродействие;

- сохранность информации в базе данных и возможность ее быстрого восстановления;

- возможность наращивания и модернизации системы.

Для этого системы автоматизации торговой деятельности должны базироваться на передовых технологиях. Можно с уверенностью сказать, что самым распространенным на сегодняшний день решением в этом случае является применение технологии клиент-сервер. Об этом свидетельствует и большое число представленных на рынке продуктов.

Особенности технологии клиент-сервер

Выбор СУБД при построении системы автоматизации во многом определяет такие ее параметры, как производительность, масштабируемость, защищенность и надежность.

Все СУБД, используемые в системах автоматизации, можно разделить на две группы: работающие по технологии файл-сервер и по технологии клиент-сервер.

Файл-серверная система имеет следующие недостатки:

- большая нагрузка на сеть и повышенные требования к ее пропускной способности (при большом числе пользователей и значительных объемах обрабатываемой информации несоблюдение этих требований может привести к неработоспособности системы);

- повышенные требования к ПК ввиду того, что обрабатываются данные на рабочем месте пользователя;

- невозможность одновременной работы с данными;

- невозможность соблюдения безопасности данных.

Клиент-серверная технология практически от всех перечисленных недостатков свободна, в первую очередь благодаря тому, что здесь вся обработка перенесена на сервер баз данных, а на рабочем месте пользователя только формируются запросы и отображаются результаты. Выбор конкретной СУБД определяется многими параметрами, среди которых можно назвать надежность и устойчивость, быстродействие, наличие средств разработки приложений, совместимость с другими платформами и ОС, поддержка компании-производителя.

Среди разработчиков систем автоматизации торговой деятельности наиболее популярны СУБД Oracle и Microsoft SQL Server, InterBase и некоторые другие.

Следует отметить, что в последнее время стали появляться системы комплексной автоматизации с последними версиями СУБД - “1С:Предприятие 7.7”, “БОСС-Компания” (“АйТи”), “Виртуоз 1.3” (“Миратех”), “Перевозки” (SoftLogistic), “Фолио-WinСклад” версии 7.0 на базе MS SQL Server 7.0, “Ландиа” (“Ландиа-Софт”) на базе InterBase, “Монополия” (“Формоза-Софт”) на базе Oracle 8.0. Рассмотрим некоторые из них.

- Корпоративная система автоматизации торговли “Ландиа” (“Ландиа-Софт”, www.landia.ru) предназначена для автоматизации предприятий оптовой торговли на базе единой интегрированной информационной среды. Она включает в себя следующие основные модули (с указанием выполняемых функций).

- Торговый дом. Учет всех торговых и складских операций, поступление и выбытие денежных средств, учет транспортных и других затрат.

- Бухгалтерия. Формирование бухгалтерских проводок и бухгалтерской отчетности по первичным документам, формируемым модулем “Торговый дом”.

- Модуль поддержки удаленных складов и филиалов. Экспорт и импорт изменений, внесенных в базы данных разрозненных подразделений компании с целью их объединения.

- Аналитик. Анализ эффективности работы компании в целом, а также изучения клиентов, поставщиков, менеджеров и товаров с учетом рентабельности, прибыльности и затратности.

- Служба оповещения и контактов. Учет контактов с контрагентами, распределение планируемых встреч по содержанию и важности, оповещение о предстоящих контактах, контроль выполнения поставленных перед подчиненными задач.

- Кадры. Ведение кадрового учета в компании.

- Маркетинг. Ведение маркетинговых досье на клиентов, построение графических зависимостей изменения уровней продаж и оплат по заданной группе товаров.

- Финансовое управление. Составление бюджета, финансовое планирование и контроль деятельности предприятия.

Система построена по технологии клиент-сервер с использованием СУБД InterBase 5.0 под управлением Windows NT 4.0 (возможна работа под управлением Windows 95/98).

- “Фолио-WinСклад”. Версии 7.0 и 7.Е (“Фолио”, www.folio.ru) - комплекс программ складского учета и анализа, рассчитанных на компании со значительным объемом данных и большим числом рабочих мест. Две версии составляют линию полностью совместимых программных продуктов, которые в функциональном плане отвечают потребностям, а в ценовом отношении - возможностям любой категории торговых и производственных фирм, использующих сетевое ПО складского учета.

Соединение складской, бухгалтерской и финансовой систем в единый комплекс является, по мнению разработчиков, необходимым условием для реализации на предприятии управленческого учета в режиме реального времени. В складской системе предусмотрено несколько способов передачи бухгалтерских операций в программы, поддерживающие бухгалтерию (“ИНОТЕК-Бухгалтер”, “ИНФИН”, “ИНФО-Бухгалтер”, “ТУРБО-Бухгалтер”, “Фолио”, “1С”).

Программа “Фолио-WinCклад” обеспечивает выполнение разнообразных функций по учету прихода, расхода и оплаты товаров; по контролю, администрированию и анализу складской информации, а также гибкую настройку и обмен данными с офисными приложениями (Word и Excel).

Как показала производственная эксплуатация последней программы на предприятиях Москвы и Санкт-Петербурга, в результате перехода на MS SQL Server 7.0 средняя производительность программы по сравнению с предыдущей версией на платформе MS SQL Server 6.5 повысилась не менее чем на 30%, а при работе с большими объемами данных (например, в крупном универмаге, где Справочник товаров включает около 200 000 наименований) скорость выполнения ряда операций увеличилась в 2 - 3 раза.

Использование возможностей run-time версии Microsoft SQL Server 7.0 (MSDE) позволило компании “Фолио” разработать и выпустить новую программу для малых и средних фирм с числом рабочих мест не более пяти (“Фолио-WinСклад”. Версия 7.Е). Существенным в данном случае является то, что этой категории пользователей предоставлены все возможности клиент-серверных технологий и все функции крупных корпоративных систем, ранее недоступные им в силу высокой цены на подобные программы.

Как и в продуктах для крупных предприятий, здесь предусмотрен выпуск специализированной модификации MSDE-версии для фармацевтических предприятий и аптек, продавцов алкогольной продукции, а также модуля для розничной торговли.

“Гусарская” версия системы “ЛокОФФИС 3.0”

В сентябре фирма “ЛокИС” (www.locis.ru) выпустила “гусарскую” версию подсистемы “ТОВАР” системы “ЛокОФФИС”, выполняющую учет по первичным документам без бухгалтерских проводок и работающую в среде Windows 95/98/NT (“ЛокОФФИС 3.0”). В отличие от демо- и легких версий эта представляет собой полноценный программный продукт без всяких ограничений и без какой-либо защиты. Ее особенность заключается в том, что она распространяется бесплатно и фирма-разработчик не несет ответственности за работу данного ПО (подобно ситуации с “пиратскими” копиями, и самое интересное, что “ЛокИС” так и позиционирует эту “гусарскую” версию). Со всеми вопросами, возникающими в процессе инсталляции и работы пакета, пользователь должен разбираться сам. Если будут обнаружены какие-то ошибки, надеяться на исправление их в следующих версиях нельзя. Конечно, следующая версия появится, но перевести на нее свою базу данных невозможно, так как утилиты поддержки перехода будут поставляться только зарегистрированным пользователям полноценных версий. Однако фирма “ЛокИС” оставляет пользователям “гусарской” версии возможность легализоваться. Вместе с “гусарским” компакт-диском, который фирма намерена распространять на выставках и презентационных мероприятиях, будут выдаваться два купона (за них-то, собственно, и берется плата): на право платных консультаций по этому пакету и на право получения скидки при покупке любой конфигурации системы “ЛокОФФИС”.

Разработчики надеются, что покупатели используют эту версию для ознакомления с возможностями пакета и станут пользователями полноценных версий системы “ЛокОФФИС”.

Фирма “ЛокИС” примет участие в выставках в Твери (8 - 10 сентября), Ярославле и Туле (15 - 17 сентября), а также на SofTool’99. После выставки SofTool’99 данную версию можно будет бесплатно скачать с сервера фирмы WWW.LOCIS.RU.