Петр Чачин    

Вопросы тарификации (биллинга) услуг связи становятся все более актуальными для компаний, имеющих отношение к сфере телекоммуникаций. Это не только операторы связи и поставщики телекоммуникационных услуг, но и владельцы корпоративных и ведомственных сетей, арендаторы линий и техники связи, конечные пользователи.

Универсальных технологий, единого подхода в этой области, судя по всему, пока еще не существует, и многие фирмы ищут свои пути, предлагают собственные технические решения. В числе интересных разработок последнего времени можно назвать биллинговую систему, создаваемую совместно оператором связи “Комбеллга” (www.combellga. ru) и консультативной фирмой PricewaterhouseCoopers (www.pwcglobal.com).

Потребность в новой системе была продиктована целым рядом причин. Успешно развивающийся бизнес компании “Комбеллга” просто перерос существовавшую структуру учета предоставляемых услуг, заложенную еще на первом этапе строительства сети и основанную на стандартных технических средствах телефонной техники. И дело не только в резко возросшем объеме услуг, а главным образом в структуре сети.

В отличие от сетей многих других операторов сеть “Комбеллги” характеризуется большим разнообразием применяемых технических средств и соответственно источников информации об оказываемых услугах. Наряду с аппаратурой фирмы Alcatel - системами коммутации S-12, 4300 и 4400 - в качестве периферийных станций используется большое число клиентских учрежденческих АТС многих изготовителей. Различие форматов представления данных о телефонных соединениях CDR (Call Detailed Record) не только у разных производителей, но и у различных поколений оборудования одних и тех же фирм требует постоянного внесения изменений в программы обработки данных.

“Средняя длина формата о соединении составляет 128 позиций, - сказал Александр Калицев, технический директор "Комбеллги". - В нашем справочнике насчитывается уже свыше 4 тыс. разных шаблонов, вариантов информации о соединении. И каждый раз эти материалы надо пропустить через "фильтры", привести к единому для системы биллинга виду и, самое главное, выписать клиенту корректный счет за оказанные услуги”.

Сначала счета клиентам выписывались на второй-третий день по окончании месяца, потом - уже на пятый-шестой. В “Комбеллге” пытались своими силами справиться с возникшими техническими проблемами, создавая необходимые аппаратные и программные средства. Но этот путь был малоэффективен, и вскоре стало очевидно, что через два-три года придется организовать собственный НИИ для решения прикладных задач и заниматься несвойственной профилю фирмы деятельностью.

Нужны были другой подход, совершенно новая система сбора и обработки информации о сети с соответствующими быстродействием и надежностью, а также универсальная база данных хранения информации. Пилотный вариант такой системы был создан за восемь месяцев совместными усилиями “Комбеллги” и PricewaterhouseCoopers.

“В рамках программы работ для компании "Комбеллга" уже выполнено несколько проектов, - рассказал Алексей Ефремов, руководитель проекта со стороны PricewaterhouseCoopers. - Абсолютно завершенной можно считать систему аппаратной поддержки”.

Совместной командой проекта построена независимая сеть сбора и обработки данных, использующая коммутируемые и выделенные цифровые каналы и объединяющая периферийные комплексы сбора данных, расположенные в непосредственной близости от станций коммутации, и центральный комплекс сбора, обработки и долговременного хранения данных. В сети предусмотрен механизм автоматического переключения с выделенного основного канала в случае его выхода из строя на резервный коммутируемый и обратно.

Основными компонентами сети стали транспортная система, подсистема ввода CDR в базу данных (БД), распределенная база данных, магнитооптический архив CDR.    

Схема взаимодействия компонентов биллингово-информационной системы

Построенная на основе технологии TCP/IP транспортная система гарантирует доставку любых файлов между комплексами системы по принципу store and forward (“сохрани и отправь”). В случае аварийного отключения какого-либо комплекса сбора от сети накопившаяся на нем информация может быть перенесена с помощью магнитных носителей на любой другой комплекс, подключенный к сети, и обработана системой. Таким образом обеспечивается объединение всех источников данных о телефонных соединениях, периферийных комплексов сбора и центрального комплекса сбора, обработки и долговременного хранения данных.

Подсистема ввода CDR в БД позволяет персоналу телефонного оператора самостоятельно описывать форматы CDR любых телефонных станций при их подключении или перенастройке. Прием информации может происходить по разнообразным каналам сбора, включая интерфейс RS 232, магнитную ленту станций S12, магнитооптические диски и др. Отдельно предусмотрена возможность импорта всего объема данных из существующей системы сбора. Процедуры проверки и разбора CDR формируются автоматически согласно описанным форматам.

Данные о соединениях обрабатываются и хранятся в распределенной базе данных на центральном и периферийных комплексах системы. Целостность и актуальность нормативно-справочной информации на периферийных комплексах, описывающей станции коммутации, типы каналов сбора и т. д., поддерживается с центрального сервера БД специально разработанным процессором репликации.

Долговременное резервное хранение “сырой” информации о телефонном трафике, собранной со всей сети связи фирмы “Комбеллга” и необходимой для анализа развития бизнеса, обеспечивается магнитооптическим архивом CDR.

Все решения базируются на продуктах компаний Oracle, Sun, Cisco, Microsoft. Компонентное построение сложного комплекса программно-технических средств осуществлено с максимальным использованием покупных программных и технических элементов и позволяет минимизировать расходы на последующую модернизацию системы.

В ходе выполнения проекта также учтены требования документа Госкомитета РФ по телекоммуникациям “Автоматизированные системы расчетов с пользователями за услуги электросвязи. Общие технические требования” и разработаны материалы, необходимые для последующей сертификации системы.

Биллинговая информационная система фирмы “Комбеллга” продолжает развиваться. Очередной совместный проект двух компаний направлен на оптимизацию процессов хранения и выборки данных из распределенной БД.

ЗАО “Комбеллга”: (095) 237-3320.

PricewaterhouseCoopers: (095) 726-5151.