SOFTOOL’99

Если специалист подобен флюсу, как утверждал незабвенный Козьма Прутков, то любой рынок можно сравнить с растущим организмом: динамично изменяясь, он демонстрирует то плавные, то скачкообразные переходы из одного состояния в другое.

Взгляд через призму выставки “Софтул-99” на нынешний рынок интегрированных систем управления предприятием (ИСУП) в России обнаружил одну новую тенденцию: отечественные системы стали заметно тяготеть к международному стандарту MRP II (Manufacturing Resources Planning - управление ресурсами предприятия; с его основами можно ознакомиться на сайте kis.pcweek.ru/kis).

Если два года назад разработчики вообще плохо понимали, о чем идет речь, когда их спрашивали про MRP II (“какой там MRP, мы его давно в своей системе реализовали!”), то сегодня, серьезно изучив основы этого стандарта, многие высказывают гораздо более правдоподобные заявления. Так, фирма “АйТи”, разработчик системы “БОСС-Корпорация”, берется достичь соответствия ее MRP II в течение ближайших трех-пяти лет, подчеркивая, что это потребует существенного пересмотра идеологии всей системы. (Кстати, недавно в Академии “АйТи” (www.it.ru/edu) появились учебные курсы, посвященные MRP II. Теперь в России этот стандарт можно фундаментально изучить в двух местах - в Казани в фирме ICL-КПО ВС и в Москве в “АйТи”.)

Представители фирмы “Никос-Софт” оценивают срок, за который они смогут перевести свою систему NS2000 на рельсы MRP II, в два-три года, а руководители “Атлант-Информа”, на мой взгляд, несколько рискованно заявляют, что уже через год они добьются соответствия своего продукта этому международному стандарту. Одна лишь фирма “Цефей” с завидным упорством продолжает утверждать, что разработанная ею система “Эталон” давно относится к ERP-классу (напомню, что концепция ERP - Enterprise Resource Planing - включает в себя как обязательный элемент стандарт MRP II, являясь расширением последнего).

Новое, более зрелое состояние демонстрирует и рынок потенциальных пользователей тиражируемых ИСУП. Задаваемые ИТ-менеджерами вопросы становятся все более осмысленными и конкретными. Явно обозначился спрос на консультационные услуги, помогающие проанализировать многообразие присутствующих на рынке систем и выбрать интегрированную систему под конкретные задачи предприятия. И это не случайно: процесс выбора ИСУП сложен и длителен (если судить по результатам опросов представителей служб АСУ, то он занимает от 6 месяцев до 1,5 лет - почти столько же, сколько и внедрение таких систем!), поэтому предприятия уже готовы платить деньги тем, кто сможет его упростить и сократить.

В дополнение к общим замечаниям об изменениях на рынке хотелось бы остановиться на нескольких представленных на “Софтуле” российских системах, с разной скоростью приближающихся к MRP II, которые за последний год заметно продвинулись в своем развитии.

Система “Аккорд” фирмы “Атлант-Информ” (atlant.demo.ru) практически завершила переход со своей DOS-версии на платформе Btrieve к Windows-версии на Sybase Adaptive Server (V. 5.0). Существуют двух- и трехуровневый архитектурные варианты. Эта клиент-серверная система, рассчитанная на крупные предприятия с интенсивным документооборотом, все больше приобретает черты корпоративной. Так, в последней версии появилась возможность получать в автоматическом режиме консолидированный баланс нескольких (в том числе территориально-распределенных) предприятий, вести бухгалтерскую отчетность в соответствии с российскими и международными стандартами (GAAP, IAS), производить расчеты в разной валюте и т. д. Предусмотрена интеграция с системой документооборота DOCS OPEN и с системой управления деловыми процессами Work Route.

“Аккорд” является документоориентированной системой, имеющей модульную структуру (сегодня в ней 10 функциональных модулей). Встроенная в систему среда разработки базируется на Delphi, а включенный в ее состав язык алгоритмов (видимо, аналог привычного редактора форм) позволяет создавать и изменять формы отчетов (в стандартную поставку входит около 200 видов отчетов).

Фирма “Атлант-Информ” придерживается гибкой политики ценообразования, предусматривая после кризиса значительные скидки на лицензии. Стоимость приобретаемого софта складывается из стоимости рабочих мест и входящих модулей (в среднем система “Аккорд” на 10 рабочих мест обходится пользователю примерно в 10 тыс. долл.)

К настоящему моменту “Аккорд” установлен на десятках российских предприятий. Существуют отраслевые версии системы: для провайдеров в области связи (биллинговая система), для организаций, работающих в сфере экологии, для авиакомпаний, для агрофирм.

Фирма “Информконтакт” (www.informcontact.ru) представляла свою систему “Альфа” (версии 2.0) и услуги (в частности, комплект методических документов), касающиеся совершенствования учетно-управленческого механизма предприятий.

Сегодня система “Альфа” включает 11 различных модулей (от управления персоналом до управления финансами и складом), среди которых есть и модуль ALFA.PRO, отвечающий за автоматизацию производственного процесса.

Благодаря модулю ALFA-Replication Server, появившемуся за последний год, система может теперь работать в корпорациях и холдингах с территориально-распределенной структурой. Модуль может использовать различные каналы связи - от выделенных линий до электронной почты и магнитных носителей.

Система ALFA построена в двухуровневой архитектуре клиент-сервер, причем клиентская часть состоит из двух “слоев” - пользовательского интерфейса и бизнес-объектов (классов и функций).

Развитие технологической основы системы “Альфа” осуществляется в двух плоскостях - в плане наращивания функциональности текущей (второй) версии системы и в плане создания системы следующего поколения (ее рабочее название - ALFA III).

Текущая версия поставляется в базовом либо в отраслевом варианте. В базовую поставку включено управление финансами, логистика, бухгалтерия. В отраслевые решения входят модули, относящиеся к управлению определенными видами производства.

За последний год базовая поставка системы претерпела несколько серьезных изменений. В дополнение к Oracle-версии “Альфы” была выпущена версия на основе MS SQL Server, цены на которую более чем в два раза ниже. Таким образом, система стала доступна компаниям с небольшим оборотом.

Кроме того, в базовой поставке появилась возможность ведения нескольких планов счетов в бухгалтерии и реализации сложных схем консолидации при работе с множеством юридических лиц. Последние нововведения облегчают настройку учета в разных стандартах и ведение консолидированного учета многопрофильного холдинга.

Расширение набора отраслевых решений происходило в направлении создания подсистем управления производственной деятельностью для пищевой промышленности (фабрики-кухни и предприятия по переработке пищевого сырья), химической и ряда других. Каждое из отраслевых решений, по словам разработчиков, изначально создавалось с ориентацией на принципы и идеи, заложенные в MRP II. Полную же поддержку этого стандарта в базовой поставке “Информконтакт” собирается реализовать к марту 2000 г.

На сегодняшний день “Альфа” внедрена примерно на пятидесяти предприятиях РФ. Всех пользователей условно можно разбить на четыре большие группы: торговля, производство, строительство и холдинговые (управляющие) компании. Максимальное количество рабочих мест, установленных у одного клиента, превышает сто (причем система в этом случае работает в территориально-распределенном варианте).

После кризиса появились заказы от предприятий машиностроительной отрасли. Сейчас “Информконтакт” ведет проекты по внедрению системы “Альфа” на таких заводах.     

Версия для печати