Весной 1998 г. в США было сформировано новое подразделение Федерального бюро расследования - Национальный центр защиты инфраструктур (NIPC; http://www.fbi.gov/nipc/nipc.htm). Создание этого органа стало одной из составляющих президентской директивы № 63 ( Administration’s Policy on Critical Infrastructure Protection: Presidential Decision Directive 63, или PDD63). NIPC еще называют электронным FEMA (FEMA - американский аналог нашего Министерства по чрезвычайным ситуациям).

В PDD63 определен комплекс мер, необходимых для защиты всех видов инфраструктур страны, - и физических, и кибернетических. На НИПС возложена ключевая роль в обеспечении безопасности информационных систем. По замыслу он должен стать своего рода мозговым центром, призванным заниматься аналитикой и координировать действия других разведывательных и контрразведывательных служб.

Возглавил новый центр Mайкл Ватис (Michael Vatis), в одном российском издании его назвали “главным киберкопом”. Не уверен, что это определение вполне соответствует тем обязанностям, которые возложены на выпускника Принстонского университета и юридической школы Гарвардского университета, сделавшего блестящую карьеру в Минюсте и других высоких институтах власти Америки.

6 октября г-н Ватис выступил с докладом на слушаниях в подкомитете по технологиям, терроризму и правительственной информации в юридическом комитете Конгресса США. В средствах массовой информации США этот доклад однозначно связывают с якобы имевшими место атаками русских хакеров на Министерство обороны и другие правительственные организации и даже пытаются его соответствующим образом цитировать.

Обратимся к тексту выступления Майкла Ватиса (см. сайт NIPC). Довольно тривиальный и предельно корректный доклад посвящен классификации возможных угроз в отношении информационной безопасности США, не более. Никаких элементов желаемой сенсационности в нем нет.

При внимательном чтении обнаруживается отсутствие обвинений в адрес России как источника хакерских атак, угрожающих национальной безопасности США. Наша страна в нем упоминается трижды, в первый раз в связи с множественными атаками из самых разных стран на сайты НАТО во время войны в Сербии, во второй - в связи с еще одной популярная темой, касающейся банковских афер. Любопытна третья ссылка, она относится к операции, которую назвали “Яйцо кукушки”: в период с 1986 по 1989 гг. группа хакеров из Западной Германии похищала информацию из американских источников, а затем продавала ее советскому КГБ.

При чем же здесь современные хакеры из Москвы? Скорее всего, ни при чем. Рискну сделать предположение: наступил момент, когда NIPC должен был предстать перед Конгрессом. Сделать это хотелось эффектно, поэтому начали определенную рекламную кампанию. Что может быть лучше сегодня, чем тема русской криминальной угрозы, - банально, но действенно. А иначе кто бы вообще написал про выступление Майкла Ватиса? Классификации и определения - это не для массового читателя.

Версия для печати