Как в высшей степени перспективный оценивают многие западные фирмы китайский рынок Интернет-услуг. Цифры говорят сами за себя: с конца прошлого года количество пользователей Сети в Китае удвоилось и составляет теперь 4 млн. человек. Немаловажно, что этот стремительный рост происходит не столько “благодаря”, сколько “вопреки”: в стране действует ряд существенных ограничений, накладываемых на развитие местного сегмента Интернета. Самым серьезным из них является закон, запрещающий иностранным Интернет-фирмам инвестировать средства в развитие сетевого сервиса и в информационные ресурсы.

Тем не менее для иностранных компаний оставлена лазейка, дающая им все же возможность на вполне легальных основаниях обосновываться на притягательном рынке. Имя этой лазейки - Гонконг, для которого в законе сделано исключение. Через это “окно в Европу” (пока, точнее сказать, - в Америку) пробираются к китайским пользователям крупнейшие мировые Интернет-провайдеры. Совсем недавно, в самом конце сентября, America Online (www.aol.com) дала путевку в жизнь своему дочернему предприятию AOL Hongkong (aol.com.hk). Могущественная AOL не скрывает, что этот проект, представляющий собой англо-китайское информационное поле для обслуживания жителей Гонконга, в стратегических планах рассматривается как ключ к рынку всего континентального Китая.

Надежды сии опираются на довольно зыбкую почву. Китайские власти подают крайне противоречивые сигналы потенциальным инвесторам из-за границы. С одной стороны, в середине сентября глава информационного министерства Ву Джихуан заявил о необходимости введения более строгих мер по соблюдению вышеупомянутого закона. С другой стороны, в более позднем выступлении он же обозначил готовность властей к определенному обсуждению возникающих проблем. Более того, к концу этого года не исключена возможность изменения законодательных положений.

Вероятно, первое выступление министра должно было обозначить раздраженную реакцию властей на довольно легкомысленное отношение китайских Интернет-провайдеров к правительственным требованиям. Буквально за несколько дней до запуска AOL Hongkong свой Web-портал на китайском языке открыла компания Yahoo (www.yahoo.com) совместно с китайским партнером. America Online также проводит “гонконгский” проект в кооперации с китайским Web-порталом China. com (www.china.com), в котором американской стороне принадлежит 8% капитала. Интересно, что другим крупным акционером China.com (10,9%) является правительственное информационное агентство Синьхуа (Xinhua).

И все же западные инвесторы настроены довольно оптимистично относительно своих перспектив на китайском рынке Интернета. Они надеются на положительные результаты непосредственных переговоров с руководством Китая. “Открытие рынка в Китае для Интернет-фирм всех видов - это лишь вопрос времени”, - считает глава AOL Стив Кейз. За претендентами на место под солнцем новых рынков дело не станет - в числе прочих, о своем желании инвестировать в китайские порталы уже заявили и Intel, и Lycos. В конце концов, кто-то же должен будет обслуживать запросы примерно 20 млн. китайских пользователей, появление которых прогнозируется правительством страны к 2003 г.

Версия для печати