Новые технологии в образовании: реальность, виртуальная реальность или и то и другое?

Образовательная империя, которую создала Великобритания, считается одной из лучших в мире. Англичане творчески восприняли американскую систему подготовки топ-менеджеров по программам Master of Business Administration (MBA) и сейчас предлагают свыше 130 программ MBA высокого уровня. Более того, они предложили Европе свой подход к подготовке управленцев высшего уровня.

Так, уже более 30 лет существует технология открытого дистанционного обучения, которое называют образованием для занятых людей. Его родоначальником является Открытый университет Великобритании (ОУ), основанный в 1969 г. по Королевскому указу. Он создан для предоставления качественного образования студентам, желающим учиться в удобном для них месте и в удобное время. Сейчас в ОУ обучается одновременно более 150 тыс. студентов из 30 стран мира. По программам дистанционного обучения в Англии учатся 25% всех желающих получить степень МВА.

Об особенностях и преимуществах дистанционного образования, предлагаемого Открытым университетом Великобритании, наш консультант Марина Крылова узнала от директора по маркетингу Международного института менеджмента ЛИНК Виктора Орехова.

Марина Крылова: Расскажите, пожалуйста, о вашем институте.

Виктор Орехов: ЛИНК имеет эксклюзивное право на распространение на территории СНГ учебных программ Школы бизнеса Открытого университета. Мы не случайно в качестве партнера выбрали Открытый университет Великобритании - английское образование имеет вековые традиции, связанные с высоким качеством, строгими методиками и умением оставаться современными. Диплом Открытого университета - это чистопородное, престижное британское образование. Программа МВА ОУ аккредитована широко известной в мире ассоциацией МВА - AMBA (www.amba.org.uk).

Опыт ЛИНКа уже доказал, что у дистанционного образования, основанного на европейских педагогических технологиях, успешное будущее в России. В чем его преимущества?

Главное - это комплексный подход к образованию, ориентированный на восприятие взрослых людей. Мы применяем наиболее интенсивные методы обучения, рационально использующие время студента.

Кроме того, программы обучения рассчитаны на людей, имеющих практический опыт. Так, руководителю компании, который не один год занимается бизнесом, трудно вписаться в классическую схему образования и месяцами слушать лекции. Реальная жизнь ежедневно задает вопросы, и ответы на них нельзя откладывать на завтра. Поэтому мы организуем учебный процесс таким образом, чтобы изучаемые теории подкрепляли собственный опыт студента и могли быть приложены к его практическим задачам.

Помогает в этом и опыт других студентов учебной группы. Они обмениваются собственными практическими наработками при групповом разборе проблемных ситуаций на семинарах и выездных школах, обсуждают друг с другом подходы к решению задач, связанных с их бизнесом.

Другое неоспоримое преимущество дистанционного образования - это возможность учиться в международной управленческой среде, общение студентов из разных стран, с разными культурами и разными подходами к бизнесу. Это помогает им выработать общий взгляд на концепции развития транснационального бизнеса в целом.

Мы очень широко используем активные методы обучения, студенты с преподавателем могут не только обмениваться информацией, но и воздействовать на саму коммуникативную среду, т. е. на учебную группу, то пространство общения, в котором обучаются студенты. В ней есть свои лидеры и критики, свои негласные правила и средства общения, но студенты имеют возможность менять эту среду, организацию работы в ней, делая ее более продуктивной.

Особое слово об учебниках Открытого университета. Их создают команды ученых, педагогов, менеджеров и специалистов из разных областей знаний. Эти учебники представляют собой законченный обучающий комплекс, содержащий современные знания о бизнесе, интервью с известными бизнесменами, хитроумные задачи, которые развивают у студентов более твердые навыки и закрепляют знания на практических примерах.

И безусловным достоинством нашего университета является цена обучения, относительно невысокая для высококачественного международного образования. Наше образование престижно, но доступно.

М. К.: Расскажите, пожалуйста, о ваших учебных программах?

В. О.: Пожалуй, самая интересная программа - это Master of Business Administration (MBA). Она предназначена для подготовки управленческой элиты. Программа рассчитана на людей, уже имеющих управленческий опыт, хорошо владеющих английским языком. Продолжительность обучения три года. Учебный процесс ведут преподаватели из Великобритании. Первый год слушатели изучают основы высшего менеджмента, затем обязательный курс “Стратегия” и три курса по выбору из следующего списка:

- финансовая стратегия;

- управление человеческими ресурсами;

- международные аспекты управления;

- творчество, инновации, изменения.

По окончании программы выдается международный диплом Master of Business Administration Открытого университета.

Чтобы понять, каков объем учебной нагрузки, представьте себе, что в начале каждого курса студент получает учебный комплект весом 8 - 12 кг, в который входят учебники, видео- и аудиокассеты, сборники статей по программе, дискеты и CD-ROM.

Одним из наиболее интересных элементов учебной программы являются Выездные международные школы, которые проводятся один раз в конце каждого курса. При этом встречаются студенты из разных стран Европы, до этого знакомые только по Интернету. Каждый раз съезжается около 100 студентов.

Студенты могут выбирать вариант прохождения программы MBA. Одни выбирают Fast track и заканчивают программу за три года.

Другие предпочитают более постепенный подход. То есть сначала студенты осваивают программу “Менеджер-профессионал”, которая содержит три полугодовых курса:

- эффективный менеджер;

- финансовый менеджмент;

- практический маркетинг.

По ее окончании они получают профессиональный сертификат менеджера ОУ.

Затем они изучают два курса программы “Корпоративный менеджер”:

- управление развитием и изменением;

- управление ресурсами в условиях рынка.

Эти курсы предназначены для повышения компетентности менеджеров среднего и высшего уровня крупных организаций. По завершении программы студенты получают профессиональный диплом менеджера - документ, свидетельствующий о соответствии знаний и навыков британскому стандарту компетентности менеджеров MCI-2. Имея такой диплом, человек может работать менеджером не только в Великобритании, но и во многих других странах мира.

Наши программы могут быть интересны менеджерам разного уровня и из разных сфер бизнеса. Так, у нас учится много студентов из международных компаний, которые занимаются бизнесом в области информационных технологий.

М. К.: Вы упоминали ранее о применении новых компьютерных и телекоммуникационных технологий в системе образования ОУ. Расскажите, пожалуйста, об этом подробнее.

В. О.: Хочу заметить, что декан Школы бизнеса ОУ (ШБОУ) профессор Роланд Кэй является крупным специалистом в области информационных технологий и, безусловно, мы будем все более широко внедрять новейшие достижения в области информационных технологий.

Уже сейчас для более глубокого усвоения курсов студенты используют интерактивные компьютерные обучающие программы, входящие в состав учебных материалов. На курсах MBA проводятся компьютерные конференции по сети Интернет. Открытый университет известен тем, что создал одну из самых крупных в мире выделенных образовательных сетей First Class. Через ее сервер идет общение всех студентов международной сети ОУ.

Увлечение чисто компьютерным или Интернет-образованием несет с собой две опасности. Во-первых, менеджеры работают с живыми людьми и элемент живого общения нельзя полностью заменить виртуальным, по крайней мере в ближайшее время. Во-вторых, концентрация только на одной части образовательного процесса приводит к снижению его эффективности, что, видимо, и происходит с американским вариантом дистанционного обучения. Мы предпочитаем комплексный, системный подход.

Тем не менее на воскресных школах программы MBA используется несколько интерактивных сетевых компьютерных игр, например ARKEA (компьютерная деловая игра). В ней принимают участие одновременно около 100 студентов. ARKEA моделирует виртуальный мир, в котором участникам игры приходится действовать, представляя и отстаивая интересы своей компании. Каждая группа разрабатывает стратегию поведения на рынке. Их задача не только победить в конкурентной борьбе, но и суметь найти партнеров по бизнесу, т. е. скооперироваться, чтобы победить. Данные обрабатываются на центральном компьютере, и уже через 15 минут студенты могут увидеть результаты своих усилий и усилий конкурентов. Одна сессия игры проходит в рамках воскресной школы, а две оставшиеся студенты проводят дома, это позволяет им отработать навыки обсуждения проблемы и принятия решения в виртуальной среде, что характерно для транснациональных компаний.

М. К.: Какие планы у вашего института и ОУ Великобритании в России и СНГ?

В. О.: Во-первых, мы наращиваем работу по программе MBA. Около 700 российских студентов уже получили профессиональные дипломы менеджеров, но не готовы изучать вторую ступень программы МВА на английском языке. Наша задача - дать им возможность завершить обучение на русском языке.

Во-вторых, мы запускаем Интернет-версии программ обучения по трем курсам: практический маркетинг, финансовый менеджмент и управление ресурсами в условиях рынка. В этом варианте семинары будут проводиться по сети в режиме конференции, рассылка заданий и оперативных учебных материалов - по электронной почте. Студенты будут иметь возможность задавать вопросы преподавателю и получать ответы в асинхронном режиме.

Это пилотный курс, мы, как обычно, вначале отлаживаем все методики, но с весны наборы уже будут более широкомасштабные.

Главное - использовать адекватные технологии и подходы для различных категорий студентов.

У нас уже довольно широкая региональная сеть на территории России и СНГ: сейчас более 80 учебных центров распространяют программы “Менеджер-профессионал” и “Корпоративный менеджер”. Недавно к нам присоединился учебный центр в Ереване, и мы будем продолжать развитие наших региональных представительств.

Для тех студентов, которым трудно осваивать MBA на английском языке, мы разработали специальную программу “Английский язык для занятых людей”. Она состоит из пяти курсов продолжительностью по 20 недель и ориентирована на сдачу Кембриджского экзамена First Certificate in English (FCE).

Сейчас мы переводим на русский язык один из ключевых курсов программы MBA - “Стратегия”. Это большая и очень серьезная работа. Заканчиваем подготовку гуманитарного курса для менеджеров, в который входят такие важные дисциплины, как социология и психология.

Это что касается наших планов - как видите, они довольно обширные. А в целом ЛИНК считает своей задачей давать российским менеджерам качественное образование международного уровня. И опираемся мы при этом на передовые мировые технологии обучения.

Международный институт менеджмента ЛИНК: (095) 556-0207, 556-4989, адрес: www.link.msk.ru.

Одна из выездных школ ОУ, на которой присутствовал Григорий Беспалов, проходила в Англии на территории старинного поместья, в котором сейчас находится учебный центр Ноледж Пулл (Knowledge Pool), Виндзор, Беркшир.

Григорий Беспалов: Мои впечатления о международной выездной школе довольно разнообразны. Встречаться с людьми из других стран и полезно, и интересно. Воскресные международные школы позволяют лучше понять международную среду, в которой работает большинство студентов.

Я отношусь к поколению людей, получивших образование еще за железным занавесом, и всегда испытывал чувство неуверенности. Теперь на выездных школах у нас есть возможность сравнить свой профессиональный уровень с уровнем студентов из других стран и объективно оценить себя на международном уровне, что очень важно. И надо сказать, что знания российских студентов ничуть не ниже. Выездные школы позволяют широко взглянуть на окружающий мир и на себя, понять, что у нас есть сильные стороны, и это ощущение прибавляет уверенности в себе.

Григорий Беспалов, продакт-маркетинг-менеджер компании Motorola: Я считаю, что бизнес-образование по программам Открытого университета реально полезно любому менеджеру, хотя учиться довольно тяжело, в основном из-за нехватки времени. В первый год приходит понимание того, как работает крупная компания в целом. Все курсы программы помогают студентам расширить пределы своего внутреннего понимания бизнеса и жизни. Особенно важно, что образование дает не просто знания, а скорее развивает навыки действий в различных ситуациях. Диплом MBA - это дверь, открывающая возможность двигаться дальше, это некоторая методология решения сложных, масштабных задач не только бизнеса, но и жизни в целом .

Версия для печати