“Розничная торговля в России”: итоги ХХ века

КОНФЕРЕНЦИИ

II Международная конференция “Розничная торговля в России” прошла 13 октября в “Президент-отеле” (Москва). Более 200 человек, представляющих эту отрасль, собрались обсудить ее важнейшие проблемы.

Открывая конференцию, министр правительства Москвы, руководитель Департамента потребительского рынка и услуг В. И. Малышков отметил, что торговля сегодня является наиболее динамичной отраслью хозяйства страны. На обсуждение выдвигались такие вопросы, как развитие западных и российских розничных сетей, рентабельность торгового предприятия, роль компаний-производителей в повышении прибыльности розничных магазинов.

Блок докладов, посвященных информационным технологиям в торговле, был подготовлен руководителями и ведущими специалистами известных на этом рынке компаний: выступали А. Карпачев (“Парус”), А. Веденеев (FIT), Д. Посудин (IBS), А. Хаустов (“Пилот”), Е. Никитина (G2 technologie). Докладчики совершили экскурс в прошлое (об истории супермаркетов и применяемых в них средств учета и кассовых аппаратов рассказал А. Хаустов), поделились опытом автоматизации сетей супермаркетов (А. Веденеев), высказались за комплексную автоматизацию торгового предприятия (Д. Посудин), подчеркнули важность этого мероприятия в условиях кризисной и посткризисной экономики, а также возможность и необходимость использования аналитических и прогностических функций информационных систем (А. Карпачев). Последний, кроме того, отметил, что управленческий опыт, накопленный за эти годы ведущими менеджерами крупнейших торговых предприятий, вполне применим и на более высоком, государственном уровне. Впрочем, эти суждения г-на Карпачева вполне соответствуют и позиции возглавляемой им корпорации “Парус”, которая начиная с прошлого года активно участвует в ряде государственных программ по реформированию отечественной экономики.

В фойе конференц-зала была развернута мини-экспозиция, где демонстрировались продукты и технологии компаний - спонсоров и участников форума, среди них были “Интеллект-Сервис”, FIT, “Парус”, IBS, “Пилот”, ряд крупных торговых фирм и изданий для торгового рынка.

    

Российская торговля: цифры и факты

Оборот московских торговых предприятий составляет около трети (!) от всего торгового оборота России (при том, что живет в столице лишь 6% населения страны).

В средних показателях на душу населения товарооборот в Москве в 5,5 раза выше, чем в РФ в целом (видимо, и вследствие того, что средний доход столичного жителя в 4 раза выше, чем в целом по России).

После кризиса импорт продуктов питания снизился с 35% до 19%.

Сегодня в России убыточно каждое третье торговое предприятие.

В конце 80-х годов был введен норматив необходимой торговой площади в расчете на 1000 жителей - 230 кв. м. В 1991 г. этот показатель реально достиг 270 кв. м, в 1999-м - 691 кв. м. Для сравнения: в Германии он составляет сегодня 1800 кв. м., в США - 1950 кв. м.

Версия для печати