КРИПТОЗАЩИТА

Затяжная борьба производителей шифровального обеспечения против государственного запрета на экспорт из США современных систем кодирования информации принесла первые успехи: согласно новому закону, вступающему в силу 15 декабря 1999 г., будет разрешена продажа за пределы страны шифрующих технологий с ключом кодирования длиной до 128 бит, а в отдельных случаях - и более криптостойких систем. Напомним, что по существующему до сих пор положению внешняя торговля ограничивалась - за некоторыми исключениями - технологиями с 56-разрядным ключом.

Разумеется, “безоглядной” распродажи шифросистем не будет: законом предусмотрен ряд правил, соблюдение которых является необходимым условием для получения экспортной лицензии. Так, непременным этапом на пути за рубеж станет виза Министерства торговли. По-прежнему в качестве покупателя могут выступать только государственные и экономические организации - и никак не частные лица. По особым правилам будет проходить продажа правительственным структурам или вооруженным силам других государств. Абсолютному запрету подлежит экспорт в страны из так называемого “вражеского” списка; сегодня в их число входят Иран, Ирак, Ливия, Сирия, Судан, КНДР и Куба.

Обозреватели отмечают, что данное решение нелегко далось американской администрации, где по-прежнему сильны позиции противников послаблений в этой области - из рядов, как нетрудно догадаться, работников Министерства юстиции и секретных служб. Известно, что министр юстиции США г-жа Жанет Рено (Janet Reno) видит в либерализации шифроэкспорта растущую угрозу обществу со стороны террористических и преступных организаций, получающих таким образом облегченный доступ к системам кодирования. Полагают, что этот шаг в сторону производителей криптопродуктов не в последнюю очередь объясняется желанием поддержать вице-президента Гора в начавшейся предвыборной кампании за кресло в Белом Доме, надеющегося завоевать таким образом симпатии со стороны влиятельных игроков рынка высоких технологий.

Что же касается секретных служб, то им, видимо, пилюля будет подслащена за счет дополнительного финансирования разработок, направленных на развитие систем декодирования. Симптоматично, что как раз месяц назад американская общественность узнала о проекте закона (Cyberspace Electronic Security Act, CESA; www.cdt.org/crypto/CESA/), облегчающего для следователей проникновение в компьютерные системы - как домашние, так и служебные - попавших под подозрение персон. Целью такого проникновения (конечно, на основании предварительно полученного судебного постановления) должен стать захват паролей и ключей кодирования с тем, чтобы получить доступ к зашифрованным данным.

Разумеется, сразу после предания CESA гласности в США поднялась волна протестов против подобного подхода к защите частной сферы. Кроме ожидаемых и естественных нападок правозащитных организаций, с резкой критикой готовящегося правительственного акта выступила Ассоциация компьютерно-коммуникационной промышленности (Computer & Communications Industry Association, CCIA), в которую входят такие компании, как Sun, Netscape, Nokia, Oracle и Yahoo!.

Как видно, американской администрации нелегко дастся шпагат между желанием угодить влиятельным представителям индустрии высоких технологий и попыткой задобрить могущественные силы в лице собственных министерств и управлений. Любопытно, кстати, что существовавший прежде экспортный запрет основывался на трактовке криптопродуктов как одного из видов оружия (автоматически подпадавшего таким образом под соответствующие жесткие положения). Этот подход оказался неприемлемым и был объявлен противоречащим конституции США после того, как профессор математики Иллинойсского университета Дэниел Бернстейн (Daniel Bernstein) добился успеха в своей многолетней (с 1995 г.) тяжбе с американским правительством. Согласно мнению Бернстейна, чью сторону приняли в конечном итоге суды всех инстанций, шифровальное ПО является не чем иным, как разновидностью языка, т. е. слова, свобода которого гарантируется священной первой поправкой к Конституции. Так вот: терминологические тонкости могут сыграть ключевую роль в вопросах государственной важности - по крайней мере в Америке.

Версия для печати