“В Америку я уезжать не собираюсь”

ИНТЕРВЬЮ

 

После весьма неожиданного отбытия в Америку некоторых ранее довольно патриотично настроенных руководителей компьютерных компаний оставшиеся в России первые лица оказались под особенно пристальным вниманием коллег и прессы. Тагира Яппарова, президента “АйТи”, уже не раз и не два спрашивали:” Что это тебя давно не видно? Тоже в Штаты, что ли, собрался?”. Его ответ на последний вопрос вынесен в заголовок статьи, а вот о причинах некоторого “ухода в тень” мы попросили главу “АйТи” рассказать подробнее.

Тагир Яппаров

PC Week: Тагир, вы всегда были на виду, участвовали практически в каждой пресс-конференции своей компании. Последний же год многие подобные мероприятия обходятся без вас. Чем это вызвано?

Тагир Яппаров: Я бы не сказал, что я совсем “ушел в тень”. Просто много времени сейчас приходится уделять непосредственному общению с крупными клиентами, уровень которых за последний год значительно вырос, что требует присутствия топ-менеджеров на переговорах.

Кроме того, в первые годы существования компании приходилось много заниматься созданием ее узнаваемого имиджа и достойной репутации, а это не в последнюю очередь зависит от доверия рынка к первому лицу. Поэтому в то время я просто вынужден был часто бывать на публике.

Сегодня эти задачи в целом решены и я, как, впрочем, и руководители многих других крупных фирм, уделяю больше внимания внутренней “настройке” компании: повышению эффективности ее работы, совершенствованию бизнес-процедур. Управление внутренним устройством компании обязательно требует участия первого лица, и на ближайшую перспективу я считаю эту деятельность своей главной стратегической задачей.

PC Week: В чем тактически это проявляется?

Т. Я.: Сейчас мы ведем несколько серьезных внутренних проектов, связанных с автоматизацией всей деятельности “АйТи”. У нас, как у системного интегратора, очень сложные бизнес-процессы, и было решено использовать для их автоматизации собственные продукты линии “БОСС”. В следующем году должен быть завершен проект по внедрению в “АйТи” всех модулей “БОСС-Корпорации”. У нас уже работает “БОСС-Кадровик”, заканчивается тестирование бухгалтерского модуля, затем мы намерены приступить к логистике.

Сегодня становится правилом хорошего тона, когда фирма использует систему собственной разработки. И хотя процесс внедрения идет очень трудно, встречая иногда негативное отношение сотрудников к излишней, по их мнению, формализации работы, тем не менее мы ощущаем от него большую методологическую пользу, поскольку этот процесс тесно увязан еще и с решением проблем качества. На нашей фирме создана и активно работает служба качества из пяти человек, которая обязана следить за тем, чтобы все процессы соответствовали стандартам ISO, в том числе и внедрение ИС.

PC Week: Означает ли это, что вы готовите компанию к международной сертификации по ISO?

Т. Я.: Да. Наше сетевое подразделение уже имеет российский сертификат качества. Недавно мы подали заявку американскому сертификатору и в ближайшие полгода начнем процедуру проверки. Одна из задач службы качества - должным образом подготовить фирму к сертификации.

Зачем нам это нужно? Понимаете, при нашей ориентации на использование в проектах собственных продуктов судьба компании сильно зависит от их качества.

Кстати, на втором этапе нашей внутренней “настройки” (в рамках решения задач, связанных с повышением качества) планируется привести все бизнес-процессы фирмы в соответствие с концепциями ERP и MRP II. Сейчас идет масштабное обучение сотрудников компании по овладению ими. Весь руководящий состав осваивает заложенные в эти концепции принципы, и я уверен, что после завершения учебы половину бизнес-процессов в фирме придется переделать.

PC Week: Что позволило вашей компании устоять в кризис?

Т. Я.: На этот счет у меня есть целая концепция.

У “АйТи” с момента ее появления на рынке никогда не было каких-то связей наверху, лоббистских возможностей, что ли. Она изначально была и остается чисто рыночной компанией, ориентированной на спрос, на потребности клиентов. Поэтому проекты мы выигрывали только профессионально, не зависели от каких-то особо крупных клиентов (например, сейчас у нас одновременно открыто около 250 проектов, при этом нет клиентов, от которых мы получаем больше 5% общего дохода).

По большому счету, нас спасли две вещи:

- ориентация на средний рынок - самый широкий, живучий и развивающийся;

- умение работать в регионах (я по сей день убежден, что эффективность региональных проектов выше, чем, например, московских).

Все это позволило смягчить удар кризиса, и сегодня мы по зарплате практически вернулись на докризисный уровень.

PC Week: Какие качественные изменения, произошедшие за последний год на российском рынке, вы выделили бы особо и как они отразились на бизнесе вашей компании?

Т. Я.: В первую очередь я бы отметил миграцию интереса заказчиков в сторону приложений. Это и понятно - инвестиции в оборудование предприятия уже сделали, базовую инфраструктуру у себя построили. Теперь настал черед понять, что со всем этим делать. Во всяком случае, рынок потихоньку привыкает платить за интегрированные системы управления такие же деньги, как и за “железо”.

Это отражается и на структуре наших доходов. Если в 1997 г. доля продуктов “БОСС” в обороте компании составляла менее 10%, то к концу нынешнего года она 20%.

Такое перераспределение интересов заказчиков заставило серьезно отнестись к разработке новой партнерской программы. Сначала для продвижения “БОСС-Корпорации” мы использовали свою достаточно обширную партнерскую сеть, по которой успешно продвигали сетевые продукты. В то же время продажа сложных приложений заставляет помимо крупных региональных интеграторов привлекать новые категории потенциальных партнеров, к которым мы относим консалтинговые и аудиторские фирмы, разработчиков прикладного софта и даже компании, занимающиеся внедрением зарубежных систем управления предприятиям. В связи с этим мы разработали специальную партнерскую программу для продвижения системы “БОСС”. Подробно о ней мы расскажем на предстоящем партнерском семинаре “ПаРаДис” в Египте.

Версия для печати