Наиболее эффектными украшениями осенней выставки Internet World стали носимые компьютеры (Wearables computer), трансформированные в продукт высокой моды. Этот неожиданный поворот в ИТ готовился с начала 90-х годов. С тех пор создание компьютеров собственных конструкций, размещаемых в предметах одежды или украшениях, превратилось в одно из самых модных увлечений студентов и выпускников наиболее престижных университетов.

Массачусетский технологический институт - сегодня Мекка и центр “киборгов”, или, как они сами себя называют, “боргов” (http://wearables.www.media.mit.edu/projects/wearables/).

Настоящий борг не расстается с компьютером практически никогда, исключение составляют водные процедуры, спортивные занятия и сон. В остальное время, а это в среднем 16 часов ежедневно, борг живет в режиме разделения времени, одновременно существуя в двух пространствах - реальном и виртуальном.

Для экипировки боргов существует огромное множество самых разнообразных устройств. На рынке есть практически все необходимые компоненты, включая устройства ввода-вывода. Из операционных систем борги используют только Linux, иное нельзя и предположить.

Носимые компьютеры, выйдя за рамки узких функциональных требований, стали атрибутом высокой моды. Компания c соответствующим названием Infocharms (www.infocharms.com) демонстрирует целую коллекцию моделей со встроенными носимыми компьютерами. На фотографии известная супермодель Вендела демонстрирует прибор SQUI. Это концептуальное устройство, разработанное студентом Мэттом Бачтером (Matt Buchter) из университета Карнеги - Меллона, где также активно работают над созданием носимых компьютеров. Оно включает в себя сотовый телефон, электронную почту, органайзер и браузер для просмотра Web-страниц. В отличие от своих аналогов SQUI выполнено в виде украшения, способного привлечь внимание девушки цифровой эпохи.

Другая компания - BodyMedia (www.bodymedia.com) - ориентирует свою группу разработчиков, состоящую из врачей, специалистов по компьютерам, программистов и дизайнеров по одежде, на решение сугубо прагматических задач. Подготавливаемый к производству продукт SenseWear предназначен для локального мониторинга жизненно важных функций организма, и в недалеком будущем его можно будет подключить к сетевой консультационной службе InnerView.

К носимым компьютерам на нынешнем уровне их развития нельзя отнестись просто как к экзотическому хобби, коими богата современная жизнь. Дело гораздо серьезнее, не случайно к Wearables computer привлечено внимание управления по стратегическим проектам МО США DARPA (именно оно с 1997 г. спонсирует семинар “Wearables in 2005”). Заметный вклад в создание wearables вносят те ученые, которые в свое время стояли у колыбели Интернета, причем показательно, что мало кому известная фирма BBN, пионер Интернета, сейчас активно участвует в создании носимых компьютеров. В авангардных разработках участвуют и другие фирмы, известные не столько на широком рынке, сколько в научной и академической среде.

Вообще схема работы в этой области очень напоминает то, что происходило уже несколько раз в истории ИТ в Америке. Работу начинают энтузиасты, они ведут ее в абсолютно открытых условиях, на небольшие средства, выделяемые DARPA. В нужный момент их результатами воспользуются большие люди из Пентагона*, но при этом появится еще одна ветвь - сугубо гражданская и коммерческая.

* Так что дело за малым - завести аналог DARPA при МО России. - Прим. ред.

 

Версия для печати