Европа заметно комплексует из-за резкого отставания от США по темпам роста электронной коммерции. А потому принимает различные меры стимулирования перехода фирм к новым формам ведения бизнеса. На это же направлен и объявленный 22 октября совместный проект Международной ассоциации научных парков (IASP, www.iaspworld.org) и корпорации Intel (www.intel.com), цель которого “привлечь малые и средние предприятия к новым формам ведения предпринимательской деятельности с использованием Интернета”. В рамках подписанного между ними соглашения IASP и Intel приступают к осуществлению программы, предусматривающей развертывание к марту в шести странах мира (Англии, Германии, Испании, Турции, Швеции и Эстонии) сети поддерживаемых Intel “лабораторий Интернет-экономики” (IEL, Internet Economy Labs), а также организацию семинаров и курсов обучения. В дальнейшем планируется финансирование проектно-исследовательских работ. По завершении экспериментального этапа программы к ней могут присоединиться до 40 тыс. малых предприятий, ведущих ныне свою деятельность в рамках европейских научных парков (IASP объединяет почти 200 научных парков из 45 стран мира), и 20 тыс. реселлеров продукции Intel. Последнее должно насторожить конкурентов силиконового гиганта.

В зависимости от результатов экспериментальной стадии программы в течение следующего года число ее участников будет расширено за счет научных парков, расположенных как в Европе, так и на других континентах.

Вклад Intel в создание IEL будет заключаться в предоставлении необходимой информации и документации, а также широкого спектра оборудования, включая настольные системы и высокопроизводительные серверы, сетевые устройства, средства разработки ПО, а также уже работающие узлы Интернета. Кроме того, Intel, как заявлено, “организует тиражирование законченных образцов Web-сайтов, разработанных передовыми европейскими фирмами в рамках IEL”.

Для обеспечения бесперебойной связи между IEL, Intel и IASP будет создана интрасеть, с помощью которой все члены IASP смогут обмениваться информацией, передовым опытом, полученными результатами. Авторы наиболее интересных и перспективных Интернет-решений, разработанных в рамках IEL, смогут рассчитывать на дальнейшее содействие со стороны Intel в виде предоставления средств для развития бизнеса, технической помощи, маркетинговой поддержки.

Совместный проект призван способствовать дальнейшему укреплению позиций корпорации в качестве поставщика структурных компонентов Интернет-экономики, расширению ее клиентуры, наращиванию поставок серверов, Интернет-услуг, сетевых средств. В планах Intel и IASP предусматривается проведение форумов для предпринимателей с целью информирования их о потенциальных выгодах использования Интернета, а также обмена передовым опытом в сфере международной предпринимательской деятельности, предоставления несложного доступа ко всему спектру технических средств, необходимых для полной оценки тех задач, которые возникают в процессе освоения новых форм ведения бизнеса.

По оценке Forrester Research, мировой оборот электронной коммерции достигнет к 2003 г. объема в 3 трлн. долл. Однако лишь 6% мировых доходов в сфере электронной коммерции приходится на Европу, хотя, по данным Datamonitor, 30% европейских малых и средних предприятий уже имеют доступ в Интернет. При этом именно такие предприятия формируют в среднем до 60% ВНП европейских стран и именно они способствуют росту занятости населения. Европейские научные парки, по замыслу участников соглашения, призваны стать фундаментом перестройки предпринимательской деятельности.

Если отбросить геополитику, то не очень понятен выбор для размещения IEL Турции и Эстонии, а скажем, не Франции, Норвегии, России или Италии, обладающих большим научным потенциалом. (Что касается России, то здесь сейчас эльдорадо для инвесторов - стоимость разработок во много раз - от десяти до ста (!) - ниже, чем в США.) После создания нового подразделения, в которое Intel вложила громадные деньги (см. PC Week/RE, № 38/99, с. 5), расходы на IEL кажутся совершенно мизерными и несоизмеримыми с декларируемыми целями. Пока трудно сказать, кто из участников данного соглашения перестраховался. С точки зрения маркетинга, Intel планомерно и комплексно пытается в разных формах закрепиться в новом для нее секторе рынка.

 

Версия для печати