ШИРОКИЙ ВЗГЛЯД

По поводу Интернета существует новая поговорка: что приходит, то и уходит. Период массового использования Интернета насчитывает уже порядка пяти лет, и многие уже успели привыкнуть делать через него онлайновые покупки.

Джон Ташек

Однако теперь все наши шаги учитываются - за нами следят. В сентябре фирма Amazon.com ввела в действие свою поисковую машину Purchase Circles, которая помимо всего прочего отслеживает, кто и что покупает через Интернет, а затем помещает эти данные на Web-сайте компании. Purchase Circles, приобретенная Amazon.com одновременно с создаваемым на общественных началах порталом PlanetAll’, позволяет узнать, например, что наибольшей популярностью среди книг, покупаемых персоналом самой Amazon.com, пользуется самоучитель HTML.

Однако это лишь цветочки. Amazon следит за сотнями компаний и потом публикует сведения об их покупательских интересах на первых страницах Web-сайта Amazon.com. Так, за считанные секунды я смог узнать, что приобретают Eastman Kodak, Kaiser Permanente, Xerox PARC и многие другие компании.

Интересно отметить, что в Oracle наибольшей популярностью пользуется книга “Различие между Богом и Ларри Эллисоном: Внутри корпорации Oracle”. Это вовсе не удивительно, ибо корпоративной культуре этой компании свойственна замкнутость в самой себе.

Сразу после объявления о Purchase Circles эта система вызвала резкую критику групп по защите частной информации, заявивших, что она нарушает коммерческую тайну. По сообщению газеты The Washington Post, президент American Bookseller Association (АВА, Американская ассоциация книжной торговли) сказал, что подобная технология может отпугнуть людей от Интернета. От ABA следовало ожидать такой реакции, ведь она действительно не заинтересована в распространении книг через Web.

Однако налицо тот факт, что наши понятия о коммерческой тайне постепенно меняются. Люди привыкли к “призовым” купонам, достающимся покупателям определенного вида товаров, так же они постепенно станут более гибкими и в отношении допустимого объема открытой информации.

Например, несколько лет назад Lotus собиралась выпустить продукт MarketPlace, включавший функцию сбора данных об интересах конкретных покупателей. В Lotus посчитали, что это даст поставщикам наилучшую возможность узнать нужды своих клиентов. Идея вызвала массовые протесты, и Lotus прекратила подобную деятельность.

Тем не менее технологии сбора данных поразительно быстро прогрессируют. Через пару лет появятся механизмы сбора данных, которые далеко опередят Purchase Circles. Скажем, репозиторий Application Data Warehouse корпорации Oracle позволяет ИТ-группам легко создавать большие хранилища данных. Вспомнив, что подавляющее большинство Интернет-компаний строит свою деятельность на базе СУБД Oracle, вы поймете, насколько легким станет сбор данных о фирмах, пользующихся электронной коммерцией.

Я вовсе не говорю, что все это чудесно и замечательно. Компании, создающие хранилища данных, действуют тихой сапой. При всей вашей бдительности они постепенно накопят подробную информацию о вашей жизни и вдруг - бац - будут знать о вас больше, чем вы сами.

Нарушается ли ваше право тайны частной информации, если вы сообщаете личные сведения в первом попавшемся месте? С Джоном Ташеком можно связаться по адресу: john_taschek@zd.com.

Версия для печати