РЕЦЕНЗИИ

Информатика. Базовый курс. Учебник для вузов. Под ред. С. В. Симановича. СПб.,Питер, 1999. - 638 с.

Судя по объему и названию книги, можно ожидать, что это нечто фундаментальное, но, раскрыв ее, я, признаюсь, пришел в недоумение. Здесь обнаружился какой-то удивительный конгломерат из всего и вся.

За четырьмя вводными главами (о вычислительной технике вообще, устройстве ПК и операционных системах) следуют еще четырнадцать, где описываются основы работы в среде Windows и наиболее популярные приложения. Две завершающие главы посвящены публикации Web-документов и программированию во всем его многообразии. В особенности поразила пестротой и широтой охвата последняя глава.

Я благодарен научному редактору учебника С. В. Симановичу, который любезно объяснил мне задачу авторского коллектива и тем самым развеял возникшее было раздражение. Оказалось, что под “Информатикой” авторы понимают всего лишь небольшой курс в объеме от 16 до 60 часов (включая практические занятия), читаемый для студентов машиностроительных, автомеханических и других подобных специальностей. В нем, по понятным причинам, предполагается только поверхностное знакомство с предметом и ни о каком профессионализме речи быть не может.

Чаще всего такие курсы читают специалисты, для которых компьютеры и все, что с ними связано, является второй специальностью, дополнительной по отношению к главной. Именно на них, им в помощь и рассчитана эта книга. Она дает этим преподавателям информационную базу, из которой можно выбрать то, что нужно по определенной учебной программе.

Попробуем расшифровать название: рецензируемая книга есть не что иное, как инструментальный набор для преподавателей “информатики”. Она сочетает в себе свойства хрестоматии и методического пособия. Авторы имеют опыт преподавания, хорошо знают требования своего сообщества и создали книгу, которая ему вполне адекватна.

Практическая ориентированность всего издания немного диссонирует с глобальной по замыслу первой главой: “Информация в материальном мире”. В ней обсуждается сложная, можно сказать, философская проблема - соотношение между данными, информацией и знаниями. По некоторым вопросам авторы выносят спорные суждения, например, малодоказательно такое определение: “Информация - это продукт взаимодействия данных и адекватных им методов”.

Дискуссия по триаде “данные - информация - знание” сегодня привлекает внимание многих серьезных исследователей, особенно в связи с возрастающим интересом к таким темам, как интеллектуальный капитал, управление знаниями и т. п. Однако она явно вне области интересов тех, кто читает простейшие вводные курсы.

Версия для печати