“Электронные” разборки

Ежедневные новостные подборки ведущих информационных агентств довольно часто напоминают сводки Совинформбюро времен Великой Отечественной. Иногда даже кажется, что вступившие в единоборство компании не оставят друг от друга камня на камне. Ан нет! Смотришь, через некоторое время они уже чуть ли не в обнимку - организуют какую-нибудь ассоциацию либо заключают долговременное соглашение о “дружбе, любви” и совместном производстве продукции. Впрочем, вскоре после этого прежнее состояние дел может возобновиться: опять начнется война моделей, стандартов или цен. Причем если на одном участке “фронта” уже вовсю воюют, то на другом может царить мир да согласие. И примеров этому тьма. “Ничего не поделаешь, - говорят в таких случаях эксперты, - это бизнес, сынок”.

Будущее связано с интеграцией

Современные микросхемы графических процессоров по вычислительной мощности и количеству транзисторов практически не уступают своим универсальным собратьям типа Pentium III или PowerPC G4. Недаром говорят, что после микропроцессора самым интеллектуальным кремниевым кристаллом в компьютере является микросхема графического акселератора. Сегодня это, по сути, специализированный микропроцессор, который берет на себя обработку трех- и двухмерных изображений и видеосигналов, выполнение интерфейсных функций и т. д. Например, чип Nvidia GeForce 256 содержит 23 млн. транзисторов и за одну секунду может выполнить более 10 млрд. операций. В планах конкурентов Nvidia - компаний ATI Technologies, S3, Matrox, 3Dfx - стоят и более внушительные цифры. По мнению большинства экспертов, рынок графических акселераторов стал слишком тесным: сегодня на нем работают около 40 производителей. Конкуренция здесь довольно жесткая. По данным маркетингового агентства Mercury Research, если на рынке настольных компьютеров фирма ATI Technologies остается признанным лидером, то в сегменте портативных устройств чувствует себя уверенно Trident. Нишу компьютеров для деловых приложений плотно опекает Matrox, поклонники же трехмерных компьютерных игр твердо верят в преимущества микросхем корпорации 3Dfx.

“Последний из могикан” - графический ускоритель i752

А вот для Intel (www.intel.com), которая для большинства пользователей часто ассоциируется только с микропроцессорами, на рынке графических акселераторов, по мнению экспертов, сегодня раскрываются просто невиданные перспективы. И все, как обычно, делается без фанфар.

Официально Intel вышла на рынок графических микросхем в 1998 г., когда анонсировала микросхему графического ускорителя i740. Последняя просуществовала совсем недолго, ее сменил акселератор i752. Но уже в августе нынешнего года корпорация объявила о своем уходе из этого сегмента рынка. Справедливости ради отметим, что поступила она абсолютно правильно. Ее микросхемы уже не обладали столь ощутимыми преимуществами перед конкурирующими продуктами. К тому же буквально в течение нескольких последующих месяцев изготовители графических кристаллов смогли наладить выпуск более производительных микросхем.

Стоит отметить, что это уже далеко не первая попытка Intel выйти на рынок графических микросхем после того, как она прикупила компанию Chips and Technologies. Однако плачевным результатом этих попыток корпорация, видимо, ничуть не огорчена. Может быть, потому, что она заключила лицензионное соглашение с компанией S3 - крупнейшим производителем графических микросхем. Заметим, что S3 является пионером в разработке первых графических акселераторов, начиная от 32- и 64-разрядных простых и заканчивая 128-разрядными мультимедийными, в которых обработка 3D-графики и видео объединена с воспроизведением DVD.

Теперь графические ускорители реализуются как неотъемлемая часть наборов микросхем Intel. Речь идет о чипсете i810 и недавно анонсированном i810e. По мнению ведущих экспертов из журнала Microprocessor Report, следующей весной в большинстве новых компьютеров будут использоваться чипсеты со встроенными функциями обработки трехмерной графики, причем на многих из них окажется логотип Intel.

Маркетинговое агентство Mercury Research прогнозировало рост рынка наборов микросхем с интегрированной графикой: 5,5 млн. шт. в 1998 г. и более 43 млн. шт. в 2000 г. Весь же рынок графических микросхем в следующем году это агентство оценивает в 145 млн. единиц продукции. Если учесть, что Intel владеет двумя третями рынка наборов микросхем, то ситуация проясняется еще больше.

Если прогнозы экспертов сбудутся, то в ближайшее время Intel станет лидером среди фирм - производителей трехмерных ускорителей. Такой сценарий развития событий последних вряд ли устраивает, поэтому и шаги ими предпринимаются вполне адекватные. Например, S3 подружилась с нынешним “заклятым другом” Intel - корпорацией VIA Technologies. Плодом их совместного труда будет объединение набора микросхем VIA с мощным графическим акселератором S3. Здесь стоит заметить, что микросхемы VIA Apollo Pro 133 по ряду параметров превосходят чипсеты Intel.

Тайваньские проблемы

В конце сентября страшное землетрясение обрушилось на Тайвань. Приборы зарегистрировали толчки силой 7,6 балла по шкале Рихтера. Погибло 2,1 тыс. и ранено около 9 тыс. человек. Эпицентр стихии находился на расстоянии 146 км к югу от столицы острова - города Тайбея.

Тайвань по праву считается мировым центром производства компьютеров, периферийных устройств и интегральных микросхем. Compaq Computer, IBM, Hewlett-Packard, Dell Computer, Gateway, Toshiba, Fujitsu, как и большинство других крупных фирм-производителей, в той или иной мере используют ресурсы тайваньских компаний. Например, по мнению одного из экспертов IDC, на Тайване выпускается около 40% всех портативных компьютеров. Здесь находятся заводы двух ведущих компаний по производству ноутбуков - Compal и Quanta. А вот TSMC (Taiwan Semiconductor Manufacturing Company) является не только известным поставщиком графических процессоров и микросхем для беспроводной связи, но также крупнейшим производителем наборов микросхем для системных плат персональных компьютеров. Известно, что на Тайване выпускается до 25% чипсетов, остальные 75% изготавливаются на фабриках Intel. По словам вице-президента корпорации AsusTek, обычно с конвейеров тайваньских заводов ежемесячно сходит не менее 5 млн. наборов микросхем. В сентябре их количество не превысило 2,8 млн. шт.

Быстрыми темпами развивался на острове и выпуск графических микросхем. Например, для производства современных графических процессоров компания S3 инвестировала в корпорацию UMC (United Microelectronics Corporation) 600 млн. долл.

Хотя о крупных разрушениях зданий фабрик и заводов полупроводниковой промышленности, расположенных в зоне промышленного парка, не сообщалось, отключение или сбои электроэнергии коснулись практически всех предприятий. По некоторым сведениям, во время землетрясения на Тайване было временно потеряно 41% от общей электрической мощности, потребляемой на острове.

В момент землетрясения на фабриках TSMC в процессе производства находилось примерно 28 тыс. восьмидюймовых кремниевых пластин. Правда, по сообщению представителя корпорации, буквально через несколько дней 90% оборудования уже работало на полную мощность. По некоторым оценкам, в результате землетрясения эта компания потеряла около 88,2 млн. долл.

Потери основного конкурента TSMC - корпорации UMC составили приблизительно 45 млн. долл., но на ее заводах работа уже идет полным ходом. Сведения о восстановлении производства поступили и от таких крупных полупроводниковых компаний, как Winbond Electronic и Mosel Vitelic. Надо сказать, что некоторым фирмам повезло больше: они не говорят не только о разрушениях, но даже о вынужденных простоях. К примеру, фабрики компаний ASE (Advanced Semiconductor Engineering) и OSE (Orient Semiconductor Electronics) находятся настолько далеко от эпицентра землетрясения, что им даже не пришлось прерывать работу.

Стоит отметить, что информация о последствиях катастрофы часто публикуется самая противоречивая. Например, один из экспертов Dataquest в начале октября утверждал, что вследствие простоя 28 тайваньских фабрик ежедневно теряется около 40 млн. долл. Тайваньский институт экономических исследований TIER (Taiwan Institute of Economic Research) финансовые потери полупроводниковой промышленности оценивает суммой 300 млн. долл.

Пока шла ликвидация последствий стихийного бедствия, тайваньская корпорация SiS (Silicon Integrated Systems) без особой помпы приобрела у компании Rise Technology ЦПУ-технологию и относящуюся к ней интеллектуальную собственность. Заметим, что SiS - крупнейший производитель наборов и графических микросхем. В отличие от VIA Technologies, которая недавно прикупила Cyrix и подразделение IDT Centaur (WinChip), SiS имеет собственное полупроводниковое производство, а вот с лицензией на выпуск комбинированного чипсета у нее пока проблемы.

Хотя не самая лучшая ситуация сегодня сложилась практически во всех областях компьютерной индустрии Тайваня, основные проблемы, по мнению экспертов, будут связаны даже не с памятью, а именно с графическими микросхемами. Ведь на острове оказалось сосредоточено до 80% производства этих устройств.

Рождение нового

Что касается микросхем памяти, то здесь немалую роль должны сыграть японские и южнокорейские электронные гиганты. Так, корпорация Samsung Electronics планирует весной 2000 г. открыть новую фабрику, а совместное предприятие Shanghai Huahong NEC Electronics (созданное по договору между китайским правительством и японской корпорацией NEC) предполагает, что рост выпуска кремниевых пластин будет составлять до 20 тыс. шт. ежемесячно. Кроме того, вместо двух старых на электронном рынке появился один новый игрок.

Как известно, с целью преодоления кризиса правительство Южной Кореи выдвинуло план по реструктуризации экономики, названный Big Deal (“Большая сделка”), который был подготовлен и одобрен американскими консалтинговыми компаниями. В частности, согласно этому плану, Hyudai Electronics объединялась с LG Semiconductor из концерна LG Group.

После Samsung Electronics, которая является бесспорным мировым лидером полупроводниковой промышленности, Hyundai Electronics занимала по производству микросхем DRAM в Корее второе место: она выпускала до 45 млн. 64-мегабитных микросхем.

В связи с кризисом в феврале прошлого года компании пришлось заморозить строительство новой фабрики в Шотландии. Переговоры между корпорациями Hyundai Group и Intel о создании совместного предприятия, оцениваемого в сумму 1,5 млрд. долл., были внезапно прерваны. Как сообщила лондонская газета Times, стороны обсуждали рост производства кристаллов памяти в 16 раз, что позволило бы опередить германский концерн Siemens, чья фабрика успешно работает на северо-востоке Англии. Кстати, завод Hyundai в Шотландии - один из немногих, где возможен серийный выпуск 256-мегабитных DRAM.

При слиянии LG Semiconductor и Hyundai Electronics на начальном этапе были некоторые проблемы с разделом собственности. В то время как корпорация Samsung Electronics имела свыше 19% мирового рынка микросхем DRAM (примерно 21 млрд. долл.), на долю LG Semiconductor и Hyundai Electronics приходилось 7 и 9% соответственно. Представители группы Hyundai аргументировали свою позицию тем, что корпорация имеет богатый опыт по маркетингу своей продукции в США. Кроме того, в Орегоне функционирует полупроводниковая фабрика, продукция которой распространяется преимущественно на территории Северной Америки. Всего этого не было у LG. Но руководство последней упорно сопротивлялось таким доводам, приводя свои контраргументы. Дело дошло до того, что в декабре прошлого года, как сообщило агентство Associated Press, несколько банков-кредиторов, большинство из которых контролировалось государством, приостановили выплату ссуд LG Semiconductor.

И вот наконец появилось сообщение, что объединенная независимая компания получила название Hyundai Microelectronics. По словам директора по маркетингу Hyundai Semiconductor Group, это будет крупнейший производитель микросхем памяти, доходы которого в следующем году должны составить 6,5 млрд. долл., а еще через год достигнуть 8 млрд. долл. Ежемесячный выпуск полупроводниковых пластин ожидается на уровне 300 тыс. шт.