ЭЛЕКТРОННАЯ КОММЕРЦИЯ
Всплеск эйфории по поводу захватывающих дух перспектив так называемого виртуального бизнеса (e-business) в последнее время сбивается со встречной волной более трезвых и даже скептических оценок. На фоне по-прежнему громких панегириков, возносимых апологетами электронной коммерции, все слышнее голоса тех аналитиков, которые призывают спуститься с небес на землю и наконец-то принять во внимание, что Интернет - всего лишь одно из орудий в обширном инструментальном арсенале предпринимательской жизни. И при всем многообразии открывающихся с его помощью непредставимых ранее возможностей нельзя забывать, что появление нового средства решения проблем еще никогда не означало их автоматического преодоления.
Впрочем, чрезмерное воодушевление и безоглядные надежды, возлагаемые на революционизирующие жизнь технические новшества, не представляет собой ничего неожиданного или непривычного. Общество ждет панацеи не только в медицинских вопросах - нетерпеливое желание встретить “золотой век” известно в каждой сфере человеческой деятельности и, видимо, вообще свойственно нашей природе как таковой: жизнь коротка и каждое поколение рассчитывает, что именно ему доведется увидеть небо в алмазах. И когда появляется магическое “оно” - будь то паровой двигатель, антибиотики, кибернетика, генная инженерия или же вот нынешнее покрытие всего земного шара хитроумной паутиной коммуникационных каналов, - то не приходится удивляться и тому ажиотажу, который сопровождает очередное новшество на первом этапе его существования.
Интернет не только не стал исключением в этом ряду - процесс его становления ознаменован беспрецедентным ростом всех ветвей экономики, так или иначе причастных к обеспечению сетевой деятельности. Стало уже общим местом писать о так и не успевших закончить университет свежеиспеченных мультимиллионерах и даже миллиардерах, первыми пошедших по неизведанным сетевым маршрутам и сколотивших благодаря своему пионерскому духу многомиллионные капиталы раньше покупки первого костюма, а также о возглавляемых ими предприятиях, за считанные месяцы превратившихся в самую серьезную конкурентную угрозу респектабельным транснациональным корпорациям с чуть ли не вековой историей. И что интересно: чем “виртуальнее” область деятельности той или иной еще совсем недавно “стартапной” компании, тем круче вздымается вверх кривая ее успеха.
Подтверждение сказанного лучше всего прослеживается на примере Америки, страны, которая с присущей американской нации предприимчивостью первой распознала неисчерпаемый коммерческий потенциал “Всемирной паутины ”. Как показывают исследования Университета Техаса (см. PC Week/RE, № 43/99, с. 9), проведенные по заказу производителя сетевой аппаратуры компании Cisco Systems, оборот Интернет-отрасли в целом (под этим понимается как стоимость поглощаемых ею объемов аппаратуры и ПО, так и результат онлайновых сделок) вырастет в нынешнем году более чем на 67% и составит 507 млрд. долл. Величина эта соответствует 6% валового национального продукта мировой экономической супердержавы. Что же касается собственно электронной коммерции, т. е. онлайновой торговли товарами и услугами, то завершение года будет ознаменовано более чем удвоением ее оборота, который достигнет 170 млрд. долл. В США во всей Интернет-отрасли занято сейчас 2,3 млн. человек. Любопытно, что после 2000 г., по некоторым прогнозам, в темпах освоения Сети произойдет новый скачок, так как многие фирмы затягивают со стартом лишь из желания избежать неприятностей, обусловленных пресловутой проблемой Y2K. Шансы на успех онлайновых маркетинговых и рекламных кампаний расцениваются очень высоко: даже в сверхосторожной в вопросах сетевого бизнеса Европе свыше 75% пользователей Интернета считают электронную коммерцию одним из важнейших источников покупок.
Признано, что лучшим барометром рынка являются биржевые показатели. Интересно проследить, как разные сегменты рынка США преодолели экономические потрясения осени 1998 г., вызванные произошедшими почти одновременно азиатским и российским финансовыми кризисами. Если за прошлый год оправившийся Доу-Джонс поднялся на 38%, а Standard & Poors 500 - на 39%, то биржа высокотехнологичной промышленности Nasdaq продемонстрировала 103%-ный взлет своего композитного индекса. Вот как выглядят годовые итоги отдельных ИТ-компаний: Cisco Systems - утроение курсовой стоимости акций; Sun Microsystems - учетверение курса за тот же период; поставщики “чистых” интернетовских услуг Amazon и America Online (AOL) потяжелели за это время в 6 раз, а устроитель онлайновых аукционов eBay стоит теперь на рынке в 20 (!) раз больше, чем год назад. Хорошо всем известный (и существующий лишь несколько лет) Web-портал Yahoo! имеет сегодня на бирже больший вес, чем флагман индустрии развлечений Disney (57 и 52 млрд. долл. соответственно).
Парадоксальным образом победное шествие Интернет-отрасли породило на Уолл-стрите и в других мировых экономических центрах очередную полемику о достоверности биржевых оценок, полученных бесцеремонными завоевателями финансовой цитадели. Триумфальные сводки “хай-тек-рынка” приводят в смятение как обозревателей, так и частных инвесторов. Беспристрастные аналитики вновь заговорили о “мыльном пузыре” онлайновой экономики. Непосредственные же вкладчики вместо радостного предвкушения заоблачных дивидендов беспокойно заерзали в ожидании неизбежного “биг-банга” и, будучи не в силах противостоять завораживающей динамике курсовых рекордов, напряженно следят за биржевыми новостями, дабы упредить наступление якобы неотвратимого краха и заблаговременно превратить в реальные деньги свои вложения в виртуальную экономику.
Совпадение расчетов экспертов с тревожными предчувствиями массы мелких вкладчиков заставляет задуматься. На чем основано это неожиданное недоверие, что-то вроде чумы страха во время пира победителей? Александр Дробик (Alexander Drobik), аналитик респектабельной консалтинговой фирмы GartnerGroup (www.gartnergroup.com), считает, что “e-business имеет сегодня самую завышенную цену среди всех субъектов информационных технологий”. На прошедшем во французских Каннах симпозиуме ITxpo он предсказал уже на ближайший год падение биржевых курсов многих Интернет-фирм вплоть до полного исчезновения их с рынка к 2002-му. За этот период провалом окончатся до 75% проектов в сфере виртуального бизнеса. Причины, по мнению эксперта, просты: не продуманные как следует бизнес-планы, плохое планирование и чрезмерно затянутые процессы взаимоувязок. 2001 год будет ознаменован крахом иллюзий, и лишь тогда можно ожидать подлинного коммерческого освоения Интернет-пространства, когда полезные стороны онлайновых технологий будут увязаны с оптимизированными бизнес-процессами.
Во избежание оправдания собственных же мрачных прогнозов Дробик советует руководству фирм, берущих на вооружение современные сетевые возможности, не пренебрегать традиционными структурами предпринимательской деятельности. Фирмы, которые слишком рано сделают ставку на еще несозревшие технологии и ворвутся на такой же неподготовленный рынок, окажутся в очень сложной ситуации. Вместе с тем и поведение сверхконсервативных компаний, полностью игнорирующих приход сетевой эры, чревато ничуть не меньшими неприятностями. Согласно мнению эксперта, предприятия должны так выстроить свою стратегию, чтобы постепенно “притереть” свой традиционный бизнес к сетевым возможностям, не поддаваясь при этом соблазнам повторить суперуспех крайне немногих Интернет-счастливчиков и не давая запугать себя неудачами менее успешных покорителей пространства виртуальной коммерции.