Влад Борисов    

Этой осенью мне довелось принять участие в турне компаний APC и Cisco по нескольким сибирским городам (см. PC Week/RE, № 44/99, с. 1), в ходе которого представилась возможность побеседовать со специалистами местных компьютерных фирм. О специфике работы системного интегратора в одном из крупнейших российских городов, Красноярске, рассказал Николай Лясковский, коммерческий директор компании Kris (www.kris.ru).

Николай Лясковский: “Московская экспансия ощущается очень сильно”

PC Week: Какого рода проекты реализует Kris?

Николай Лясковский: Одно из главных направлений - проекты по модернизации вычислительных центров и созданию WAN- и LAN-сетей на крупных предприятиях. Мы заменяем устаревшие ЕС ЭВМ, second-hand мэйнфреймы на системы S/390, RS/6000, AS/400 корпорации IBM, помогаем организациям в переносе ПО, осуществляем сервисное обслуживание техники, ведем другие смежные работы.

Например, серверы IBM S/390 установлены нами на Красноярской железной дороге (КЖД), в АО “Искра” (Красноярский завод телевизоров), на Электрохимическом заводе, в Красноярском техническом университете (КГТУ). На КЖД и в банке “Енисей”, который после кризиса объединился с банком “Металэкс”, образовав Енисейский объединенный банк, мы участвовали в проектах по созданию телекоммуникационных сетей на базе оборудования Cisco. В год мы реализуем несколько десятков проектов.

PC Week: Что считается крупным проектом для Красноярска?

Н. Л.: Это проекты стоимостью около 100 тыс. долл. У нас были и более значительные проекты, например на КЖД или реализуемый сейчас проект информатизации городского школьного образования. В его рамках мы организуем комплексную поставку компьютерных классов на основе ПК собственной сборки. Интересный проект реализуется на КЖД: в рамках развертывания пилотной части системы SAP R/3 (в МПС ее рассматривают как полигон по внедрению системы SAP R/3) Kris поставляет технику, создает сети и т. п.

PC Week: Как строится работа регионального системного интегратора?

Н. Л.: Существуют три основные схемы организации работ. Первая: Kris - генеральный подрядчик. По “железной” части проекта здесь главное - правильное взаимодействие с поставщиками. Из них нам ближе всего стиль и организация работы питерского дистрибьютора “Марвел”.

Вторая: в проекте мы выступаем совместно со столичным партнером. Как правило, московская фирма, обладающая значительными интеллектуальными ресурсами, запасом прочности и хорошей логистикой, понимает, что лучше найти подходящего регионального партнера и вместе расти от проекта к проекту, нежели открывать новое представительство и бороться с местными фирмами. Кстати, в этом случае непринципиально, кто из партнеров выступает генеральным подрядчиком. В результате клиенту гарантируется трехуровневая поддержка: со стороны местного партнера, имеющего сертифицированных специалистов и выполняющего работы “под ключ”, московского партнера, который берет на себя свою часть работы, ну и, естественно, вендора или группы вендоров.

Третья: зачастую московские фирмы, сидящие очень близко к федеральным министерствам и другим центральным органам управления, все поставки, работы и т. д. берут на себя. При этом у них далеко не всегда цены ниже, а сервис лучше, но тем не менее очень большое число поставок, проектов уплывает в Москву. Появился даже термин “московская экспансия”, ведь в 90% крупных проектов конкурентами местных компаний являются именно столичные системные интеграторы. В этом варианте в лучшем случае нам предложат осуществить техническую поддержку. Справедливости ради надо заметить, что ряд проектов уходит к москвичам вполне заслуженно.

PC Week: Какие проблемы типичны для ваших клиентов?

Н. Л.: Проблем много, но основных две. Первая - руководство предприятия или не осознает важность решения текущих проблем на ИТ-направлении, или действительно очень ограничено в средствах и вследствие этого устанавливает отделам ИТ слишком низкий бюджет - в лучшем случае бюджет выживания. За некоторые из этих предприятий просто страшно. Люди разбегаются куда могут. На одном таком заводе стоят серверы, которые, по заключению IBM, не смогут работать после 2000 г. Тем не менее подобные предприятия отчитываются куда положено о готовности своих систем к 2000 году. Причем это происходит и на опасных производствах.

Вторая проблема - уровень знаний в области информационных технологий у специалистов многих предприятий отстал от жизни. Не имею ничего против тех же Microsoft и Intel, но когда проректор одного вуза заявляет, что корпоративная среда должна полностью основываться на продуктах Microsoft на Intel-платформе, без сравнения с другими альтернативными вариантами, то я сочувствую студентам этого вуза. Мы часто сталкиваемся и с тем, что учебные заведения готовят ИТ-специалистов такого широкого профиля, что в результате как следует выпускник ничего не знает. Он немножко знаком с Delphi и Си, семестр зачем-то изучал AutoCad. Многие слышали, что есть ОС Unix, но ни разу на ней не работали и не понимают, зачем она нужна и где можно и нужно применять серверы на архитектуре Intel, RISC-системы, AS/400 или S/390.

Сегодня и предприятия-заказчики, и мы сами одинаково ощущаем большую потребность в высококвалифицированных кадрах.

PC Week: Что чаще предприятия пытаются купить у вас: технику или решения?

Н. Л.: Мы стараемся продавать решения, но чаще всего бывают комбинированные варианты. Кто-то ставит конкретные задачи - обновить парк персоналок, серверов или установить локальные сети, к Интернету подключиться, т. е. типовые проблемы, в решении которых ничего сложного нет.

У других проблемы сложнее: работает много “жестких” программных продуктов, к сожалению, уже во многом пользователей не устраивающих, на устаревшей аппаратной платформе. На новое и глобальное средств нет. Значит, стоит задача использования старых наработок путем миграции программных средств на новый сервер плюс добавления новых программных модулей собственной разработки или готовых, покупных, например “1С-Бухгалтерии”.

Часто предприятиям требуются консультации такого рода: каким путем пойти? Типичный пример: наши предприятия регулярно посещают представители московских и местных фирм с предложениями таких продуктов, как “1С-Предприятие”, “Галактика”, вплоть до ERP-систем (SyteLine, Baan и др.). Мы можем помочь в правильном выборе системы, при необходимости участвуем во внедрении проекта. А в другой ситуации предприятию лучше поддержать свои разработки, приобретя те же инструменты разработки.

Многие предприятия прошли начальную стадию информационного развития, имеют подразделения, которые после многих экспериментов четко знают, что им нужно. Именно на таких предприятиях, я думаю, подготовлена почва для реализации в будущем (при наличии денег, т. е. устойчивого роста промышленности) серьезных комплексных проектов.

PC Week: Как прошел последний год для Kris и компьютерного рынка Красноярска? Чего вы ожидаете в дальнейшем?

Н. Л.: Для нас 1999 г. - самый удачный: достигнута некая планка стабильности после кризиса. До этого наиболее успешным был 1997 г. В прошлом же году в рублях отмечался рост, в у. е. - падение. В Красноярском крае в этом году наблюдается рост промышленности на 10%, сбор налогов увеличился в несколько раз, причем большая часть налоговых поступлений - “живые” деньги. И мы чувствуем по некоторым проектам, что компьютерный рынок оживает. Конечно, из-за определенной нестабильности в стране, в том числе связанной с предстоящими думскими и президентскими выборами, никто не знает, что произойдет через полгода, год. Стратегические планы, разумеется, у нас есть, но есть и факторы, которые нам не подвластны. До лета 2000 г., я думаю, будут больше превалировать не крупные, а средние и мелкие проекты. Мы прогнозируем, что число крупных проектов будет уменьшаться при небольшом общем росте валового оборота. Мы, например, ощущаем, что после падения курса рубля корпоративным заказчикам нужен более дешевый товар. Они не берут brand name PC-технику столь же активно, как раньше. Сейчас 90% поставляемых нами компьютеров - нашей собственной сборки. Эта же техника пользуется спросом и на розничном рынке. Поэтому мы открываем проект “Розница”, хотя к обороту он добавит нам всего несколько процентов. В его рамках мы будем раскручивать и другое актуальное (по нашему мнению) для Красноярска направление - “мобильный офис”, т. е. продажи ноутбуков и карманных ПК.