Дмитрий Пензин    

В рамках питерской выставки “Инвеком’99” прошел круглый стол, организованный издательством “Биржа” (www.birzha.spb.ru) и “Элитарным компьютерным клубом Санкт-Петербурга”. Представители компьютерных фирм - а среди них были руководители крупнейших питерских розничных магазинов компьютерной техники, в том числе директор сети магазинов “Компьютерный мир” (www.compumir.ru) Татьяна Валуйская, генеральный директор компании “Мариком” Марина Отвагина и директор торгово-выставочного центра компании “Аура” (www.aura.ru) Вадим Кропотов, - имели возможность в неформальной обстановке задать вопросы ведущему специалисту государственной торговой инспекции Нине Норовой и председателю Общества защиты прав потребителей по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Галине Козловской. Основной темой беседы стало обсуждение ситуации, сложившейся после вступления в силу с 1 октября этого года постановления Правительства РФ № 601 от 17.05.97 г. “О маркировании товаров и продукции на территории РФ знаками соответствия, защищенными от подделок”. Первоначально документ относился только к производителям алкогольной продукции, но после трех редакций, последняя из которых датирована 10 июля 1999 г., в перечень товаров, подлежащих маркировке, попали также: компьютеры (системные блоки, мониторы, клавиатуры, мыши), периферийное оборудование (сканеры, принтеры), коммуникационное и сетевое оборудование.

За круглым столом

Причем ответственность за маркировку товара возложена не только на производителей, теперь ее разделяют и импортеры, и торговые организации, и индивидуальные предприниматели. Но фактически в области компьютерного бизнеса “крайними” оказались розничные продавцы.

Во исполнение постановления Правительства РФ Госстандарт России и Министерство торговли Российской Федерации выпустили две ведомственные инструкции (соответственно № 200 от 30.12.99 и № 30 от 29.12.98), которые, в свою очередь, зарегистрированы и введены в действие решением Министерства юстиции РФ № 1731 от 17.03.99. Этими документами к знакам соответствия впервые добавлены марки учетной информации, которые должны, по мнению фискальных органов, облегчить отслеживание товарных потоков и пресечь поставки на рынок продукции, не прошедшей государственную сертификацию, а также попытки уклонения от уплаты налогов. Предусмотрены марки четырех видов: для аудио- и видеотоваров, компьютерной техники и отдельно для розничных и оптовых партий. Таким образом, с 1 октября 1999 г. на всю продаваемую на территории РФ компьютерную технику должны наклеиваться и знак соответствия, и марка учетной информации.

По словам Нины Норовой, реализацией этих марок занимается только одна консультационно-внедренческая фирма “Интерстандарт” (Москва), что затрудняет оперативную поставку марок в регионы. Кроме того, постановка системы учета и отчетности по вновь вводимым инструкциям может создать серьезные проблемы для компьютерных фирм, в первую очередь, из-за неопределенности отдельных пунктов этих инструкций, не учитывающих специфику товара и методов его продаж, а также из-за отсутствия согласованных форм отчетности для налоговой инспекции. Тем не менее государственная торговая инспекция запрещает теперь продавать немаркированную компьютерную технику.

Представители компьютерных фирм считают, что введение марок учетной информации нарушает права торгующих организаций и может вызвать значительное подорожание компьютерной техники, прежде всего на розничном рынке. Как отметил Вадим Кропотов, специально проведенные исследования не выявили прецедентов введения марок учетной информации в других странах; кроме того, вызывает сомнение техническая и нормативно-законодательная готовность государственных регулирующих органов обеспечить выполнение этого постановления в полном объеме.

Государственная торговая инспекция Санкт-Петербурга: (812) 315-8761.

Общество по защите прав потребителей по Санкт-Петербургу и Ленинградской области: (812) 276-1617.

Версия для печати